Басаргина Л.В.,

старший преподаватель кафедры коррекционно-развивающего и специального образования Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования", кандидат педагогических наук

 

 

Совершенствование системы подготовки и постдипломного профессионального развития учителей-логопедов в Алтайском крае

 

В статье рассматривается содержание понятий "последипломное профессиональное развитие учителя-логопеда", "профессиональная компетентность учителя-логопеда". Представлен анализ реализации компетентностного и сервисного подходов в организации условий последипломного профессионального развития учителей-логопедов в ИПК.

 

Ключевые слова: последипломное педагогическое образование, последипломное профессиональное развитие учителя-логопеда, профессиональная компетентность учителя-логопеда, компетентностный и сервисный подходы в организации последипломного профессионального развития учителей-логопедов.

 

В Алтайском крае по данным специалистов Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи за 2007-2011 год  66 тыс. детей  (в возрасте  до 18 лет) имеют те или иные нарушения в развитии. Из их числа самую многочисленную группу составляют дети, имеющие нарушения устной и (или) письменной речи первичного и вторичного характера – более 60%. [1]. В целом в этом регионе функционируют более 1000 общеобразовательных школ и более 1100 дошкольных образовательных учреждений; вместе с тем численность учителей-логопедов составляет всего 856 человек. Следовательно, даже если учесть, что в каждом образовательном учреждении целесообразно иметь специалиста, подготовленного к работе с детьми, имеющими речевые нарушения, дефицит учителей-логопедов составляет около  1300 человек. С другой стороны численность специалистов необходима еще большая с учетом количества детей, имеющих речевые нарушения первичного и вторичного характера. За период 2008-2010 гг. на базе ГОУ ВПО "Алтайская государственная педагогическая академия" и КГОУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" подготовлены и прошли профессиональную переподготовку 238 учителей-логопедов, что составляет 5% от общего числа подготовленных специалистов в России.

Профессиональное развитие учителя-логопеда и его компетентность – феномены, находящиеся в диалектической взаимосвязи и взаимовлиянии в связи с потребностью преодоления проблемных зон, отражающихся в векторной интерпретации профессиональных компетенций.

Анализ теоретических подходов к изучению феномена профессионального развития педагогов позволил выделить его основные  компоненты: саморазвитие (О.М.Вершинина, Э.Ф.Зеер, Л.М.Митина, И.П.Слободчиков, Л.И.Сербина, И.П.Шамова и др.); самоопределение (Е.В.Исаев, А.К.Маркова, Э.Р.Саитбаева, В.А.Сластенин и др.); личностно-профессиональное развитие (Л.Н.Горбунова, И.П.Цвелюх, И.С.Якиманская и др.). На основании этого  определяем постдипломное профессиональное развитие учителя-логопеда как базовую акмеологическую категорию, включающую процесс развития личности (в широком понимании). Постдипломное профессиональное развитие учителя-логопеда (ПдПРЛ) – это личностно-профессиональное развитие, обусловливающее эффективность логопедической работы, осуществляемое в процессе образования и саморазвития, а также в профессиональной деятельности и взаимодействии.

Базисным критерием оценки качества дополнительного профессионального образования (ДПО) выступает профессиональная компетентность как интегральная характеристика деятельности специалиста, определяющая качество действий по решению типичных профессиональных задач с использованием знаний и жизненного опыта. Нами уточнено содержание понятия "профессиональная компетентность учителя-логопеда" –  совокупность (кластеров) профессиональных компетенций, включающих знания в области логопедии и смежных дисциплин, действия по решению основных профессиональных задач и педагогическому общению, развитию и саморазвитию личности.

Профессиональная компетентность учителей-логопедов охарактеризована нами на основе профессиографического подхода (Е.В.Колтакова). При этом доказано, что повышение профессиональной компетентности имеет динамичную структуру, что проиллюстрировано разработанной векторной интерпретацией развития профессиональных компетенций (рис. 1).

