УДК 373.31; 378.14; 376.3

Косова Е. А.,

старший преподаватель кафедры прикладной математики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

 

 

Место информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением зрения 

 

В статье рассматриваются вопросы реализации информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся начальных классов с нарушением зрения. Обосновывается необходимость разработки индивидуализированной безопасной среды обучения, в которой компьютер рассматривается как коррекционное дидактическое средство.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в обучении, дети с нарушением зрения, коррекционная направленность обучения.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения детей с нарушением зрения имеет существенные особенности. Для учащихся начальных классов с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) образовательные стандарты некоторых стран предусматривают освоение вспомогательных технологий [1-6] с целью преодоления естественных дефектов зрительного восприятия посредством получения умений и навыков работы со специфическими адаптивными компьютерными средствами и параллельной инклюзией ребенка в нормальный образовательный процесс.

Специфика использования ИКТ для поддержки обучения по другим предметам заключается в создании дружественного образовательного пространства, что подразумевает индивидуально-дифференцированный подход к ученику, формирование персонального набора эргономических правил и разработку доступного программного обеспечения [7-10].

Современные авторы сходятся во мнении, что использование ИКТ позволяет применять принципиально новые способы обучения детей с физическими отклонениями, в частности, с нарушением зрения, мотивировать ребенка в обучении, проектировать содержание образования, невозможное без компьютерных технологий, максимально индивидуализировать обучение ребенка [11-13].

Цель статьи – анализ литературы, касающейся вопросов использования ИКТ в обучении учащихся начальных классов с нарушением зрения, определение нерешенных вопросов в этой области и формулировка задач для дальнейших исследований.

В руководстве ЮНЕСКО «Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей» (2005) подчеркивается, что новейшие технологии «в случаях слепоты, глухоты, ослабленного зрения или слуха… позволяют «дополнить» работу соответствующих органов чувств или даже заменить их» [14].

Ю.О.Жук (1997) [15] и А.Ю.Пилипчук (2008) [12] отмечают первоочередность внедрения компьютерных средств обучения в школы для детей с отклонениями в развитии. При этом для обучения особых детей требуются особые компьютерные программы и устройства [16].  

На необходимость использования тифлотехнических средств в обучении для сокращения разрыва в объеме получаемых чувственных данных между детьми с нарушением зрения и нормально видящими сверстниками указано в современных работах [17; 18]. Авторы рассматривают тифлотехническое средство как промежуточное усиливающее звено, находящееся между ребенком с дефектом зрения и воспринимаемыми из окружающего мира сигналами. К тифлотехническим средствам обучения относят оптические приборы (лупы, очки, контактные линзы и пр.), электронные проекционные аппараты, телевизионные увеличители, магнитные преобразователи световых сигналов в слуховые и тактильные, аудио книги и т. д. [18].

Компьютерные тифлотехнические средства разнообразны и многофункциональны. К ним относятся брайлевские принтеры, дисплеи и клавиатуры, синтезаторы голоса, читающие сканеры, осязаемые дисплеи и манипуляторы, электронные увеличительные устройства, оверлейные клавиатуры, программы экранного доступа,  экранные лупы, адаптационно-коррекционные программы, аудиокниги и др.

Выбор технических средств обучения должен быть индивидуальным. Согласно H. Caton (1994), необходима комплексная методика установления оптимальных тифлотехнических параметров обучения ребенка [10]. При этом все участники образовательного процесса (дети, родители, медицинские работники, основные и специальные учителя) совместно определяют свойства и составляющие индивидуальной вспомогательной среды.

Подходы к использованию ИКТ в обучении детей с нарушением зрения и нормально видящих детей отличаются качественно и зависят от общей модели компьютерно-ориентированного обучения, принятой в каждом конкретном государстве. В России и Украине, где использование информационных технологий в начальной школе носит  экспериментальный  характер, связь между нарушением зрения и применением в обучении компьютера четко проследить не удается. Целью учебных курсов зачастую является приобретение навыков пользователя нетрадиционным способам работы с компьютером с опорой на сохранные функции анализаторов [19; 20].

