Старченко В.Н.,

профессор кафедры общей и коррекционной педагогики Государственного учреждения образования  "Гомельский областной институт развития образования",  кандидат педагогических наук, доцент

 

Системные составляющие теории принятия управленческих решений менеджера в образовании

 

В статье рассматривается влияние теории принятия управленческих решений на эффективность деятельности менеджера в образовании. Предъявлены и рассмотрены системные составляющие теории принятия управленческих решений менеджера в образовании.

 

Ключевые слова: менеджер в образовании, теория принятия управленческих решений, теория управления, теория педагогической деятельности, система образования.

 

Актуальность рассматриваемой проблемы. Эффективность деятельности менеджера в образовании в значительной степени зависит от теории принятия управленческих решений, которой он руководствуется. Неадекватная теория естественным образом порождает неадекватные управленческие решения и, соответственно, более адекватная теория способствует принятию более адекватных решений.

Например, наименее адекватной реальности, но, в то же время, наиболее распространенной теорией принятия управленческих решений является теория "чем больше – тем лучше" (рис. 1). В частности, развал системы среднего образования в СССР был предопределен принятием закона о всеобщем обязательном среднем образовании. Управленцы наивно полагали, что выдача дипломов (бумажек) о среднем образовании всему населению – это лучше, чем выдача их только той его части, которая приобрела в процессе обучения некоторый уровень образованности. Аналогичным образом уже в наше время пытаются довести развал системы высшего образования до логического завершения посредством выдачи соответствующих дипломов (бумажек) всему населению. При этом на повестке дня реально стоит вопрос о выдаче как минимум двух дипломов о высшем образовании (второе высшее, дополнительное высшее…) всем и каждому, чему в немалой степени способствует активная коммерциализация системы высшего образования. Между тем Я.А.Коменский прозорливо рекомендовал потомкам, что  академические работы будут продвигаться вперед более легко и успешно, если, во-первых, мы туда будем посылать только избранные умы, цвет человечества, а остальных направим к плугу, ремеслам и торговле, смотря по их природной склонности.

Значительно более адекватной реальности теорией принятия управленческих решений, не получившей сколько-нибудь широкого распространения, является теория "оптимума" (рис. 1). Эта теория безуспешно призывает управленцев придерживаться некоего оптимального соотношения параметров количества и качества. Использование теории оптимума предполагает поиск оптимального соотношения между количеством выдаваемых дипломов и качественными показателями образованности населения.

 

Рис. 1. Графическое представление теории "чем больше – тем лучше" и теории "оптимума"

Изложение основного материала. Обозначив актуальность рассматриваемой проблемы, перейдем к более детальному ее представлению.

Итак, вполне очевидно, что менеджер в образовании должен быть вооружен более или менее адекватной теорией принятия управленческих решений. Какие системные составляющие должны входить в теорию принятия управленческих решений менеджера в образовании? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к анализу деятельности этих работников.

Менеджер руководит деятельностью системы образования на глобальном, региональном либо локальном уровнях. При этом он пытается опосредованно управлять параметрами процесса трансляции культуры, основными субъектами которого являются ученик и педагог.

Очевидно, что для принятия компетентных управленческих решений менеджеру следует владеть основами не только формальной нульмерно-одномерной Аристотелевой логики (крайне неадекватной реальностям трехмерного мира), но и основами диалектической, содержательно-генетической, триалектической логики, которые позволяют делать умозаключения, существенно более адекватные реальному миру. Различия между умозаключениями, получаемыми при использовании одномерной логической схемы "чем больше – тем лучше" и диалектической схемы "оптимума", продемонстрировано выше.

Поскольку менеджер осуществляет управленческую деятельность, он должен владеть основами общей теории управления. В силу того, что он управляет деятельностью системы образования и задает параметры процесса трансляции культуры, он должен иметь представление о системе образования как системе управления, а также владеть основами теории педагогической и учебной деятельности.

Кроме того, поскольку всякая управленческая деятельность основывается на измерении параметров управляемого объекта (контроле), то менеджер в образовании должен владеть основами педагогической метрологии.

Следует заметить, что перечисленные составляющие только тогда превратятся в единую теорию принятия управленческих решений, когда будут в системном единстве освоены менеджером в образовании в процессе его реальной управленческой деятельности.

Таким образом, нам представляется, что системными составляющими теории принятия управленческих решений менеджера в образовании должны быть: адекватный логический инструментарий, положения общей теории управления, представления о системе образования как системе управления, положения теории педагогической и учебной деятельности, положения педагогической метрологии (рис. 2).

