УДК 373.31; 378.14; 376.3

Косова Е.А.,

старший преподаватель кафедры прикладной математики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

 

Опасности, исходящие от компьютера, и их влияние на здоровье и развитие детей

 

В статье рассматриваются вопросы безопасного использования компьютера в обучении учащихся начальных классов, в том числе с нарушением зрения и нервной системы. Приводится перечень потенциальных опасностей, исходящих от работы с  компьютером. Обосновывается необходимость учета отрицательного влияния компьютера на здоровье и развитие детей при организации компьютерно-ориентированного обучения.

 

Ключевые слова: компьютерные опасности, учащиеся начальных классов, дети с нарушениями зрения и нервной системы.

 

Сегодня проблема эффективного использования компьютера без нанесения вреда здоровью человека является общей для нескольких наук. Вопросы безопасного применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся начальных классов рассматриваются в многочисленных работах по медицине, эргономике, психологии и педагогике.

Государственные стандарты, аккумулирующие требования к режиму работы младших школьников с компьютерами [1], равно как и рекомендации отдельных авторов, которые изучают этот вопрос [2-4], разработаны с целью сохранения здоровья детей и зачастую представляют собой развернутый перечень оптимальных санитарных норм. Регламентируемые стандарты включают такие требования: к помещениям для компьютеризированных уроков; освещению; защите от электромагнитного излучения, шума и вибрации; микроклимату; визуальным параметрам и конструкции компьютеров; организации рабочего места; режиму работы. В то же время в результате анализа источников обнаружили, что использование компьютера в обучении и досуге рассматривается как непосредственная работа ребенка на персональном рабочем месте за экраном монитора.

Общая компьютеризация всех областей жизни и деятельности человека, в том числе и образования, влечет за собой снижение нижней границы возраста пользователя. В процессе анализа состояния проблемы в работах выявлены противоречия между результатами научных исследований, которые фактически доказывают отрицательное влияние компьютера на здоровье детей, и тотальными тенденциями к  использованию компьютера в качестве орудия деятельности ребенка в школе и дома.

Цель статьи – разрешить неопределенность в оценках степеней "полезности" и "вредности" компьютера по медицинским, психологическим и эргономическим критериям, а основная задача состоит в том, чтобы сформировать удобный для использования в практике учителей начальных классов список потенциальных компьютерных опасностей.

В качестве одной из тифлоинформационных компетентностей нами позиционируется способность учителя знать и понимать суть возможных компьютерных опасностей для детей с нарушением зрения, уметь избегать компьютерных угроз во время проведения уроков с ИКТ-поддержкой.

В пределах решения сформулированной задачи рассмотрены потенциальные общие угрозы здоровью ученика начальных классов от использования компьютера в общем и угрозы ребенку, имеющему нарушения зрительных функций.

Опасность 1. Рабочие станции, которые используются в процессе компьютерно-ориентированного обучения, не рассчитаны на учащихся начальных классов.

В санитарных нормах оговариваются требования к группам мебели для учеников различных возрастных и ростовых категорий. Этот вопрос теоретически можно решить с помощью использования трансформируемой мебели с регулируемыми размерами. На практике материальных ресурсов школ оказывается недостаточно для реализации этого подхода.

Если вопрос адаптивной мебели озвучен и в теории решаем, то подбор аппаратного обеспечения, приспособленного для пользователей разных возрастных групп, в санитарных нормах вообще не рассматривается.

Большинство компьютеров разрабатывается с учетом размеров взрослых пользователей и не подходит детям. Даже при условии, что ребенок допущен к компьютеру, монитор, клавиатура и мышь должны иметь масштабы и форму, подобранные в соответствии с ростом и возможностями учащегося [5; 6].

Использование стандартных рабочих станций детьми сопряжено с неправильной посадкой, невозможностью охвата изображения двумя глазами одновременно, неудобством работы с клавиатурой и манипулятором. Все это приводит к появлению заболеваний опорно-двигательного аппарата и глаз [7]. Например, в работах зарубежных исследователей показано, что регулярное рассмотрение объектов на мониторе под углом, что может являться следствием неправильной посадки и/или широкого формата экрана, приводит к потере возможности видеть двумя глазами [8; 9]. В начальном школьном возрасте, когда бинокулярное зрение находится в стадии формирования, такой исход может стать фатальным.

Персональные портативные компьютеры ("ноутбуки" и "нетбуки") не более безопасны, чем стационарные. Чтение с экрана как монитора, так и портативного компьютера может привести к отрицательным биомеханическим и физиологическим воздействиям на голову и шейный отдел позвоночника ребенка.