В учебных программах по компьютерным технологиям для учащихся с нарушением зрения в странах дальнего зарубежья, напротив, подчеркивается необходимость получения первичных навыков пользователя именно в начальных классах. «Вспомогательная технология для ученика с дефектом зрения – это больше, чем средство обучения, это фундаментальное орудие труда такое, как карандаш и ручка для нормально видящего ученика», – говорит J.Allan (2006) [21]. Автор обращает внимание на то, что вспомогательные технологии служат связующим звеном между учеником с нарушением зрения и базовыми знаниями, умениями и навыками, и не должны изучаться вне общеобразовательной программы, опережая ее или противореча ей; важнейшим условием выбора технологии и формы обучения является индивидуальный подход к ученику.

J.Stiteley и J.Allan (2003) [1] формулируют перечень компетенций учащихся начальных классов в сфере ИКТ, где умения и навыки пользователя сочетаются с коррекционными задачами начального этапа обучения. В частности, этот перечень включает такое: формирование навыков чтения и письма по Брайлю, использование брайлевского принтера; развитие моторики; формирование расширенных навыков ориентации в пространстве; формирование и развитие первичных навыков использования аппаратных и программных увеличителей; развитие навыков пространственного обследования; согласование двигательных навыков и навыков экранной навигации; формирование первичных представлений о клавиатуре, навыков набора текста, использования мыши и др.

Как утверждается в ряде источников, компьютер может компенсировать большинство проблем, связанных с расстройствами моторики, восприятия, дисграфией и дислексией [22; 23].

По словам J.Diggs (2002), пользовательский уровень учащихся с нарушением зрения должен быть значительно выше уровня нормально видящего пользователя за счет включения в программу дополнительно вспомогательных технологий [2]. Автор рекомендует рассматривать уроки по основным и вспомогательным компьютерным технологиям как коррекционную дисциплину в начальных классах, а в качестве учителей-инструкторов привлекать специалиста по вспомогательным технологиям, тифлопедагога и сопровождающего педагога. Подчеркивая важность инклюзивного обучения, автор обращает внимание на необходимости содействия использованию вспомогательных технологий, решения вопроса, где и когда это возможно применять согласно индивидуально разработанному педагогическому плану. Особое внимание уделяется постоянному контакту и взаимообучению основных учителей и специальных педагогов.

D.Mioduser и O.Lahav (1999) предлагают использовать специальные компьютерные программы для развития навыков чтения и письма у детей с ослабленным зрением, то есть для преодоления дислексии и дисграфии [9].

Следует отметить, что идею использования компьютеров на уроках по развитию зрительного восприятия и других коррекционных занятиях поддерживают специалисты из России [24; 26].

На Интернет-сайте Американской организации в помощь слепым (American Foundation for the Blind; http://www.afb.org) резюмируется опыт использования компьютерных технологий в обучении детей с дефектами зрения.  Поскольку каждый ребенок должен иметь возможность получения знаний наравне со сверстниками, использование компьютерных тифлотехнологий может обеспечить ученикам с нарушением зрения доступ к данным и знаниям приблизительно в то же время, что и нормально видящим одноклассникам [3-6; 27]. Тезис о необходимости адаптации информационно-коммуникационной среды к нуждам ребенка с нарушением зрения поддерживает E.Gastуn (2009) [28].

H.S.Bartimйus (2009) рассматривает возможность компьютерно-ориентированного обучения детей с нарушением зрения без применения вспомогательных технологий [29]. Для этой цели предлагается использовать формат веб-портала, содержащего учебные и дидактические материалы, а также специальные компьютерные программы по формированию клавиатурных навыков и развитию зрительного восприятия. Доступность и самодостаточность программного обеспечения достигается путем упрощения контента и озвучивания действий пользователя. 