 

Рис. 2. Системные составляющие теории принятия управленческих решений менеджера в образовании

 

Кратко рассмотрим упомянутые теоретические положения. Вначале предъявим основные положения общей теории управления, которые должен освоить менеджер в образовании. Общеизвестно, что система управления включает в себя управляющий и управляемый элементы, которые сопряжены прямой и обратной связью, где прямая связь означает канал передачи информации (управляющего воздействия) от управляющего элемента к управляемому, а обратная – канал передачи информации (контроль) от управляемого к руководящему. Эта схема может быть развернута за счет включения в нее цели управления и теории принятия управленческих решений (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Принципиальная схема системы управления

Цикл управления выглядит следующим образом. От управляющего элемента по каналу прямой связи на управляемый элемент поступает управляющее воздействие, в связи с чем последний трансформируется и меняет свои параметры. Информация о новом состоянии управляемого элемента по каналу обратной связи поступает к управляющему элементу, который сравнивает его реальные параметры с целевыми и, исходя из теории принятия решений, вырабатывает новое (скорректированное) управленческое решение. Цикл управления повторяется до тех пор, пока реальные параметры управляемого элемента не совпадут с целевыми. Очевидно, что эффективность деятельности системы управления зависит от качества управляющего и управляемого элементов, надежности каналов прямой и обратной связей, удержания цели управления и от адекватности теории принятия управленческих решений. Например, проблемы с прямой или обратной связью, утрата или подмена цели управления, использование неадекватной теории принятия решений – все эти факторы естественным образом ведут к краху системы.

При этом менеджер должен осознавать, что, согласно аксиоматическим положениям теории управления, всякое управленческое решение является ошибочным, но оно может быть ошибочным в большей или меньшей степени. Менеджер должен стремиться к уменьшению неизбежных ошибок управления.

Что касается системы образования, то она также должна осознаваться менеджером как система управления. Причем в настоящее время в ней можно выделить три основных уровня управления: уровень ученика, уровень педагога и уровень менеджера (рис. 4). Ученик занимается управлением своей учебной деятельностью, педагог – управлением своей педагогической деятельностью (управляет параметрами и условиями учебной ситуации), менеджер – управляет параметрами и условиями учебной и педагогической деятельности. Кроме того, в неявном виде присутствует и четвертый уровень управления, который трансперсонально осуществляется социумом с помощью формирования так называемого реального социального заказа. Этот заказ система образования и выполняет независимо от того, осознается он или не осознается ее фигурантами.

Все уровни управления системы образования пронизаны процессами контроля и процессами передачи управляющих воздействий. Менеджер должен реально и конкретно представлять и использовать каналы передачи управляющих воздействий и каналы педагогическо-административного контроля, обращая особенное внимание на последние, ведь с их помощью традиционно передается поток дезинформации. Кроме того, менеджер должен представлять реальную и декларированную цели деятельности системы образования и уметь определять рассогласованность между тем, что есть, и тем, что быть должно, применительно к каждой из них. Это необходимо для выработки им адекватной стратегии собственного существования в обозначенной системе.

 

Рис. 4.  Уровни управления в системе образования

 

Относительно положений теории педагогической деятельности менеджер должен осознавать следующее. Во-первых, педагогическая деятельность может рассматриваться как специально организованный процесс трансляции человеческой культуры (культура – это одновременно способ и продукт деятельности человека). При этом следует понимать, что трансляция культуры – это естественный процесс, который происходит сам по себе и без специальных усилий людей-специалистов [1; 2]. Более того, любая искусственно созданная людьми образовательная система все равно работает в соответствии с объективными законами природы и исполняет реальный социальный заказ (хотя последний может и не осознаваться людьми). В частности это означает, что в образовательной системе реально транслируются только те способы деятельности, которые объективно востребованы социокультурным контекстом жизни, а не те, которые искусственно ей навязываются посредством включения в учебные планы и программы. Говоря иначе, система образования в соответствии с законами природы стремится выполнять реальный социальный заказ и игнорирует заказ декларируемый. Отсюда следует, что совпадение реального и декларируемого социального заказов гарантирует высокую эффективность деятельности системы образования, а их несовпадение гарантирует неэффективность ее деятельности. То есть, когда мы учим тому, что нужно в реальной жизни, дети учатся, а когда мы учим тому, что в реальной жизни не нужно, – дети не учатся. Для менеджера системы образования манипуляция содержанием образования – мощный рычаг управления ее эффективностью.

Во-вторых, образовательный процесс включает в себя педагогический и учебный процессы, причем базовым является именно учебный процесс, а педагогический – сервисным относительно него [3]. В основе учебного процесса лежит процесс копирования способов деятельности, а в основе педагогического – процесс демонстрации этих способов деятельности. Неотъемлемым элементом обеих процессов является контроль (педагогический контроль и учебный самоконтроль).

