Краснова М. А.,

проректор по научно-методической работе Минского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент

 

Knowledge management в системе повышения квалификации педагогов

 

В настоящее время knowledge management (KM) является одним из наиболее бурно развивающихся направлений менеджмента. В статье раскрыты возможности внедрения KM в образовании. Особое внимание уделено применению KM как способа повышения квалификации педагогов.

 

Ключевые слова: knowledge management (управление знаниями), обучающаяся организация, обмен знаниями, корпоративная культура, обучение на рабочем месте.

 

Постановка проблемы. Мы живем в мире, когда знания быстро устаревают, объемы информации увеличиваются с каждым годом и сроки ее удвоения постоянно сокращаются. Именно поэтому современный этап развития общества называют "информационным обществом", "обществом знания". Среди фундаментальных черт, характеризующих информационное общество, Д. Белл выделил ведущую роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии и увеличение класса носителей знания [1]. Наиболее важными качествами работников становятся такие: уровень образования, профессиональная компетентность, обучаемость, креативность, умение самостоятельно получать новые (генерировать) знания, критичность мышления, умение видеть возникающие проблемы и находить способы их решения, гибко адаптироваться к быстроменяющимся жизненным ситуациям. Развитие этих качеств должно стать насущными задачами современного образования. Обучение и инновации рассматриваются как основные стратегические инструменты достижения конкурентоспособности. Исследователи отмечают, что на предприятиях, в которых выделяется максимальное время на обучение сотрудников, производительность труда на 24% выше, чем на тех, где на эти цели выделяется минимум времени [2]. "Экономика познания особо выделяет организационную и технологическую взаимодополняемость, которая существует благодаря новым технологиям между новыми возможностями кодификации, хранения и передачи информации человеческим капиталом работников, способных использовать эти технологии, и "реактивной" организацией фирмы (благодаря достижениям knowledge management), которая позволяет в максимальной степени задействовать производительный потенциал" [3, с. 48].

Изложение основного материала. В настоящее время одним из наиболее бурно развивающихся направлений менеджмента является knowledge management (KM), которое часто переводится как "управление знаниями". Следует отметить, что КМ – понятие достаточно широкое, не имеющее однозначного определения и чаще всего понимаемое как процесс управления всеми потенциальными интеллектуальными ресурсами организации, которые способствуют решению ее тактических и стратегических задач. Современное KM – это самостоятельная дисциплина, которая включает в себя теорию управления информацией, теорию обучения, психологию общения. Она связывает воедино такие важные для развития организации элементы, как стратегический и инновационный менеджмент, управление персоналом, информационные технологии. В рамках КМ непосредственно процесс управления знаниями является одной из его важнейших составляющих [4; 5]. Исследователи отмечают, что менеджмент качества, менеджмент знаний и управление компетенциями, по существу, являются взаимодополняющими концепциями. И хотя знания – это один из основных результатов и средств обучения именно в образовании, как ни странно, КМ практически не нашел широкого применения, хотя система КМ может быть успешно использована как в процессе обучения учащихся, так и как одна из форм и один из этапов повышения квалификации педагогов. Методологические основы менеджмента знаний в организациях рассмотрены в работах Ю.П.Адлера, Е.А.Балашова, Н.В.Бекетова, Т.Гавриловой, А.Л.Гапоненко, Л.Ю.Григорьева, П.Друкера, О.Л.Ильченко, Н.В.Казаковой, А.И.Каптерева, Ю.И.Лобанова, М.К.Мариничевой, Д.С.Марьясина, Б.З.Мильнера, И.Нонака, И.И.Просвирина, П.Е.Рузаева, М.К.Румизена, Х.Такеучи и других ученых. Вопросы применения КМ в ВУЗ и системе дополнительного образования активно исследуют Е.Ю.Игнатьева и В.А. Кудинов [6-12]. Приемы и средства управления знаниями в дистанционном обучении рассматривает Л.Н. Рулиене [13]. Примеры использования КМ в системе школьного образования можно найти в работе М.К. Мариничевой "Управление знаниями на 100%" [14].

Аксиомой является утверждение, что качество обучения в значительной степени зависит от уровня профессионализма преподавателей. Именно поэтому существует система повышения квалификации педагогов в институированных формах и как самостоятельная исследовательская деятельность. Недостатком организованных форм повышения квалификации является их периодичность и направленность на некоего обобщенного педагога; недостатками самостоятельной исследовательской деятельности педагогов следует считать индивидуализацию познавательной деятельности, которая не всегда соответствует требованиям и нуждам организации. Система КМ позволяет избежать этих недостатков, сделав процесс повышения квалификации систематичным, постоянным, в котором учитываются интересы организации и индивидуальные потребности учителя. Менеджмент знаний может быть механизмом предупреждающего и корректирующего характера, который создаст базу для возможности изменений внутри организации. Внедрение системы КМ в деятельность учреждений образования мотивирует сотрудников на постоянный рост и обновление знаний, совершенствование педагогического мастерства и профессионализма, усовершенствование компетентности и, как следствие, повышение качества знаний учащихся. В таких условиях школа также переходит в режим обучающейся организации.