M.T.C.Roqueta (2009) обращает внимание на все возрастающую проблему обеспечения доступности содержимого компьютерных программ для детей с дефектами зрения [7]. Пропагандируя идею инклюзивного обучения, автор указывает на эффективность модели виртуального образовательного пространства Moodle, который характеризуется гибкостью настроек и соответствием мировым стандартам доступностью содержимого веб-сайтов, что гарантирует ученикам с нарушением зрения полноценную дистанционную поддержку обучения.

D.Archambault (2001) утверждают, что программное обеспечение игрового назначения для детей с нарушением зрения и сопровождающими заболеваниями выполняет три важных функции – развлекательную, образовательную и терапевтическую [8]. Авторы развивают идею создания универсального программного средства, адаптирующего контент игры к специальным технологиям, то есть делающего игру воспринимаемой и управляемой детьми с различными дефектами зрения.

Современные исследования показывают эффективность использования общедоступных мультимедийных технологий в обучении детей с нарушением зрения. Так,  Е.Е. Воронова (2006) [30], отмечая необходимость педагогически оправданного использования компьютерных средств в учебном процессе, перечисляет преимущества презентаций Power Point, а именно: простота разработки; полисенсорность подачи материала; возможность многократного увеличения объектов на мультимедийном экране; обеспечение доступности восприятия путем акцента на сохранных системах; обеспечение компенсации объема учебного материала с использованием различных объектов мультимедиа; активизация зрительных функций и др. Особенность подхода автора состоит в том, что компьютер он рассматривает как дидактическое средство обучения.

О преимуществах интерактивной доски в обучении детей с ограниченными возможностями пишет Е. И. Ярославцева (2007), подчеркивая многозадачность этого компьютерного дидактического средства [31]. Работа с интерактивной доской активизирует визуальную, аудиальную и тактильную системы ребенка, что, при соответствующем методическом подходе, позволяет решать как образовательные, так и коммуникативные задачи. 

Резюмируя изложенное, следует отметить, что большинство авторов предлагают использовать компьютер в качестве средства учебной деятельности ученика.

Специалисты в области эргономики серьезно обеспокоены этим обстоятельством. Исследования, проведенные Американской ортометрической ассоциацией (American Optometric Association), показывают, что большинство современных рабочих станций разработано для взрослых и не подходит детям, так как дети отличаются от взрослых, по меньшей мере, размером [32]. К тому же выводу пришли K. Noro и соавторы (1997) [33]. Не только стационарные, но и мобильные компьютеры способны нанести вред здоровью. L. Straker и другие исследователи (2003) обнаружили, что чтение с экрана монитора или ноутбука создает негативные биомеханические и физиологические воздействия на голову и шейный отдел позвоночника ребенка [34].

Дети очень легко адаптируются и не обращают внимания на зрительный или мышечный дискомфорт, вызываемый работой за компьютером [32]. P.Gierlach (2002) утверждает, что нарушения правил эргономики приводят к заболеваниям опорно-двигательного аппарата и органа зрения [35]. Опасность представляет тот факт, что заболевания не проявляются сразу, это продолжительный процесс [36].

H. Yoshinori (2003) приводит положительную корреляцию между возрастом ребенка, временем проводимым ним за компьютером, и ухудшением зрения [37].  T.Marumoto (2003) опытным путем доказал, что продолжительное рассматривание объектов на экране монитора под углом может привести к потере возможности видеть двумя глазами, т. е. к нарушению бинокулярного зрения [38].

Таким образом, в результате анализа доступных публикаций обнаружено принципиальное, на наш взгляд, противоречие между необходимостью использовать компьютерные средства обучения и коррекции как можно раньше и непосредственно учеником при условии индивидуализации среды обучения, с одной стороны, и скрытыми компьютерными опасностями, способными пагубно воздействовать на физическое здоровье и психику ребенка, – с другой.

Разрешение дилеммы видится в разработке подхода к проектированию индивидуализированной безопасной среды обучения с применением коррекционно-развивающего программного обеспечения учебного назначения и использованием компьютера в качестве дидактического средства обучения.

