Заманов А.Д.,

ректор Бакинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, доктор физико-математических наук, профессор

 Кязым-заде А.Г.,

заведующий кафедрой Бакинского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор

 

Основные направления инновационной реформы в сфере общего образования Азербайджанской Республики

 

В статье раскрыт вопрос организации учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с положениями   Концепции (Национального курикулума) общего образования в Азербайджанской Республике.

 

Ключевые слова: организация учебного процесса, Концепция общего образования в Азербайджанской Республике; национальный курикулум; предметоуклонные и личностноуклонные курикулумы; модульно-кредитная система повышения квалификации.

 

Определяющими факторами реформирования системы общего образования в Азербайджанской Республике являются социально-экономические, научно-технические процессы, происходящие в современном обществе, модернизация образования. В общественном сознании все больше утверждается понимание значимости образования как важнейшей духовной ценности, как фактора социального продвижения и профессионального роста.

Сфера общего образования Азербайджанской Республики действует в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики, Законом об образовании, соответствующими указами, постановлениями и распоряжениями, положениями Министерства образования и иными нормативными документами. Демократизация управления образованием, повышение независимости, творческой активности, инициативности и ответственности отделов (управлений) образования и заведений по воспитанию и обучению определяет основные приоритеты развития общего образования. В центре внимания постоянно находятся также вопросы организации социально-педагогического попечения, изучения и распространения передового педагогического опыта, выявления и развития талантливых учащихся, применения идей педагогического сотрудничества, достижений педагогической и психологической науки, передовых методов работы учителей-новаторов, воспитателей, руководителей учебно-воспитательных учреждений и работников органов образования вместе с соответствующими структурными отделами министерства, укрепления учебно-материальной базы учебно-воспитательных учреждений. Повышение уровня обучения и воспитания учеников, выполнение учебных планов и программ, целенаправленное использование учебно-материальной базы, обеспечение творческой деятельности руководителей, преподавателей, воспитателей школ, школ-интернатов и детдомов, устранение существующих недостатков являются важнейшими задачами, стоящими перед системой общего среднего образования.

В последние годы предпринимаются последовательные шаги в осуществлении обязательного общего образования, создании учебных заведений нового типа, привлечении работающей молодежи к образованию, реализации неотложных мероприятий для охвата детей школьного возраста образованием, разработке планов социально-экономического развития в сфере образования, соответствующих программ по реформам. В соответствии с международным опытом реализуются пилотные проекты по инклюзивному образованию. Организация семинаров, совещаний, конференций для работников сферы образования, развитие связей с другими министерствами, управлениями, международными гуманитарными и местными общественными организациями по соответствующим направлениям обеспечивают динамичное развитие системы общего образования.

 Особое внимание уделяется выполнению поставленных задач относительно мероприятий, предусмотренных в исполнительном плане подкомпонента "Реформа курикулума" в рамках ПРСО (Проекта развития сектора образования). Это предусматривает развитие творческого потенциала особо одаренных детей (молодежи), реализацию планов деятельности в направлении исполнения государственных программ по передаче детей из государственных детских учреждений в семьи (деинституционализация) и альтернативной заботе, проведение централизованных экзаменов, анализ результатов приема студентов в высшие учебные заведения. Осуществляются также соответствующие работы по применению предметных курикулумов.

Каждый год в соответствии с распоряжением президента Азербайджанской Республики "Об учреждении наград "Лучшая школа" и "Лучший учитель" выбираются 50  лучших школ и 100 лучших учителей, что в целом стимулирует развитие системы общего образования, деятельность учебных заведений и педагогических работников.

На высоком уровне организовываются предметные олимпиады, проводятся соответствующие мероприятия с целью обеспечения участия команд страны в мировых олимпиадах. Предметные олимпиады играют исключительную роль в выявлении талантливых детей и молодежи, их поощрении и создании здоровой конкуренции в учебе. Этот фактор особенно учтен в "Государственной программе по развитию творческого потенциала особо одаренных детей (молодежи) (2006-2010 гг.)"; в ней также определены основные мероприятия по усилению олимпийского движения. В результате проведенных целенаправленных работ выбирается значительное количество учеников в школах для участия в разных предметных олимпиадах, усиливается контроль их подготовки. Согласно требованиям Государственной программы назначение стипендий для одаренных детей также стало одним из факторов, влияющих на развитие олимпийского движения. Ученики 11 класса, занявшие первое место в республиканских предметных олимпиадах, освобождаются от выпускных экзаменов.