Е.Ю. Игнатьева отмечает два аспекта обучающейся организации: внешняя среда, влияющая на определение целевой установки, и организация, способная "строить, изменять свое поведение, деятельность, адекватно реагируя на внешние изменения" [4, с. 27]. При этом организация, стремящаяся развиться до уровня обучающейся, не становится на путь "приспособления, адаптации, а основывает свою деятельность на способности к самообновлению, метарефлексии и критической саморефлексии" [10, c. 15] с помощью ситуативного управления.

Сущность обучающейся организации П.Сенге определил наличием в ней пяти компонентов: системного мышления, мастерства самосовершенствования, интеллектуальных моделей, движения к общему видению и группового обучения [11]. Следует отметить, что обучающиеся организации в настоящее время рассматриваются как одно из условий устойчивого развития общества.

Практикующаяся в образовании на всех его уровнях передача формальных знаний без специального инструментария управления ими существенно ограничивает получение на основе этого знания качественных результатов. Одним из достоинств концепции КМ является изучение всех аспектов знания и его классификации. Разграничение понятий "данные", "информация", "знания", а также классификации знаний по разным признакам (знание и незнание; формализованные (явные) и неформализованные (скрытые); базовые (коренные), специфические и инновационные; декларативные, процедурные, причинные, условий, отношений)  имеет практическое значение. Это позволяет выявлять, создавать, распространять, обрабатывать, хранить и предоставлять для использования знания внутри организации.

Кроме того, КМ изучает процесс движения знаний, виды деятельности, связанные со знаниями, методы и формы работы со знаниями. В КМ описаны инструменты работы со знаниями, разработаны модели представления знаний.

Процесс управления знаниями базируется на трех основных компонентах: информация, люди, процессы (технологии) (рис 1).

 

Рис. 1. Компоненты, на которых базируется процесс управления знаниями

 

Если на первых этапах становления КМ особое внимание уделялось формированию баз данных, то впоследствии стало понятно, что сама по себе информация не может повлиять на повышение конкурентности организации. Кому из учителей не знакома ситуация, когда в учительской, методкабинете или в кабинете завуча собраны методические разработки уроков, внеклассных мероприятий и т.п., которыми никто или практически никто не пользуется! Необходимо связать людей с этой информацией. Эта связь влияет на рост явных знаний. С целью извлечения неявных знаний необходимо создание свободного обмена знаниями. Для этого нужно преодолеть субъективное препятствие – сотрудники часто не хотят делиться своим опытом, идеями. Поэтому важным элементом внедрения системы КМ является формирование корпоративной культуры. Исследования показывают, что к решающим факторам для достижения успеха в управлении знаниями относятся такие:

корпоративная культура – 47,1%;

мотивация и квалификация персонала – 41,3%;

развитие в топ-менеджменте – 33,7%;

структуры и процессы – 29,8%;

информационные технологии – 27,9% [12].

Наилучший вариант обучения базируется на принципе своевременности, то есть  это обучение на рабочем месте, на том материале, который предоставляет конкретная работа, и знании, которое можно тут же использовать. В мире все более распространенным становится подход к структуре обучения, когда 70 % времени занимает обучение за счет решения реальных задач на своем рабочем месте, 20 % времени занимает обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником: наставничество, коучинг, менторинг, тьюторство и т. д. – и 10 % времени занимает обучение в учебных классах. Такому подходу способствует и получивший популярность компетентностный подход. Компетенции развиваются не мгновенно, над их прогрессом нужно кропотливо работать; именно поэтому роль обучения на рабочем месте возрастает.

Важнейшей характеристикой и достоинством КМ является его операциональность, инструментальность и технологичность. Среди условий, при соблюдении которых управление знаниями будет успешным, можно выделить такие:

непрерывность получения и обновления знаний;

четкое определение целей и задач ("Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда", М. Твен);

процесс обучения, позволяющий не только передавать знания от обучающего обучаемым, но и обмениваться знаниями между обучаемыми;

установка не просто на накопление знаний, а на их эффективное использование;

ответственность за результаты своих действий, свобода в выполнении задач, оказание помощи другим ("Сила не в знании, сила в совместно используемом знании", Б. Гейтс);

постоянный аудит и мониторинг;

прозрачность и измеримость результатов работы;

личный пример, вера в успех и энтузиазм руководителя (три принципа успешного руководства: пример, пример и пример);

мотивация сотрудников и обратная связь с ними;

создание механизмов оценки заслуг каждого (ситуация успеха);

создание атмосферы доверия (корпоративная культура);

извлечение положительного опыта не только из успешных проектов, но и из неудач ("Не ошибается тот, кто ничего не делает");

элементы игры.