 

Список использованных источников

1. Allan, J. Student's Computer Abilities [WWW-Document] / Jim Allan and Jay Stiteley // [A Center for Educational Services for All Blind and Visually Impaired Students in Texas Web site (TSBVI, http://www.tsbvi.edu)]. – May 13, 2003. – Аccessible from : http://www.tsbvi.edu/technology/computer-abilities.htm.

2. Diggs, J. Teaching computer skills to children with visual impairments : a concept-based approach [WWW-Document]. / M.Ed.Joanmarie Diggs // The Carroll Center for the Blind. AER International Conference, Toronto, Ontario 17-21 July 2002. – Аccessible from : http://www.tsbvi.edu/technology/computer-skills.htm .

3. Educational Interventions for Students with Low Vision [WWW-Document] /  [American Foundation for the Blind web-site (www.afb.org)]. – 2010. – Аccessible from: http://www.afb.org/Section.asp?SectionID=44&TopicID=189&DocumentID=2646.

4. Foundations of education : Vol. 2. Instructional strategies for teaching children and youths with visual impairments / [Editors : A. J. Koenig, M. C. (Eds.) & Holbrook]. – New York : AFB Press. – 2000. – 870 p.

5. When you have a visually impaired student in your classroom: A guide for teachers / [Editor : Spungin, Susan J.]. – New York : American Foundation for the Blind, 2001. – 84 p.

6. Corn, A. L. (1980).   Optical aids in the classroom / A. L. Corn //  Education of the Visually Handicapped. –  12 (4), 1980. – #12(4). – Р. 114-121.

7. Roqueta, M. Teresa / Digital development : e-learning. A tool to support the education of people with visual impairment [WWW-Document] / M. Teresa Corbella Roqueta // Proceedings from 7th European Conference of ICEVI “Living in a Changing Europe”, Trinity College Dublin, Ireland, 5th-10th July 2009. – Аccessible from : http://www.icevi-europe.org/dublin2009/ICEVI2009_Paper_124.doc.

8. Archambault, D. The TiM Project: Tactile Interactive Multimedia computer games for blind and visually impaired children / D.Archambault Burger and S. Sablй // Proceedings of the AAATE'01 Conference, Ljubljana, Slovenia, Amsterdam, The Netherlands, September 2001. – IOS Press. – Р.359-363.

9. Mioduser D. Computer Adaptive Remedial-Treatment of Low-Vision Children Spelling Difficulties – "Pupil" System [WWW-Document] / D. Mioduser, O. Lahav // 14-th Annual, International Conference, "Technology and Persons with Disabilities," Los Angeles, March 15-20, 1999. – Аccessible from :  http://www.dinf.ne.jp/doc/english/Us_Eu/conf/csun_99/session0142.html

10. Caton, H. Tools For Selecting Appropriate Learning Media / Ed.Caton, Hilda. – American Printing House for the Blind. Louisville, Ky. : American Printing House for the Blind, 1994. – 190 p.

11. Образование  лиц  с  ограниченными  возможностями  в  контексте  программы  ЮНЕСКО «Образование для всех» : Опыт России : аналитический обзор / [Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, Е.Ф. Войлокова и др.]; под ред. акад. Г.А.Бордовского. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 81 с.

12. Пилипчук А.Ю. Реформування освіти та інформатизація : основні проблеми і підходи до їх вирішення [Електронний ресурс] / А.Ю.Пилипчук // Інформаційні технології і засоби навчання : електронне наукове фахове видання / гол. ред.: В.Ю. Биков; Ін-т інформ. технологій і засобів навчання АПН України, Ун-т менеджменту освіти АПН України. – 2008. – № 3(7). – Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em7/emg.html

13. Кукушкина О.И. В городском дворе : цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира» [Электронный ресурс] / О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская. – М. : Полиграф-сервис, 2002. – Прикладная программа (75 Мb). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

14. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. Руководство по планированию / [А.Л.Семенов, Н.Аллен, Д.И.Андерсон и др.]; под ред. А.Л.Семенова. – Division of Higher Education, ЮНЕСКО. –  2005. – 284 с.