В сфере общего образования республики особое значение имеет применение новых курикулумов. Понятие "курикулум" в переводе с латинского означает "курс", "наука". В англо-русских словарях это слово объясняется как "учебный курс", "план обучения", "программа". По утверждению некоторых ученых, этим понятием начали пользоваться с 1876 года; первые предметные курикулумы появились в 1918 году в США, а теория курикулума сформировалась в 70-х годах прошлого века. В Азербайджане этот термин начали использовать в конце 90-х годов XX века.

В настоящее время курикулум как одна из прогрессивных учебных моделей широко применяется в системе образования многих стран, а в странах Европы его считают основой образования. Его содержание как концептуальный документ охватывает стандарты, необходимые минимумы и требования, предъявляемые к подготовке учащихся, а также вопросы технологии и оценивания. Фактически каждая из этих задач находит свое отражение в курикулуме как важный составляющий компонент. Взаимосвязь этих компонентов соблюдается как необходимое требование.

По характеру учебные курикулумы делятся на два вида, первые из которых называются предметоуклонные, а вторые – личностноуклонные. По содержанию предметоуклонные курикулумы направлены на освоение научной отрасли, а также, охватывая систему ее совершенных понятий, непосредственно на освоение понятий определенной отрасли. В качестве таких курикулумов главную роль имеют объем и количество знаний, а цель состоит в повышении прочности знаний.

Личностноуклонные курикулумы отличаются тем, что в них имеет преимущество формирование непосредственно жизненных навыков и умений. В этих курикулумамах предусматривается формирование навыков и умений, необходимых в будущей жизненной деятельности человека. Также особое значение имеет развитие способностей, связанных с  умственной деятельностью. Определяется минимальный объем знаний, создающий условия для формирования требуемых навыков и умений, что рассматривается как средство для достижения минимума учебных целей.

Личностноуклонные курикулумы выделяются интегративным содержанием. В определении названия и содержания предметов за основу берутся требования, имеющие значение для формирования личности, а также те, которые необходимы непосредственно для личной деятельности человека.

Существует принятые и широко применяемые на общегосударственном уровне курикулумы, которые, по сути, носят национальный характер и поэтому называются национальными курикулумами. Курикулумы, охватывающие особенности разных предметов, в целом принимаются и расцениваются как предметные курикулумы.

Распоряжением Кабинета Министров Азербайджанской Республики утверждена  Концепция (Национальный курикулум) общего образования в Азербайджанской Республике, которая является документом концептуального характера, определяющим результаты обучения и стандарты содержания в области общего образования, предметы, предусмотренные для каждого этапа общего образования, недельную норму времени, отводимого на проведение классных и внеклассных занятий, правила организации учебного процесса, основные принципы оценивания и мониторинга результатов обучения и структуру курикулумов по отдельным предметам.

Национальный курикулум направлен на формирование личности как основной движущей силы развития общества, обеспечение соответствующего уровня образования и навыков, необходимых для решения проблем и самостоятельного принятия решений, принимая во внимание исключительное значение способностей каждой личности в современной эпохе в условиях глобализации и универсализации общественно-политической, культурной и социальной жизни, увеличения роли информационных и коммуникационных технологий,  усиления конкуренции.

Национальный курикулум служит непосредственной реализации нижеуказанных функций:

обеспечения взаимосвязи и преемственности между этапами общего образования и предметами, изучаемыми на этих этапах;

постоянного совершенствования и обновления содержания предметов в соответствии с потребностями общества;

обеспечения гибкости и комплексности технологий обучения;

составления и применения предметных курикулумов, ориентированных на достижение результатов обучения;

обеспечения эффективности учебной среды и преподавательской деятельности, развивающего и упреждающего характера обучения, определения на основании концентрического принципа знаний, умений и навыков, приобретаемых на отдельных этапах образования;

обеспечения объективной оценки и поощрения учебных достижений.

Национальный курикулум составлен с учетом нижеуказанных общих принципов:

учета национальных и общечеловеческих ценностей;

создания благоприятной среды обучения для всех учащихся, принимая во внимание их общий уровень развития, наклонности и интересы;

ориентированности образования на формирование личности;

ориентированности образования на достижение результатов обучения;

ориентированности на выполнение требований, предъявляемых к процессу обучения;

интегративности.

В новом Курикулуме четко определяется смысл понятий "общее образование" и "выпускник общеобразовательного учебного заведения". Отмечается, что общее образование – это целенаправленный процесс формирования личности, ее интеллектуального, социального и физического развития, создание предпосылок для продолжения образования и начала трудовой деятельности с помощью теоретических и практических мероприятий. Он основан на интересах человека, семьи, общества и государства, национальных и общечеловеческих ценностях и принципах систематичности, преемственности, целостности и демократичности светского образования. Общее образование обеспечивает формирование в учащихся умения понимать и оценивать процессы, проблемы и тенденции развития, встречающиеся в стремительно изменяющемся мире, приобретать необходимые знания, развивать способности и навыки, применять на практике приобретенные знания и самостоятельно приобретать новые, принимая во внимание возрастные, физиологические, психологические и индивидуальные особенности и потенциальные возможности учащихся, а также превращение учащихся в полноценных членов общества в условиях рыночных отношений, и наконец, свободное развитие личности.