 

Рис. 1. Векторная интерпретация развития профессиональных компетенций учителя-логопеда

 

Координаты каждого вектора позволяют выявить этап профессионального развития, "модель профессиональной компетентности" каждого специалиста в конкретный момент, увидеть способы совершенствования профессионализма и определить условия для личностно-профессионального саморазвития специалиста в системе "сопровождение сопровождающего". Векторная интерпретация развития профессиональных компетенций визуализирует зону актуального и ближайшего постдипломного профессионального развития учителя-логопеда (ПдПРЛ).

В результате анкетирования 565 учителей-логопедов Алтайского края, работающих в системе общего, специального и дополнительного образования,  анализа ответов на вопросы открытого и закрытого типа выявлены проблемные зоны постдипломного профессионального развития учителя-логопеда и приведена классификация профессиональных компетенций (по Г. К. Селевко): общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные. Общекультурные компетенции включают составляющие психологической сферы (мотивационную, социально-личностную, деонтологическую) и способности (рефлексивные, коммуникативные и креативные). Профессиональные компетенции формируются на этапе получения профессионального образования в процессе освоения дисциплин общепредметного, медицинского циклов и специальности "Логопедия" в ходе приобретения базовых профессиональных умений и навыков, которые, становясь личностными, образуют специальную (профессиональную) компетенцию. Специальная профессиональная компетенция отражает комплекс подготовки по направлениям профессиональной деятельности учителя-логопеда: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, профилактической, научно-исследовательской, преподавательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской. Общепрофессиональные компетенциипрофессиональные суперкомпетенции (информационно-технологическая, логопедическое сопровождение (работа в команде), саморазвитие). Компетентностный подход соотносится с двухуровневой подготовкой учителя-логопеда. В соответствии со стандартами общекультурные и профессиональные компетенции формируются в процессе получения степени бакалавра, совершенствуются и обогащаются общепрофессиональными компетенциями на этапе освоения образовательной программы магистра по направлению подготовки 050700 "Специальное (дефектологическое) образование".

Представим результаты обеспечения комплекса организационно-педагогических условий профессионального развития учителей-логопедов в условиях ИПК. Формирующий эксперимент (с 2007 по 2009 гг.) был организован по двум видам ДПО, реализуемым в России. Его участниками стали 274 учителя-логопеда, из них – 230 специалистов с разным базовым образованием, окончивших курсы повышения квалификации и работающих в должности "учитель-логопед". На основании поданных заявок и с учетом проведенного картирования на базе АКИПКРО были сформированы 8 групп слушателей: 4 группы за очно-заочной формой обучения, 4 группы, которые проходили обучение в форме выездных курсов в городах Бийске, Алейске и Славгороде. Кроме того, 25 человек повышали свою квалификацию за дистанционной формой обучения. Индивидуальные стажировки как вид ДПО избрали 5 педагогов.

На констатирующем этапе исследовался уровень профессиональной компетентности каждого участника. Самодиагностика мотивационной сферы и профессиональной компетентности учителя-логопеда проведена с использованием адаптированной методики С.Г.Молчанова и методики оценки сформированности основных умений и навыков С.Митина. Результаты констатирующего эксперимента (рис. 3, столб. А) показали, что из 230 учителей-логопедов 41 специалист продемонстрировал оптимальный уровень профессиональной компетентности, 82 – допустимый, 22 – недопустимый и 85 – критический.

По программе профессиональной переподготовки по направлению "Логопедия" обучались 44 человека, из них – 15 человек в начале 2007 г. окончили курсы повышения квалификации за дистанционной формой. Педагогические работники хотя и не имели специального образования, но работали в должности учителя-логопеда. На констатирующем этапе эксперимента применялись те же методики, что и при повышении квалификации. В результате диагностики у 6 обучающихся был установлен допустимый уровень профессиональной компетентности, 4 – критический, 34 – недопустимый (рис. 2, столб. В).