Опасность 2. Дети легко адаптируются к дискомфорту, связанному с работой за компьютером.

Особенность детей легко приспосабливаться к новым условиям обычно относят к положительным свойствам подрастающего организма. В случае работы за компьютером выводы диаметрально противоположны: ребенок, увлеченный событиями, происходящими на экране монитора, не обращает внимание на зрительный дискомфорт: мерцание изображения, неудовлетворительную яркость и контрастность, световые блики.

В случае, если ребенок имеет заболевание органа зрения, некачественное изображение может восприниматься им как нечто само собой разумеющееся [10].

Исследователи С.Рыков, Д.Варивончик, А.Гудзь подчеркивают, что свойство ребенка без усилий приспосабливаться к условиям работы за монитором приводит к зрительному перенапряжению, что особенно опасно для детей с нарушениями аккомодации и конвергенции (миопией, гиперметропией, косоглазием).

Свойство адаптируемости непосредственно связано с опасностью №1 и относится, в том числе, к неправильной посадке за компьютером. Ребенок не обращает внимания на мышечный дискомфорт и неприятные ощущения в суставах, что может привести к серьезным заболеваниям опорно-двигательного аппарата [7; 10].

Опасность 3. У детей слабо развит инстинкт самосохранения, отсутствует понимание необходимости сохранения здоровья.

Дети не вполне осознают, что здоровье при невнимательном к нему отношении склонно к ухудшению. Ребенок, увлекаясь, может провести за компьютером столько времени, сколько ресурсов есть у организма, вплоть до полного истощения сил, поскольку чувство усталости подавляется.

Продолжительная работа за монитором ведет к нарушениям аккомодации и болезненным ощущениям в области глаз, например, при сосредоточении на экране, требующем повышенного внимания (во время непрерывного сопровождения взглядом движущегося объекта, при инстинктивном сокращении дистанции к экрану) [2; 4; 10].

Зрительное перенапряжение влечет общее переутомление организма, головные боли, раздражительность, смену настроения [2; 4]. При несвоевременном реагировании учителей и родителей систематическое перенапряжение переходит в хронический стресс.

Опасно, что изменения в состоянии здоровья ребенка (нарушения зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата) проявляются не сразу, а накапливаются в течение продолжительного времени [4; 11].

 В последнее время перед образованием поставлена задача прививать в учеников бережное отношение к собственному здоровью с начальных классов. Для этого в учебный процесс 1-4 классов включен предмет "Основы здоровья", разработаны соответствующие учебные программы, учебники и рабочие тетради [12]. Однако в содержание обучения по предмету не включены вопросы о том, как обезопасить себя от вредного воздействия компьютеров, к чему может привести невыполнение правил эргономики. В тоже время практика анкетирования родителей показывает, что 25% детей с нарушением зрения проводят за компьютером свыше 30 минут ежедневно [13].

Отдельные вопросы компьютерной эргономики весьма поверхностно рассматриваются во вводной теме "Техника безопасности и правила поведения при работе с компьютером" к курсу "Информатика". Причем в преподносимых сведениях компьютер часто позиционируется как товарищ по учебе и играм, происходит одушевление, очеловечивание неживого предмета, то есть имеет выражение очевидная подмена понятий. При таком подходе для ребенка 7-10 лет осознание факта, что компьютер может нести угрозу, невозможно.

Опасность 4. Программные продукты, разработанные для детей, имеют неадекватное оформление.

Программное обеспечение, которое разрабатывается для детей, должно проходить строгий отбор и контроль [14]. К сожалению, оформление большинства обучающих программ и компьютерных игр не выдерживает критики.

При разработке оформления компьютерных обучающих программ необходимо учитывать как общие принципы доступности электронных ресурсов, так и особенности развития младших школьников. К обнаруженным недостаткам визуальной оболочки программных продуктов для детей начального школьного возраста относятся такие: использование шрифтов мелких размеров и неадекватной цветовой гаммы; низкая оптическая и цветовая контрастность; использование некорректных иллюстраций.

Дефекты визуального интерфейса требуют повышенного зрительного напряжения, что приводит к быстрой утомляемости глаз и нервной системы. Неадекватное оформление материала в обучении детей с нарушением зрения может повлечь негативную динамику заболеваний.

Особенно опасным считается использование в изображении мерцающих деталей, способных вызывать судорожные припадки у детей, предрасположенных к этому [15]. 

Опасность 5. Программные продукты, разработанные для детей, имеют неадекватное содержание.