В соответствии с положениями Национального курикулума выпускник общеобразовательного учебного заведения – это человек, который:

владеет в совершенстве родным языком, исчерпывающей информацией об истории и культуре Родины;

умеет ценить искусство, литературу, научные достижения, человеческий труд, права и свободы граждан;

уважает демократические принципы, проявляет приверженность государственности и государственным интересам;

уверенно использует современные технические и коммуникационные средства;

проявляет толерантное, чуткое и справедливое отношение к людям, национальным обычаям и традициям, природе и духовным ценностям;

умеет просвещаться и осведомляться, справляется с конкуренцией в условиях рыночной экономики;

самостоятельно живет, работает и совершенствуется в обществе;

ведет здоровый образ жизни;

имеет собственное мнение, приобретает необходимые знания, умения и навыки, соответствующие потребностям общества;

наряду с общением на родном языке, умеет общаться на одном или нескольких иностранных языках.

Согласно Национального курикулума учебный процесс организуется на основе  налаживания интерактивного сотрудничества между учителями, выступающими в роли координирующих, направляющих и консультирующих субъектов, и учениками, выступающими в роли исследующих, экспериментирующих и творческих субъектов, направленного на достижение целей, заранее предусмотренных в соответствующих учебных программах, принимая во внимание нижеуказанные принципы:

целостности учебного процесса – цели (развивающие, обучающие и воспитывающие) обучения осуществляются в комплексном виде в ходе учебного процесса и охватывают деятельность учителя и ученика, направленную на достижение реальных результатов;

обеспечения равных возможностей в процессе обучения – учебный процесс регулируется с помощью создания одинаковых условий обучения для всех учащихся с учетом потенциальных возможностей учащихся;

личностной ориентированности – ученик находится в центре учебного процесса; вся преподавательская деятельность и все учебные мероприятия направлены на удовлетворение интересов и потребностей ребенка, а также на развитие его способностей и потенциальных возможностей;

развивающей функции – познавательная активность учащихся прослеживается, достижения учащихся анализируются, знания и уровень развития умений и навыков учащихся регулируются;

стимулирования деятельности – все продвижения в деятельности учащихся регистрируются и оцениваются с целью эффективной и результативной организации учебного процесса, повышения интереса учащихся к обучению; следовательно, обеспечивается мотивация учащихся к достижению более высоких результатов обучения; 

создания благоприятной обстановки – организация учебного процесса на соответствующей материально-технической базе и в здоровой духовно-психологической обстановке способствует образованию благоприятной и безопасной среды обучения, направленной на повышение качества и эффективности образования.

В рассматриваемом Курикулуме особое внимание уделяется оцениванию достижений учащихся, которое проводится на 3 уровнях (внутришкольное, общенациональное и международное оценивание) и основывается на принципах целесообразности, взаимного оценивания, соответствия и надежности, развивающей функции, прозрачности и интерактивного сотрудничества.

Оценивание достижений учащихся – это последовательный и систематический процесс, служащий непосредственному оцениванию качества образования как неотъемлемой составной части учебной деятельности и, следовательно, повышению качества образования. Этот процесс сопровождается сбором и анализом соответствующей информации о качестве и уровне развития образования. Сбор информации осуществляется различными способами, в том числе – путем выполнения тестовых заданий учащимися и проверки результатов выполнения таких заданий, проведения собеседований во время классных занятий, наблюдения за состоянием выполнения учебных планов по отдельным предметам и деятельностью учеников и учителей, а также анализа табелей оценок и других школьных документов. Собранная вышеуказанными способами информация, как правило, отражает отношение учащихся к процессу обучения, достижения учащихся, уровень подготовки учителей, целесообразность учебных программ, степень обеспеченности учебными средствами и применяемые методы управления.

Результаты оценивания, проведенного путем анализа собранной информации, считаются надежным источником для составления национальной стратегии образования и определения перспектив развития сектора образования.

Исследовательским центром развития и международного сотрудничества "Сигма" в апреле-августе 2009 года был проведен опрос, связанный с внедрением нового курикулума и учебников в первых классах в 2008-2009 учебном году. Функцией этого опроса было выявление положительных и отрицательных сторон примененных в первых классах в 2008-2009 учебном году курикулумов и учебников, общая оценка успешности новой политики, учебных пособий и другое. Проведенные исследования еще раз подтвердили явные серьезные позитивные изменения во всем учебном секторе, а также выявили высокую эффективность примененного курикулума для учебных пособий первых классов в 2008 -2009 учебном году.