Рис. 2. Данные показателей уровня профессионального развития учителей-логопедов вначале и после проведения опытно-экспериментальной работы

 

Важно отметить, что недостаточный уровень профессионального развития специалистов во многом обусловлен разной профессиональной подготовкой специалистов, работающих в должности учителя-логопеда (педагогический, дефектологический и педагогический с профессиональной переподготовкой по направлению "Логопедия").

В настоящее время организация ВПО и ДПО учителей-логопедов осуществляется с учетом сервисного подхода: на основании построения информационных систем, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью учителя-логопеда. Это позволило создать условия для решения педагогом задач постдипломного профессионального развития с использованием информационно-коммуникационных технологий. На основе уровнево-модульного подхода и дополнительного профессионального образовательного сервиса разработаны и систематизированы учебные модули дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей-логопедов и профессиональной переподготовки по направлению "Логопедия".

Исходя из понимания процесса ДПО как многокомпонентного, разработано его содержание с учетом положений теории управления персоналом (Е.И. Бражко, А.Я.Кибанова, Е.А.Митрофанова, Г.В.Серебрякова и Э.А.Смирнова и др.), адаптированных к условиям образования. При этом как персонал в системе непрерывного образования подразумеваются педагоги − специалисты образовательных организаций, в том числе и учителя-логопеды. В системе ДПО персонал представлен профессорско-преподавательским составом и методистами; они являются стратегическим ресурсом образовательной организации. В процессе исследования учитывали, что сущность управления персоналом состоит в том, что каждый компетентный специалист воспринимается как конкурентное преимущество образовательной организации, которое следует развивать. В педагогике управление рассматривается как процесс, совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение определенных целей (Т.М. Давыденко, Ю.А.Конаржевский, П.И.Третьяков, И.К.Шалаев, Т.И.Шамова, Л.Н.Шкуркина и др.). Исходя из этого, управление профессиональным развитием учителя-логопеда рассматриваем как интегративный процесс, обеспечивающий координацию и согласование задач ДПО и саморазвития индивида, а управление их профессиональным развитием в условиях ДПО − как процесс целенаправленного менеджмента, предусматривающего определение целей, задач, содержания и выбор средств управления.

Важно отметить, что обеспечение организационно-педагогических условий, управление ими и профессиональное развитие учителя-логопеда − взаимосвязанные, взаимодействующие процессы. Их взаимообусловленность представлена  в карьерограмме учителя-логопеда, раскрывающей зависимость характера и уровня образования на каждом ее этапе: от оптации (профессиональных намерений) до профессионального образования, адаптации, первичной и вторичной профессионализации, мастерства и ухода на пенсию (табл. 1). В карьерограмме показана взаимообусловленность характера квалификационной учебы и образования на каждом этапе карьеры. При этом этапы карьеры охарактеризованы как возможные кризисные периоды, раскрыты зависимость характера и уровня образования на каждом из ее указанных выше этапов.   

Виды и этапы карьерного роста учителей-логопедов как поступательные продвижения в профессиональной деятельности ранжируются таким образом: по отношению к образовательному учреждению − внутриорганизационная и межорганизационная; по направлению − вертикальная (вверх, повышение статуса),  горизонтальная (расширение профессиональной области, к примеру, профессиональная переподготовка по направлению "Логопедия") и ступенчатая, которая совмещает в себе обе последние, а также скрытая карьера – центростремительная, недемонстрируемая (например, приглашение на недоступные другим сотрудникам встречи). Неотъемлемым показателем и детерминантом карьерного роста является профессиональное развитие, основанное на непрерывном образовании: самообразовании, ДПО и непосредственном внедрении инноваций в профессиональную деятельность. В теории управления персоналом выделяют такие этапы: образования, становления, продвижения, сохранения, завершения и пенсионного периода [3].

Организационно-педагогические условия, их взаимосвязь, специфические способы их реализации (механизмы) в системе ДПО учителей-логопедов схематично представлены на рис. 5 (по Л.А. Горшуновой). Совокупность обеспечения учебно-методических и организационно-методических условий создает пространство для профессионального развития учителей-логопедов в процессе ДПО и, как следствие, влияет на результативность логопедического сопровождения образовательного процесса.

