УДК 373.31; 378.14; 376.3

Косова Е.А.,

старший преподаватель кафедры прикладной математики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

 

Информационно-коммуникационные компетентности учителя в условиях инклюзивного обучения

 

В статье рассматриваются вопросы формирования системы специальных информационно-коммуникационных (тифлоинформационных) компетентностей учителей начальных классов в условиях инклюзивного обучения. Предложено четыре блока компетентностей, необходимых для организации и осуществления обучения детей с нарушением зрения. Приведены критерии сформированности компетентностей учителей.

 

Ключевые слова: тифлоинформационные компетентности, учителя начальных классов, дети с нарушением зрения, информационно-коммуникационные технологии в обучении, инклюзивное обучение.

 

Постановка проблемы. Существующие подходы к формированию ИКТ-компетентностей учителей начальных классов не отражают современных тенденций к интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушением зрения, в массовые школы. В то же время специфика обучения детей с ослабленным зрением требует от учителя специальных знаний, умений и навыков использования ИКТ в учебном процессе. Для достижения высокого уровня профессиональной подготовки современный учитель начальных классов должен обладать специальными (тифлоинформационными) компетентностями – умениями осознанно и педагогически обоснованно использовать ИКТ в процессе обучения детей с нарушением зрения, а также для личностного и профессионального саморазвития [4].

Цель этой статьи – раскрыть суть системы тифлоинфомационных компетентностей учителя начальных классов, предложить критерии сформированности тифлоинформационных компетентностей.

Изложение основного материала. Рассмотрим, какие же компетентности должны войти в систему тифлоинформационных.

Изучение субъекта учебно-познавательной деятельности – ученика, его психических характеристик и личностных особенностей – является одной из центральных задач подготовки учителей начальных классов. В то же время в научных работах показано, что хотя психические процессы нормально видящего ребенка и ребенка с нарушением зрения не имеют качественных отличий, ученики с нарушением зрения и без таких нарушений являются принципиально различными единицами по критерию "субъект обучения" [1; 2]. Образование детей с заболеваниями органа зрения основано на использовании специфических дидактических методик, зависящих от индивидуальных характеристик учеников [6; 12]. Следовательно, изучение субъекта обучения – ребенка с нарушением зрения – необходимо рассматривать как отдельную задачу в подготовке учителей начальных классов.

Компетентный учитель начальных классов должен уметь определить степень нарушения зрения ребенка по соответствующей классификации и оценить психофизиологические особенности ученика с тем, чтобы разработать индивидуальный педагогический маршрут, подобрать и применить наиболее рациональные методики, методы, приемы обучения, в частности – и с использованием ИКТ.

При использовании ИКТ в обучении учащихся начальных классов необходимо учитывать скрытые опасности, исходящие от педагогически не выверенного использования компьютера. Исследователями систематизированы возможные последствия неправильного использования компьютера во время обучения и досуга детей, в том числе с нарушением зрения [3]. Такими опасностями являются:

− возникновение заболеваний опорно-двигательного аппарата, глаз, нервной и эндокринной систем; психические расстройства;

− общее ухудшение самочувствия (нарушения аккомодации, болезненные ощущения в области глаз, общее переутомление, головные боли, боли в шее и спине);

− расстройства поведения (раздражительность, частая смена настроения, замкнутость, апатия к реальному миру, постоянное стремление к компьютеру, отрицание традиционных видов деятельности, асоциальность);

− общие проблемы обучения и развития (формирование некорректной системы знаний, умений и навыков, сложности в учебе, снижение успеваемости, скудный словарный запас, недоразвитие жизненно необходимых навыков);

− ухудшение состояния здоровья детей группы риска (отрицательная динамика заболеваний органа зрения, например, при миопии, гиперметропии, косоглазии; судорожные припадки, например, при эпилепсии).

Следовательно, компетентный учитель начальных классов должен знать и понимать суть потенциальных опасностей неправильного использования компьютера для учащихся начальных классов, в том числе – с нарушением зрения, уметь избегать их во время проведения уроков с ИКТ-поддержкой.

Согласно исследованиям, дети с нарушением зрения испытывают сложности при чтении и письме, связанные с нарушением зрительного восприятия и мелкой моторики [7; 9]. Учебники и рабочие тетради, рекомендованные для использования в общеобразовательных школах, таким детям не подходят. Кроме того, ребенок должен иметь возможность работать с печатными материалами без дополнительного тифлооборудования (электронных увеличителей, луп), что предъявляет дополнительные требования к масштабу изображения.