Игнорирование отдельных условий или недооценка какого-нибудь из компонентов в значительной степени снижает эффективность системы КМ. Следует отметить, однако, что система КМ эффективна в том случае, если образование и обучение рассматриваются как высшая ценность. Обучающемуся необходимо осознать свою собственную личную ответственность за качество и уровень своего образования и свои возможности в образовательном пространстве, потому что наиболее ценным в "обществе знаний" становится личностное знание, являющееся реальной основой для становления компетентности.

Выводы. Таким образом, современному этапу развития общества будет соответствовать такая система повышения квалификации, в которой педагоги будут получать импульсы для повышения своего профессионализма в ходе формального обучения, а его развитие будет происходить, главным образом, в учреждении образования с помощью создания системы МК.

 

Список использованных источников

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт социального прогнозирования; пер. с англ. / В.Л. Иноземцев (ред. и вступ. ст.). – М. : Academia, 1999. – 956 с.

2. Пилчер, Т. Реальность и мифы : факторы, влияющие на производительность компаний / Т. Пилчер // Деловое совершенство. – 2006. – № 5. – С. 6-11.

3. К обществам знания : Всемирный доклад Юнеско. – Париж : Издательство Юнеско, 2005. – 231 с.

4. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография / Е. Ю. Игнатьева / НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 280 с.

5. Силков С.В. Knowledge management как современный этап развития документационного обеспечения управления / С.В.Силков // Проблемы правовой информатизации / НЦПИ при Президенте Республики Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 20-24.

6. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в образовании : учеб. пособие / Е.Ю.Игнатьева, С.А. Лисицын. – СПб. : ЛОИРО, 2007. – 180 с.

7. Игнатьева Е.Ю. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании / Е.Ю. Игнатьева // Высшее образование в России. – 2006. – № 12. – С. 36-41.

8. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в вузе : учебное пособие / Е.Ю.Игнатьева. – Великий Новгород : СФРГУИТП, 2007. – 180 с.

9. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации / Е.Ю.Игнатьева // Университетское управление : теория и практика. – 2006. –№ 6 (46). – С. 32-39.

10. Кудинов В.А. Модель образовательной области на основе технологий управления знаниями // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Информатизация образования". – 2010. – №1. – С. 89-94.

11. Кудинов В.А. Информатизация обучения в вузе на основе технологий управления знаний : монография // Курск : Изд-во КГУ, 2008. – 200 с.

12. Кудинов В.А. Методология проектирования корпоративных порталов управления знаниями для образовательных организаций : монография. – Курск : Из-во КГУ, 2009. – 190 с.

13. Рулиене Л.Н. Управление знаниями в информационном обществе / Л.Н. Рулиене // Вестник Бурятского ГУ. Серия "Педагогика". – 2010. – Вып. 1. – C. 30-35.

14. Мариничева, М.К. Управление знаниями на 100% : Путеводитель для практиков / М.К. Мариничева. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 320 с.

15. Суртаева, Н.Н. Обучающееся учреждение XXI века – вектор реформирования отечественного образования / Н.Н. Суртаева // Человек и образование. – 2005.– № 2. – С. 12-16.

16. Сенге П. Пятая дисциплина : искусство и практика самообучающейся организации;   пер. с англ. / П. Сенге. – М. : ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. – 408 с.

17. Тузовский А.Ф. Системы управления знаниями (методы и технологии) / под общ. ред. В.З.Ямпольского / Тузовский А.Ф., Чириков С.В. , Ямпольский В.З. – Томск : Изд-во НТЛ, 2005. – 260 с.

 

Краснова М.О. Knowledge management в системі підвищення кваліфікації педагогів

У сучасності knowledge management (KM) є одним з напрямів менеджменту, що найбільше розвивається. У статті розкрито можливості впровадження  KM в освіті. Особливу увагу звернено на застосування KM як способу підвищення кваліфікації педагогів.

 

Ключевые слова: knowledge management (управління знаннями), організація, яка навчається, обмін знаннями, корпоративна культура, навчання на робочому місці.

 

Krasnova, M.A. Knowledge management в системе повышения квалификации педагогов

Currently Knowledge Management (KM) is one of the hottest and rapidly evolving fields of management. The article covers different possibilities of how KM can be used in education. Special attention is addressed to the implementation of KM as a means of teacher’s professional development.

 

Key words: knowledge management (управление знаниями), обучающаяся организация, обмен знаниями, корпоративная культура, обучение на рабочем месте.