Таблица 1

Карьерограмма учителя-логопеда

(зависимость характера квалификационной учебы и образования на каждом этапе карьеры)

 

Этапы карьерного роста / кризисы

Квалификационное обучение и образование

Уход на пенсию.

Следующий нормативный кризис профессионального развития обусловлен уходом из профессиональной жизни. По достижению определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Это предусматривает освоение новой социальной роли и поведения

Самообразование. Наставничество

Мастерство.

Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми

Педагог является организатором или экспертом вариативных форм обучения в системе ДПО

Вторичная профессионализация.

Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации; особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности

Вариативные формы обучения в системе ДПО остаются подобными, но занимается позиция не активного участника, а консультанта, тьютора

Первичная профессионализация.

Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы

Вариативные формы обучения в системе ДПО остаются подобными, но становится позиция активного участника

Профессиональная

адаптация.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации

Вариативные формы обучения в системе ДПО (пассивно-активные, в позиции изучения и апробации): в образовательном учреждении (взаимообучение педагогов, методические семинары и др.); в соответствии с планом работы методического объединения педагогов в муниципалитете; повышение квалификации по ДПО программам для молодых специалистов, индивидуальная стажировка или дистанционное обучение с целью повышения квалификации по вопросам организации логопедического сопровождения
Профессиональное образование и подготовка Уровни профессионального образования: начальный, средний и высший

Оптация.

 Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации − формирования профессиональных намерений в возрасте ранней юности. Кардинально изменяется социальная ситуация развития

Профориентационные формы работы в образовательном учреждении (психолог, классный руководитель)

 

 

Психолого-педагогические и содержательно-инструментальные условия реализуются как в процессе ДПО, так и в системе ДПО в целом. Нами определен дополнительный профессионально-образовательный сервис как системный организационно-струк­турный процесс, позволяющий не только использовать формы, методы и средства образования, а инициировать и целенаправленно организовать взаимодействие субъектов в системе ДПО, направленное на профессиональное развитие. Представляем алгоритм управления внедрения ДПО на основе реализации принципов и применения методов дополнительного профессионально-образовательного сервиса (табл. 2).

 

Таблица 2

Алгоритм управления реализацией дополнительного профессионального образования на основе сервисного подхода

 

Этапы Участники Процессуальное содержание Результат
1. Прогностическо-аналитический (в системе ДПО) Организаторы ДПО, специалисты органов управления образованием, администрация учреждений

Сбор данных о специалистах, желающих пройти обучение по программам ДПО

Список зачисляемых на курсы повышения квалификации и в группу профессиональной переподготовки

2. Учебно-методического обеспечения (в ДПО) Профессорско-преподавательский состав Разработка или систематизация учебно-методических комплексов инвариантного и вариативного содержания ДПО для учителей-логопедов Учебно-методические комплексы для обеспечения вариативных маршрутов учителей-логопедов
3. Диагностический (в ДПО) Учителя-логопеды и слушатели групп профессиональной переподготовки по направлению "Логопедия", организаторы ДПО (администрация, профессорско-преподавательский состав и методисты учреждения ДПО) Самодиагностика и диагностика, анкетирование и тестирование с целью определения актуального уровня профессионального развития и его проблемных зон Результаты диагностики и их анализ. Обобщение данных для использования их на последующих этапах ДПО
4. Содержательно-технологический (в ДПО) Участие в процессе ДПО, разработка учителями-логопедами творческих проектов, участие в круглых столах и конференциях, практических занятиях на базе образовательных учреждений Повышение уровня развития профессиональных компетенций, проекты, выполненные в процессе ДПО

5. Экспертно-результативный

(в ДПО)