Качественная визуализация иногда бывает опасной. Огромный вред могут нанести здоровью ребенка компьютерные программы с реалистичным интерфейсом, зачастую агрессивного характера [16].

Агрессия в играх становится нормой для ребенка в жизни, способствует нравственно-психологическим деформациям подрастающей личности. Играя в ролевые игры, ребенок отождествляет себя с экранным героем. Происходит подмена реальности виртуальным миром, что влечет психологическую зависимость [17-19].  

Собеседование с учащимися начальных классов показывает, что большинство детей предпочитают игры, в которых насилие является нормой. Учителя, в свою очередь, отмечают девиации поведения обучаемых, увеличение числа случаев проявления агрессии по отношению друг к другу. В результате исследований была обнаружена положительная корреляция между увлечением агрессивными играми и уровнем компьютерной зависимости у детей [17].

Содержание некоторых прикладных программных средств (ППС) учебного назначения с насилием не связано, но, тем не менее, вызывает беспокойство. Зачастую ППС не соответствуют учебным программам и дидактическим принципам обучения. Это приводит к формированию некорректной системы знаний, умений и навыков, искажению подлинно научных сведений.

Опасность 6. Компьютеры вызывают зависимость.

Сегодня термин "компьютерная зависимость" или "аддикция" (computer addiction) все чаще используется по отношению к детям начального школьного возраста. Речь идет о прочной эмоциональной привязанности к альтернативным реальности ощущениям, которые может дать ребенку компьютер [17; 18].

Например, в работе И.Чаус приводятся результаты исследования, подтверждающего, что дети младшего школьного возраста склонны к зависимости от компьютерных игр [17]. Т.Ахрямкина отмечает опасность злоупотребления образовательными программами в обучении [19]. Получая первичные навыки пользователя, ребенок перестает воспринимать компьютер как нечто непонятное. Естественный страх перед новыми технологиями исчезает, что может привести к формированию аддиктивных форм поведения даже в раннем возрасте.

Особо опасными считаются наиболее привлекательные для детей компьютерные ролевые игры, усиливающие противоречия между "Я" реальным и "Я" идеальным. Происходит распад эго ребенка, что ведет к прогрессированию дисадаптации и прочим психоэмоциональным нарушениям [19]. Личностное развитие компьютерозависимого ребенка останавливается [19; 20].

Компьютерная зависимость, как и любая аддикция, провоцирует возникновение сопутствующих нарушений развития, психического и физического здоровья. В результате многочисленных исследований были обнаружены следующие негативные эффекты компьютерной аддикции у детей: изменения в поведении (замкнутость, эмоциональные срывы, раздражительность, апатия, постоянное стремление к компьютеру, отрицание любых видов деятельности, не связанных с компьютером); сложности в учебе, снижение успеваемости; нарушения речи, скудный словарный запас; общее ухудшение самочувствия (головные боли, боли в спине, глазах, постоянная усталость); недоразвитие навыков, необходимых для жизни в реальном мире; ожирение, связанное с малоподвижным образом жизни [21-25].

Большинство компьютерозависимых детей асоциальны: в их сознании реальный мир представляет угрозу [19]. Виртуальная реальность позволяет реализовать себя теми способами, которые в жизни невозможны.

В этой связи следует напомнить, что среди вторичных отклонений развития детей с нарушением зрения выделяются сложности с формированием качеств личности: отсутствие активной жизненной позиции, замкнутость, недостаточная самооценка, отсутствие уверенности в собственных силах.

Для таких детей компьютерная зависимость представляет наибольшую угрозу. Компьютер, открывая перед ребенком вымышленный "идеальный" мир, способен полностью подавить социальную активность, желание полноценно жить в реальном мире.

Интенсивное привлечение ребенка к разнообразным видам деятельности, не связанной с компьютером, является единственным способом решения проблемы компьютерной зависимости [19].

Учитель начальных классов должен уметь предотвращать отрицательное влияние компьютера на ребенка как в школе, так и дома. Для этого необходимо проводить регулярные беседы с родителями, объяснять суть скрытых угроз, исходящих от компьютера, подчеркивая важность замены компьютерно-ориентированного досуга альтернативными видами деятельности, также при участии всей семьи.

Взаимосвязь компьютерных опасностей и возможных последствий использования компьютера детьми младшего школьного возраста, в том числе, с нарушением зрения, будет выглядеть наглядней, если представить ее в виде схемы (рис. 1).