Общеизвестно, что качество общего образования непосредственно связано  с повышением квалификации педагогических кадров. Несомненно, ключевой фигурой в системе образования всегда был и остается учитель. Для того, чтобы решить задачу перестройки системы образования, учителя, руководители учебных заведений и органов управления образованием всех уровней должны владеть высоким уровнем профессиональной компетентности, прилагать значительные творческие усилия. Социальные ожидания ориентируют на новый тип учителя и менеджера образования, обладающих потребностью и готовностью решать сложные образовательные проблемы в условиях педагогического творчества и вариативности образования, стимулирования образовательных инициатив и превращения отдельных инициатив и инноваций педагогов в механизм развития учреждения образования.

Недавно Кабинетом Министров Азербайджанской Республики утверждено постановление о содержании и организации дополнительного образования, в котором намечается применение модульно-кредитной системы в области повышения квалификации. Суть новой модели повышения квалификации педагогических и руководящих кадров заключается в том, что определяется период (цикл) для повышения квалификации, причем длительность периода  может быть разной для отдельных категорий педагогических и руководящих кадров. В каждом периоде педагог или управленец  должен прослушать минимум объема курсов по трем модулям (блокам).

По новой модели предлагаются следующие три модуля (блока):

обучение общим основам образования (развитие и приобретение новых знаний и умений по педагогике, педагогической психологии и социологии, философских, научных, социально-экономических, юридических основах образовании; формирование нового педагогического мышления и образа профессионального мышления);

обучение по специальностям (развитие и приобретение новых знаний и умений по методологии и дидактике предмета, по применению новых курикулумов, по использованию ИКТ и т.д.; формирование нового педагогического мышления и образа профессионального мышления);

инновации и новые тенденции в образовании (развитие и приобретение новых знаний и умений, формирование нового педагогического мышления и образа профессионального мышления относительно инновационных приемов, методов и теорий, связанных со сферой деятельности слушателей).

По каждому модулю предлагается список необходимых программ повышения квалификации. Программы в первом и втором модулях служат для обеспечения общих потребностей системы образования республики и для осуществления стратегической цели Министерства образования республики; их список определяется Министерством образования. С учетом анализа проведенных опросов слушателей, а также потребностей и желаний образовательных предприятий и слушателей, учреждения повышения квалификации также могут предлагать программы по этим модулям. 

Программы по третьему модулю служат для обеспечения индивидуальных интересов,   потребностей педагогических кадров. Требуемый объем минимума образования по этому модулю определяется Министерством образования, а цели, тематика, содержание, методология и количество часов отдельных программ предлагаются учреждениями повышения квалификации.

Учреждения или организации дополнительного образования заранее подготавливают и представляют для оценивания программы курсов по соответствующим модулям. Эти программы после положительного оценивания получают лицензию. Название и содержание лицензированных программ опубликовываются в Каталоге повышения квалификации, а также размещаются на сайте Министерства образования. Слушатели имеют право по своему желанию  выбрать минимум объема курсов и организацию, которая имеет право на проведение этих курсов. На основе этих выборов при условии комплектации соответствующей группы на уровне образовательного учреждения или региональных органов управления образованием заключается договор с выбранной организацией для проведения курсов

При успешном завершении каждого курса слушатели получают сертификат, который подтверждает приобретение соответствующих образовательных кредитов (зачетных единиц). Сертификаты и набранные кредиты учитываются при поощрении,  повышении в должности и для выдвижения кандидатуры на соискание государственных и других поощрений и премий.

 

Заманов А.Д., Кязим-заде А.Г. Основні напрями інноваційної реформи в галузі загальної освіти Азейбарджанської Республіки

У статті розкрито питання організації навчального процесу в загальноосвітніх навчальних закладах відповідно до положень Концепції (Національного курикулуму) загальної освіти в Азербайджанській Республіці.

 

Ключові слова: організація навчального процесу,  Концепція загальної освіти в Азербайджанській Республіці, національний курикулум, предметноспрямовані та особистоспрямовані курикулуми, модульно-кредитна система підвищення кваліфікації.

 

 

Zamanov, А.D., Kyazim-zade, А.G. Basic Directions of Innovative Reform in the Sphere of General Education of Azerbaijan Republic

The problems of educational process organizing in secondary educational establishments in accordance with the principles of the Conception (National curriculum) of general education in Azerbaijan Republic are described in the article.

 

Key words: educational process organizing, the Conception of general education in Azerbaijan Republic, National curriculum, person-centered and subject centered curricula, module-credit system of the in-service teacher training.