В связи с этим, актуален вопрос о создании индивидуализированных печатных материалов с помощью средств ИКТ. Перечень характеристик тетрадей с печатной основой для каждого ученика зависит от остроты зрения, возможностей цветовосприятия, мелкой моторики и включает в себя размеры и стили шрифтов; межсимвольный и междустрочный интервалы; горизонтальное выравнивание текста; ширину полей; контрастность фона и изображения; цветовую контрастность; толщину и высоту вспомогательных линий.

Безусловно, компетентный учитель начальных классов должен знать требования к материалам с печатной основой для детей с нарушением зрения, уметь рассчитывать характеристики печатного документа для каждого ребенка в зависимости от особенностей его зрения и сопутствующих отклонений, а также разрабатывать индивидуальные тетради с печатной основой с помощью средств ИКТ при условии педагогической целесообразности их использования на уроке.

Политикой специального обучения детей с ослабленным зрением, пропагандируемой в развитых странах, предусмотрено формирование адаптивных условий обучения с использованием ИКТ [5; 8]. В зависимости от характеристик зрения ученика и его психофизиологических особенностей разрабатываются компоненты адаптивной среды, ориентированные на повышение эффективности восприятия учебного материала, максимальный комфорт обучения и предупреждение дальнейшей потери зрения.

Разработка "дружественной" среды на уроках с компьютерной поддержкой возможна только при условии строгого соблюдения индивидуальных условий, включающих организацию рабочего места, подбор параметров видео-, аудиосопровождения, наличие адаптивных программ и оборудования, расчет непрерывной зрительной и общеучебной нагрузки.

Значит, компетентность педагога предусматривает знание требований к адаптивной среде обучения на уроках с ИКТ-поддержкой, умение рассчитывать характеристики адаптивной среды для каждого ребенка в зависимости от особенностей его зрения, сопутствующих отклонений и психоэмоционального состояния.

Важнейшую роль в процессе обучения с использованием ИКТ играют прикладные программные средства учебного назначения (ППС). Однако большинство имеющихся на образовательном рынке продуктов рассчитаны на здоровых детей и не удовлетворяют требование доступности, то есть воспринимаемости содержимого [11].

Требования доступности компьютерных программ предусматривает обеспечение таких возможностей:

− работы без специальных тифлотехнологий;

− изменения визуальных настроек программы (контрастности, размеров и стилей шрифтов, размеров иллюстраций, междустрочных и межсимвольных интервалов, цветов) в зависимости от особенностей зрения;

− использования звукового сопровождения содержимого;

− простоты и эластичности макета и пр.

Кроме того, ППС для детей с нарушением зрения должны быть педагогически целесообразны, безопасны по отношению к психическому и физическому здоровью и обеспечивать те же образовательные преимущества, что и для детей с нормальным зрением.

Используя современные ИКТ, можно как адаптировать готовые ППС к возможностям ребенка с нарушением зрения, так и создавать собственные продукты. Преимущества создания собственных ППС, например, с использованием мультимедийных презентаций, заключаются в возможности оперативной разработки программ учебного и коррекционного назначения, полностью соответствующих дидактическим целям, особенностям учеников и творческой задумке учителя. Поэтому компетентный учитель начальных классов должен знать требования к ППС учебного назначения, уметь оценить качество готовых ППС по критериям доступности, педагогической целесообразности, безопасности и функциональности, уметь адаптировать готовые ППС для детей с нарушением зрения и разрабатывать собственные ППС, используя доступные средства ИКТ.

В зависимости от степени нарушения зрения и индивидуальных психофизилогических особенностей ребенка рекомендовано использование различных технических и программных средств ИКТ в обучении [8]. При этом методики обучения, методы и приемы ведения уроков с ИКТ-поддержкой для детей с различной глубиной нарушения зрения имеют существенные отличия. Например, если при слабовидении в обучении рекомендуется использование электронных увеличителей при работе с печатными материалами, то для детей с пониженным зрением использование увеличителей при работе с текстом нецелесообразно, а доступность восприятия достигается путем увеличения размеров шрифтов и цветовой контрастности. Соответственно, на уроках с ИКТ-поддержкой для учеников начальных классов с нарушением зрения нужно уметь выбирать и применять ИКТ в обучении с учетом особенностей ученика и при условии педагогической целесообразности использования ИКТ для реализации поставленной дидактической задачи и приемов ведения уроков.