Экспертиза и самоэкспертиза практико-ориентированных творческих разработок, консультирование и составление программы их внедрения, внесение корректив Анализ содержания проектов, повышение уровня компетенций в экспертной и рефлексивной деятельности
6. Преемственно-перспективный (в системе ДПО) Организаторы ДПО,  администрация образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием Включение в программы ДПО для руководителей образовательных учреждений и специалистов управления образованием модулей, направленных на актуализацию деятельности каждого из участников логопедического сопровождения образовательного процесса Созданы условия для развития компетенций руководителей в области результативных механизмов обеспечения логопедического сопровождения образовательного процесса

 

 

Сформирован также комплекс организационно-педагогических условий, который включает следующее: взаимодействие участников психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителей-логопедов; координацию и управление процессами профессиональной переподготовки и повышения квалификации на основе алгоритмизации, программно-методического обеспечения; применение специального инструментария профессионального (само-)развития; проектирование и реализация обучающимися программ профессионального саморазвития. Механизмом реализации этого комплекса условий является предоставление дополнительного профессионально-обра­зова­тельного сервиса как системного организационно-структурного процесса, позволяющего инициировать и координировать взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в эффективной профилактике и коррекции речевых нарушений у детей (учителей-логопедов, педагогов, представителей администрации образовательных учреждений, членов семьи ребенка и др.), как на этапах получения дополнительного профессионального образования, так и в межкурсовой  период.

Дальнейшая работа по совершенствованию вышеизложенных условий позволит достигнуть значительных результатов в решении задач обеспечения региональной системы образования учителями-логопедами.

 

Список использованных источников

1. Актуальные направления и проблемы развития системы специального образования в условиях модернизации образования // Межрегиональный сборник научно-практических статей : опыт работы региона. – Барнаул : АКИПКРО, 2008. – С. 4-6.

2. Басаргина Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения [Электронный ресурс] / Л.В.Басаргина // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования : материалы  Международной научно-практической Интернет-конференции, 16-20 июня 2008 года. – Режим доступа :   http://www.sipk.ru/conference/pdf_2008/Basargina.pdf.

3. Бражко Е. И. Управленческие решения : учеб. пособие  / Е.И.Бражко, Г.В.Серебрякова, Э.А.Смирнов. – 2-е изд. – М. : РИОР, 2010. – 126 с.

4. Вершинина О.М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида :  дисс… кандидата пед. наук : 13.00.03  / О.М.Вершинина. – М, 2005. – 207 с.

5. Горшунова Л. А. Преемственность управления подготовкой учителя в системе непрерывного образования : проблемы и перспективы : монография / Л.А.Горшунова. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. – 208 с.

6. Д.А.Иванов Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие / Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколов. – М. : АПКиППРО, 2005. – 101 с.

7. Кибанов А. Я. Управление персоналом : учебник / А.Я.Кибанов, Л.В.Ивановская, Е.А.Митрофанова; под ред. А. Я. Кибанова – М. : РИОР, 2010. – 238 с.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М.Митина. – М. : Флинта, 1998. –  201 с.

 

  

Басаргіна Л.В. Удосконалення системи підготовки і післядипломного професійного розвитку вчителів-логопедів на Алтаї

У статті розглядається зміст понять "післядипломний професійний розвиток учителя-логопеда", "професійна компетентність учителя-логопеда". Представлено аналіз реалізації компетентнісного та сервісного підходів в організації умов післядипломного професійного розвитку учителів-логопедів в ІПО.

 

Ключові слова: післядипломна професійна освіта, післядипломний професійний розвиток учителя-логопеда, професійна компетентність учителя-логопеда, компетентнісний і сервісний підходи в організації умов післядипломного професійного розвитку учителів-логопедів.

 

 

        Basargina, L.V. Development of the System of Pre-Service and In-Service Education of Speech Therapists in Altayska Region

        The notions “in-service professional development of a school speech therapist”, “professional competence of a speech therapist” are described in the article. The analysis of realization of competence and service approaches in organization of conditions for in-service professional development of school speech therapists in in-service teacher training institutes, is presented.

       

         Key words:  in-service professional education, in-service professional development of a school speech therapist, professional competence of a school speech therapist, competence and service approaches in organization of conditions for in-service professional development of school speech therapists.