Сформированный перечень потенциальных компьютерных угроз позволяет оценить степень вредного воздействия компьютера на здоровье и развитие ребенка при непосредственной работе за персональной рабочей станцией. В ходе исследования установлено, что компьютерно- ориентированное обучение учащихся начального школьного возраста может быть эффективным и безопасным только при педагогически целесообразном применении компьютерных средств обучения. При этом прикладные программные средства должны удовлетворять требования доступности оформления и содержания, соответствовать дидактическим целям и задачам урока. Избежать компьютерных опасностей возможно при условии использования компьютера в качестве дидактического средства в работе компетентного учителя. 

Рис. 1. Отрицательное влияние компьютера на здоровье и развитие ребенка


 

Список использованных источников

1. Постанова Головного державного санітарного лікаря України від 30.12.1998  №9 "Влаштування і обладнання кабінетів комп'ютерної техніки в навчальних закладах та режим праці учнів на персональних комп'ютерах" [Електронний ресурс] / Режим доступу : http://mozdocs.kiev.ua/view.php?id=2569

2. Риков С.О. Комп’ютерний зоровий синдром : посібник для лікарів / С.О.Риков, Д.В.Варивончик, А.С.Гудзь. – К. : Колофон, 2005. – 80 с.

3. Ферфильфайн И.Л. Глазные болезни, лечение и профилактика : справочник для врачей общей практики / И.Л.Ферфильфайн; под ред. Ферфильфайна И.Л. и Рыкова С.А. – Харьков : Торнадо, 2005. – 280 с.

4. Ферфильфайн И. Л. Зрение – великий дар природы. Как сберечь нормальное зрение у детей. Рассказы для детей и их родителей : научно-популярное издание / И.Л.Ферфильфайн, С.А.Рыков. – К. : Логос, 2006. – 56 с.

5. Impact Of Computer Use On Children's Vision [WWW-Document] / [American Optometric Association Web site (http://www.aoa.org)]. – 2010. – Аccessible from : http://www.aoa.org/x5379.xml

6. Noro, K. Computer Operation By Primary School Children In Japan (present condition and issues) [WWW-Document]/ Kageyu Noro, Tatsuo Okamoto and Minako Kojima // 5th International Scientific Conference on Work with Display Units November 3‑5, 1997, Tokyo. – Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/primschoolinjapan.pdf

7. Gierlach. P. Physician Perspectives On Children’s Musculoskeletal And Vision Disorders In Geneva, Switzerland [WWW-Document]/ Patricia Gierlach M.S. // Proceedings of the XVI Annual International Occupational Ergonomics and Safety Conference, June 9‑12, 2002, Toronto, Canada. – Аccessible from :  http://www.iea.cc/ECEE/pdfs/PhysicianPerspctvsChldrnsMuscAndVisnDis_Gierlach.pdf

8. A Case Report of Ophthalmologic Problems Associated with the Use of Information Technology Among Young Students in Japan [WWW-Document] / [Tatsuya Marumoto, Hiroshi Jonai, Maria Beatriz G. Villanueva & oth.] // Proceedings of the XVth Triennial Congress of the International Ergonomics Association, Seoul, Korea, Aug 24-29, 2003. – Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/iea2003marumoto.pdf

9. Straker, L. Reading From Computers Creates Different Biomechanical And Physiological Stresses For Children? [WWW-Document] / Leon Straker, Andrew Briggs, Alison Greig// Proceedings of the XVth Triennial Congress of the International Ergonomics Association, Aug 24-29, 2003, Seoul, Korea. –  Аccessible from : http://www.iea.cc/ergonomics4children/pdfs/iea2003strakerreadingfromcomp.pdf

10. Impact Of Computer Use On Children's Vision [WWW-Document] / [American Optometric Association Web site (http://www.aoa.org)]. – 2010.– Аccessible from : http://www.aoa.org/x5379.xml

11. Hainsworth, A. Legislating Computer Use Safety In The Classroom: Is It Possible? [WWW-Document] / Anne Hainsworth // Proceedings of the XVI International Occupational Ergonomics and Safety Conference, Toronto, Canada, June 10-12, 2002. – 2002. – 5 p. –  Аccessible from : http://www.iea.cc/ECEE/pdfs/LegislatingCompUse_Hainsworth.pdf

12. Перелік навчальних програм, підручників та навчально-методичних посібників, рекомендованих Міністерством освіти і науки для використання в початкових класах загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою у 2010/11 навчальному році [Електронний ресурс] // Міністерство освіти і науки України. Лист МОН Від 10.08.2010 N1/9-538.– Режим доступу : http://www.mon.gov.ua/education/average/perelik/poch_sk.doc

13. Косова К. О. Освоєння комп'ютерних технологій в початкових класах шкіл для дітей з порушенням зору. Результати соціологічного дослідження // Науковий часопис НПУ імені Драгоманова. – Серія №16. Творча особистість учителя: проблеми теорії та практики. – К. : НПУ ім. М. Драгоманова, 2008. – № 9(19). – С. 189-196.