Результаты социологического исследования, проведенного в рамках представленной работы, показывают, что всего 23% учителей регулярно используют компьютер в учебном процессе, 63% оценивают свои навыки пользователя как посредственные. При этом процент высказавших пожелание совершенствовать свои пользовательские навыки и повышать профессиональный уровень с использованием ИКТ, напротив, достаточно высок (93% – потенциально готовых использовать ИКТ в обучении; 46% – чувствующих необходимость в совершенствовании навыков использования ИКТ).

В контексте компетентностного подхода вопрос постоянного самообучения и саморазвития (обучения на протяжении всей жизни) имеет ведущее значение. В рекомендациях Международного общества по применению современных педагогических технологий в образовании (ISTE) подчеркивается, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, обучаться на протяжении всей жизни, самовыражаться в школе и профессиональном сообществе с помощью демонстрации на собственном примере способов использования новейших педагогических технологий [10]. Следовательно, компетентный учитель, в частности – начальных классов, должен уметь сознательно приобретать новые знания с помощью ресурсов сети Интернет, инициативно обмениваться опытом в профессиональных сообществах, отслеживать актуальные события, относящиеся к профессиональной деятельности, в том числе, к поддержке инклюзивного обучения в начальной школе средствами ИКТ.

Таким образом, делаем вывод, что система тифлоинформационных компетентностей учителя, необходимых и достаточных для поддержки обучения учащихся начальных классов с нарушением зрения, в том числе – с использованием ИКТ, состоит с четырех блоков, а именно:

знание особенностей субъекта обучения с нарушением зрения;

умение организовывать обучение с использованием ИКТ;

умение использовать средства ИКТ в процессе обучения;

умение повышать свой квалификационный уровень.

Указанные компетентности могут быть сформированы на одном с четырех уровней: низком, среднем, высоком, углубленном, – описание которых представляем в таблице 1.

В рамках исследования была разработана методика формирования тифлоинформационных компетентностей учителей начальных классов, а также соответствующий учебный курс для студентов педагогических специальностей  ВУЗ и учителей начальных классов, повышающих квалификацию в учреждениях последипломного образования. Методика внедрена в шести средних и высших учебных заведениях Украины.

Выводы из представленного исследования и перспективы дальнейшей работы в этом направлении. В современности для качественного обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья, в частности – с нарушением зрения, в обычных общеучебных заведениях необходимо, чтобы каждый учитель владел  тифлоинформационными компетентностями. В контексте нашего исследования указанное понятие  рассматриваем как способности педагога сознательно и педагогически обоснованно использовать ИКТ в процессе обучения детей с нарушением зрения, а также как умение повышать свой квалификационный уровень. Считаем, что составляющими тифлоинформационной компетентности учителя являются четыре блока его личностных знаний, умений, навыков, качеств и способностей.

Несмотря на то, что исследование завершилось положительными результатами, остается ряд нерешенных вопросов. Первоочередная задача – распространение полученного опыта в профессиональных сообществах учителей. Для этого планируется, во-первых, разработка электронного учебного пособия (на русском, украинском и английском языках) и размещение его в Интернете, во-вторых, продолжение практики проведения тематических тренингов в общеобразовательных учебных заведениях и педагогических университетах. 


 

Таблица 1

 

Критерии сформированности системы тифлоинформационных компетентностей учителей

 