В-третьих, схема педагогической деятельности включает в себя "педагога" и "ученика", которые соединенный прямой связью ("педагогическое воздействие") и обратной ("педагогический контроль"). Реальная цель деятельности этой системы задается социокультурным контекстом, который определяет реальные требования к выпускникам системы, необходимые им для занятия соответствующих социальных мест. Реальный социальный заказ задает систему объективных мотивов как педагогической деятельности педагога, так и учебной деятельности ученика. Педагогический процесс буквально погружен в социокультурный контекст и оба его субъекта одновременно находятся и в педагогической ситуации, и в социокультурном контексте. Однако, в отличие от социокультурного контекста, педагогическая ситуация зависит от педагогических воздействий педагога, который с помощью ее трансформации стремится создать благоприятные внутренние условия для успешного педагогического процесса: организовывает систему искусственных квазиучебных мотивов для повышения учебной активности школьника, предоставляет учебно-методическое обеспечение педагогического процесса и так далее. Кроме того, педагог организовывает демонстрацию образцов деятельности, которые школьник должен усвоить. Образцами деятельности могут выступать образцы мышления, знаний, умений.

Что касается ученика, то он в зависимости от наличия внешних и внутренних мотивов проявляет большую или меньшую учебную активность: усваивает образцы деятельности, копирует их и демонстрирует (выкладывает в педагогическую ситуацию) учебные достижения (итоги своей учебной деятельности).

Необходимо добавить, что контроль учебных достижений ученика и условий педагогической деятельности нужен педагогу для своевременной и адекватной коррекции своих педагогических воздействий. Принятие тех или иных управляющих воздействий и внесение в них коррекций осуществляется педагогом, исходя из осознаваемой им цели педагогической деятельности и педагогической теории, которой он придерживается.

Предъявленные выше положения теории педагогической деятельности позволяют менеджеру осознавать, что эффективность педагогической деятельности зависит от следующего:

наличия объективного социального заказа на содержание образования, что определяет силу объективной внешней мотивации ученика и педагога;

педагогических усилий учителя, который, во-первых, демонстрирует образцы деятельности, которые подлежат копированию со стороны ученика. Во-вторых, он создает систему искусственных мотивов учебной активности ученика. В-третьих, педагог осуществляет педагогический контроль и корректировку своих педагогических усилий исходя из теории педагогической деятельности, которой он руководствуется;

учебных усилий ученика, который, в зависимости от силы внешней (объективной) и внутренней (субъективной) мотивации, проявляет большую или меньшую учебную активность: воспринимает и усваивает образцы деятельности педагога, копирует их и выкладывает в педагогическую ситуацию;

адекватности теории педагогической деятельности, которой руководствуется учитель;

адекватности теории учебной деятельности, которой руководствуется ученик.

Наконец, знание основ педагогической метрологии необходимо менеджеру в образовании для организации объективной, научно обоснованной системы педагогического контроля. В частности, менеджер должен отличать и адекватно использовать разнообразные виды и шкалы измерений, шкалы оценок, а так же метрологически корректные педагогические тесты.

Выводы. Безусловно, интеллектуальный арсенал менеджера в образовании не исчерпывается предъявленными выше теоретическими положениями, однако их наличие абсолютно необходимо для того, чтобы он мог принимать более или менее адекватные управленческие решения, мог осознавать их последствия и нести за них ответственность.

 

 

Список использованных источников

1.  Старчанка У. М. Натуральныя ўмовы педагагічнага працэсу / У.М.Старчанка // Педагагічная спадчына акадэміка І. Ф. Харламава і сучасныя праблемы навучання і выхавання вучнёўскай і студэнцкай моладзі : матэрыялы рэсп. навукова-практ. канф., Гомель, 14 июня 2005 г. : в 2-х ч. / Гомельский гос. университет им. Ф. Скорины. – Гомель, 2005. – Ч. 1. – С.139–144.

2 Старченко В. Н. Теоретическая модель педагогического процесса на уроке физкультуры и здоровья / В. Н. Старченко // Наука і освіта. – 2010. – №6. – С. 186-190.

3 Старчанка У.М. Тэарэтычная мадэль вучэбнай дзейнасці ў кантэксце педагагічнай дзейнасці / В. Н. Старченко // Современное образование : пути оптимизации качества в условиях развития школы : материалы респ. науч.-практич. конф., Гомель, 5 мая 2010 г. : в 5 ч. / ГУО "ГОИРО" ; ред. кол. : А. В. Портнова [и др.]. – Гомель, 2010. – Ч.5. – С. 24-29.

 

Старченко М.В. Системні складові теорії ухвалення управлінських рішень менеджера в освіті

У статті розглядається вплив теорії ухвалення управлінських рішень на ефективність діяльності менеджера в освіті. Пред'явлені і розглянуті системні складові теорії ухвалення управлінських рішень менеджера в освіті. 

 

Ключові слова: менеджер в освіті, теорія ухвалення управлінських рішень, теорія управління, теорія педагогічної діяльності, система освіти.

 

Starchanka, V. System Forming Theories of Taking the Management Decisions of Manager in Education

In the article influence of theory of acceptance of administrative decisions is examined on efficiency of activity of manager in education. Produced and considered system making theories of acceptance of administrative decisions of manager in education. 

 

Key words: manager in education, theory of acceptance of administrative decisions, management theory, theory of pedagogical activity, system of education.