15. Жук Ю.О. Концепція створення засобів навчання нового покоління для середніх закладів освіти України / Ю.О. Жук // Проблеми освіти. – Київ, 1997. – Вип. 10.  – С. 207-218.

16.        Самылкина Н. Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями / Н.Н.Самылкина // Информатика и образование. – 2004. – №4. – С.74-75.

17. Литвак А.Г. Практикум  по тифлопсихологии : учеб. пособие для студентов  дефектол.  фак. пед. ин-тов / А.Г.Литвак, В.М.Сорокин,  Т.П.Головина. – М. :   Просвещение, 1989. – 110с.

18. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики : развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

19. Денисова Л. Звуковой учебник для начинающих незрячих пользователей компьютера [Электронный ресурс] /  Л.Денисова, А.Викторов, В.Ухов // Портал www.tiflocomp.ru. – Раздел «Учебные пособия». – 2008. – Режим доступа : http://www.tiflocomp.ru/docs/audiotb_perm.php

20. Киселёв  А.В. Программа и методические рекомендации для обучения инвалидов по зрению основам  компьютерной грамотности [Электронный ресурс] / А.В. Киселёв   // Автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Дом-интернат «Пышма»». Школа активной реабилитации. – 2007. – 128 с. – Режим доступа : http://www.unn.runnet.ru/tiflo/umm.html

21. Allan, J. Principles of Assistive Technology for Students with Visual Impairments/ Jim Allan// [A Center for Educational Services for All Blind and Visually Impaired Students in Texas Web site (TSBVI, http://www.tsbvi.edu)].- December 20, 2006. –  Аccessible from: http://www.tsbvi.edu/technology/principles.htm.

22. Bouchard, D. The motor development of sighted children and children with moderate low vision aged 8 – 13 / D.Bouchard and S.Tйtreault // Journal of Visual imparentment & Blindness. – September 2000. – Volume 94. – Р. 564-573. 

23. Vision Rehabilitation, Assessment, Intervention and Outcomes / [C. Stuen , A.Arditi, A. & Horovitz oth.]. – Lisse, The Netherlands : Swets and Zeitlinger Publishers, 2000. – 952 p.

24. Мадамкина Ю.В. Некоторые аспекты использования новых информационных технологий в коррекционном обучении / Ю.В.Мадамкина, Л.В.Нестерова // Международный конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2003) 16-20 ноября 2003 года, г. Москва. – Режим доступа:  http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_sec=122&id_vconf=22&id_thesis=4623&d=light.

25. Алферов М.Ю. Детям помогают компьютерные технологии [Электронный ресурс] / М.Ю. Алферов,  Т.И. Филиппова // Педагогические вести. – 2004. – № 8-9 (126-127), август-сентябрь. – Режим доступа : http://pedvesti.uvuo.ru/0904/5-0904.html 

26. Демкин В.П. Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей-инвалидов по зрению [Электронный ресурс]/  Демкин В.П., Можаева Г.В., Тубалова И.В. – Томск : Томский государственный университет, 2002. – 4 с. Режим доступа : http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22770/005.pdf

27. Cowan, C., & Shepler, R. (1990). Techniques for teaching young children to use low vision devices / C. & Cowan, R.Shepler // Journal of Visual Impairment & Blindness. – 1990. – #, 70 (9). – Р. 376-379.

28. Gastуn E. Technological challenges for inclusion in a changing Europe [WWW-Document] / Elena Gastуn // Proceedings from 7th European Conference of ICEVI “Living in a Changing Europe”, Trinity College Dublin, Ireland, 5th-10th July 2009. –  Аccessible from :    www.icevi-europe.org/dublin2009/ICEVI2009_Paper_117.doc.