14. Наказ Міністерства освіти і науки україни 24.12.2008 N1200 "Про проведення апробації електронних засобів навчального призначення у загальноосвітніх, професійно-технічних, вищих педагогічних навчальних закладах та інститутах післядипломної педагогічної освіти у 2008/2009 навчальному році" [Електронний ресурс] / [Офіційний сайт НаУ „Правові системи” www.nau.ua]. – 2008. – Режим доступу : http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1038.2246.0  

15. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 [WWW-Document] / [Ben Caldwell, Michael Cooper, Loretta Guarino Reid, Gregg Vanderheiden] // W3C Recommendation. – 11 December 2008. – Аccessible from : http://www.w3.org/TR/WCAG20/  

16. Бовть О. Б. Комп’ютерні ігри та дитяча агресивність: випадковий взаємозв’язок чи прикра закономірність? / О. Б. Бовть // Педагогіка і психологія. – 2002. – №1-2. – С. 110-116.

17. Чаус И.Н. Тип семейного воспитания и формирование компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / И.Н.Чаус // Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-Поволжье-2006") 27–28 апреля 2006 г., г.Самара. – Режим доступа : http://ito.edu.ru/2006/Samara/IX/IX-0-7.html.

18. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции [Электронный ресурс] / А. Е. Войскунский // Тезисы 2-ой Российской конференции по экологической психологии 12-14 апреля 2000 г., г. Москва. – М. : Экопсицентр РОСС. – С. 251-253. – Режим доступа : http://www.psychology.ru/internet/ecology/04.stm.

19. Ахрямкина Т. А. Ребёнок и компьютерная зависимость [Электронный ресурс] / Т.А.Ахрямкина // Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-Поволжье-2006") 27-28 апреля 2006 г., г. Самара. – Режим доступа : http://ito.edu.ru/2006/Samara/IX/IX-0-2.html.

20. Короленко Ц. П. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – СПб. : Речь, 2002. – 16 с.

21. Computer addiction and young children [WWW-Document] / Web site “Kids n Trees” (http://www.kidsntrees.net), 28th August 2010. – Аccessible from : http://www.kidsntrees.net/?p=21.

22. Computer Gaming Addiction In Children [WWW-Document]/ Web site “Safe computing tips” (http://www.safecomputingtips.com), 27th July 2009.- Аccessible from : http://www.safecomputingtips.com/blog/healthy-computing/computer-gaming-addiction-in-children/

23. Parker, L. Danger of Today: Child's Computer Addiction [WWW-Document]/ Lilia Parker. – Web site “SearchWarp.com” (http://searchwarp.com), 21th August, 2008. – Аccessible from : http://searchwarp.com/swa365781.htm

24. Shapiro, L. E. How to Recognize Computer Addiction & What To Do [WWW-Document]/ Lawrence E. Shapiro. – Web site “Ask Dr. Shapiro. Answering your questions about the emotional and social needs of children” (http://askdrshapiro.blogspot.com), 6th March 2010. – Аccessible from : http://askdrshapiro.blogspot.com/2010/03/how-to-recognize-computer-ddiction.html  

25. Negative Effects Of Television Addiction and Computer Addiction Show Children Need Protection [WWW-Document]/ Web site “Parenting-Healthy-Children.com” (http://www.parenting-healthy-children.com). – Аccessible from : http://www.parenting-healthy-children.com/effects-of-television.html

 

Косова К. О. Небезпеки, що походять від комп’ютера, та їх вплив на здоров’я та розвиток дітей

У статті розглядаються питання безпечного використання комп'ютера в навчанні учнів початкових класів, зокрема і з порушенням зору і нервової системи. Наводиться перелік потенційних небезпек, що походять від роботи з комп'ютером. Обґрунтовується необхідність урахування негативного впливу комп'ютера на здоров'я і розвиток дітей в організації комп’ютерно   орієнтованого навчання.

 

Ключові слова: комп'ютерні небезпеки, учні початкових класів, діти з порушеннями зору і нервової системи.

 

 

Kosova, K. Computer dangers and their impact on children health and development

The issues of safe use of computer in education of elementary school pupils are discussed in this article. The list of potential computer dangers is formulated. Author is proving, that it is necessary to take into account possible computer negative impact on children's health and development during computer-focused education. 

 

Key words: computer dangers, elementary school pupils, children with visual and nervous system impairments.