29. Bartimйus, H.S. Development of web-based educational software for visually impaired pupils [WWW-Document] / Henk Snetselaar Bartimйus // Proceedings from 7th European Conference of ICEVI “Living in a Changing Europe”, Trinity College Dublin, Ireland, 5th-10th July 2009. – Аccessible from : http://www.icevi-europe.org/dublin2009/ICEVI2009_Paper_58.doc.

30. Воронова Е.Е. Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс] / Е.Е. Воронова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –  М. : © 2003-2010 ИД «Первое сентября». – 2006. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/311112/.

31. Ярославцева Е.И. Особые потребности – особые возможности : Smart board-технологии для развития потенций нестандартного ребенка / Е.И.Ярославцева // XVII Международная конференция-выставка ("ИТО-2007") 9-11 ноября 2007 года, г. Москва. – Режим доступа : http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=6973.

32. Impact Of Computer Use On Children's Vision [WWW-Document] / [American Optometric Association Web site (http://www.aoa.org)]. – 2010. – Аccessible from : http://www.aoa.org/x5379.xml.

33. Noro, K. Computer Operation By Primary School Children In Japan (present condition and issues) [WWW-Document] / Kageyu Noro, Tatsuo Okamoto and Minako Kojima // 5-th International Scientific Conference on Work with Display Units November 3-5, 1997, Tokyo. –  Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/primschoolinjapan.pdf

34. Straker, L. Reading From Computers Creates Different Biomechanical And Physiological Stresses For Children? [WWW-Document]/ Leon Straker, Andrew Briggs, Alison Greig // Proceedings of the XVth Triennial Congress of the International Ergonomics Association, Aug 24-29, 2003, Seoul, Korea. –  Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/iea2003strakerreadingfromcomp.pdf.

35. Gierlach. P. Physician Perspectives On Children’s Musculoskeletal And Vision Disorders In Geneva, Switzerland [WWW-Document] / Patricia Gierlach M.S. // Proceedings of the XVI Annual International Occupational Ergonomics and Safety Conference, June 9-12, 2002, Toronto, Canada. Аccessible from :  http://www.iea.cc/ECEE/pdfs/PhysicianPerspctvsChldrnsMuscAndVisnDis_Gierlach.pdf

36. Hainsworth, A. Legislating Computer Use Safety In The Classroom: Is It Possible? [WWW-Document] / Anne Hainsworth // Proceedings of the XVI International Occupational Ergonomics and Safety Conference, Toronto, Canada, June 10-12, 2002. Аccessible from : http://www.iea.cc/ECEE/pdfs/LegislatingCompUse_Hainsworth.pdf.

37. Yoshinori, H. Psycho-Physiological Reactions in Children Using Computer Games [WWW-Document]/ Yoshinori Horie // Proceedings of the XVth Triennial Congress of the International Ergonomics Association, Seoul, Korea, Aug 24-29, 2003. – Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/iea2003horie.pdf.

38. A Case Report of Ophthalmologic Problems Associated with the Use of Information Technology Among Young Students in Japan [WWW-Document] / [Tatsuya Marumoto, Hiroshi Jonai, Maria Beatriz G. Villanueva & oth.] // Proceedings of the XVth Triennial Congress of the International Ergonomics Association, Seoul, Korea, Aug 24-29, 2003. –   Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/iea2003marumoto.pdf.

 

Косова К.О. Місце інформаційно-комунікаційних технологій у навчанні дітей з порушенням зору

У статті розглядаються питання реалізації інформаційно-комунікаційних технологій у навчанні учнів початкових класів з порушенням зору. Обґрунтовується необхідність розроблення безпечного середовища навчання, в якому компютер розглядається як корекційний дидактичний засіб.

Ключові слова: інформаційно-комунікаційні технології у навчанні, діти з порушенням зору, корекційна спрямованість навчання.

 

Kosova K. Place of information technologies in visual impairment children education

The issues of information technologies use in education of visual impairment children are discussed in this article. Author proves that it is necessary to develop a personal safety educational environment with using computer as a teacher instrument.

 

Key words: children with visual impairments, educational software, content accessibility, correction mode of education.