Уровень

Знание особенностей субъекта обучения

Умение организовать обучение с использованием ИКТ

Умение использовать ИКТ в процессе обучения

Умение повышать свой квалификационный уровень

Низкий Учитель знает психические особенности учеников начальных классов без отклонений здоровья, основные дидактические принципы; имеет поверхностные представления об особенностях обучения детей с нарушением зрения Учитель знает основные гигиенические требования, которые касаются организации ИКТ-обучения учащихся начальных классов; умеет выбирать ППС учебного назначения согласно дидактической цели урока без учета особенностей детей с нарушением зрения  Учитель придерживаются нормативных гигиенических требований для уроков с ИКТ-поддержкой; умеет использовать готовые рабочие тетради и демонстрировать готовые ППС учебного назначения, предназначенные для нормально видящих детей  Учитель может оценить собственный уровень знаний, умений и навыков в области ИКТ; умеет использовать отдельные ИКТ в обучении здоровых детей по репродуктивному принципу; имеет фрагментарные представления о сетевых профессиональных сообществах
Средний Учитель знает отдельные особенности развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения; умеет определять степень нарушения зрения ребенка по классификации Учитель имеет фрагментарные знания о требованиях к безопасной среде ИКТ-обучения, к дидактическим материалам с печатной основой и ППС для детей с нарушением зрения; умеет выбирать готовые ППС для детей с нарушением зрения согласно цели урока; адаптировать и создавать простейшие рабочие тетради и ППС для детей с пониженным зрением Учитель умеет организовывать безопасную адаптивную среду обучения для группы детей со сходными нарушениями зрения с методической помощью; умеет применять некоторые методики ИКТ-обучения детей с нарушением зрения, использовать готовые и специально разработанные рабочие тетради, а также ППС согласно дидактической цели урока и особенностям группы детей Учитель имеет фрагментарные знания о новых ИКТ в обучении детей с нарушением зрения; умеет использовать отдельные ИКТ в обучении детей с нарушением зрения по репродуктивному принципу; владеет опытом обмена сведениями в профессиональных сообществах; проявляет стремление к развитию ИКТ-компетентностей
Высокий Учитель умеет использовать знания о классификации нарушений зрения, о психофизиологических особенностях детей с нарушением зрения для создания психолого-педагогического портрета ученика на основании имеющихся в распоряжении данных Учитель знает требования к безопасной среде ИКТ-обучения для детей с нарушением зрения; умеет адаптировать готовые и создавать индивидуализированные рабочие тетради средствами ИКТ, создавать и модифицировать ППС учебного и коррекционного назначения демонстрационного и практического типов средствами мультимедиа Учитель умеет организовывать безопасную адаптивную среду обучения для детей с разными нарушениями зрения, избегать опасностей непродуманного использования компьютера, педагогически корректно применять индивидуализированные печатные материалы, тифлосредства, ППС при фронтальной и индивидуальной деятельности в классе Учитель имеет прочные знания о средствах ИКТ в обучении детей с нарушением зрения; систематически изучает новую информацию и обменивается данными в профессиональных сообществах; умеет творчески использовать доступные ИКТ в обучении детей с нарушением зрения; регулярно повышает квалификацию в сфере ИКТ  
Углубленный Учитель умеет создавать полный психолого-педагогический портрет ученика с нарушением зрения на основании знаний классификации, особенностей развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения,  индивидуальных особенностей ребенка и данных всех необходимых специалистов Учитель знает требования к адаптивной среде ИКТ-обучения для каждого ребенка; выявляет высокий уровень навыков создания и адаптации печатных материалов и ППС учебного и коррекционного назначения; имеет собственные методические разработки с проблем ИКТ-ориентированного обучения детей с нарушением зрения   Учитель умеет оперативно преобразовывать адаптивную среду обучения в зависимости от характеристик инклюзивного класса, эффективно сочетать традиционные и компьютерные виды деятельности в условиях инклюзивного обучения; может применять печатные материалы и личные ППС- разработки для разных категорий детей; умеет использовать авторские методы и приемы обучения детей с нарушением зрения при условии их педагогической оправданности Учитель имеет углубленные знания в сфере ИКТ-обучения, в том числе детей с нарушением зрения; привлекает коллег к обмену опытом в сфере ИКТ-обучения; публикует научно-методические материалы, другие  собственные разработки в области ИКТ-обучения, в том числе детей с нарушением зрения

 

 

Список использованных источников

1. Выготский, Л.С. Слепой ребенок [Электронный ресурс] /  Л.С.Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1983. – Т. 5. – Режим доступа : http://scepsis.ru/library/id_1580.html.

2. Литвак, А.Г. Практикум  по тифлопсихологии : учеб. пособие [для студентов  дефектол. фак. пед. ин-тов] / Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. – М. :   Просвещение, 1989. – 110 с.

3. Косова, Е.А. Опасности, исходящие от компьютера, и их влияние на здоровье и развитие детей [Электронный ресурс] / Е.А.Косова // Народна освіта. – 2011. – №1(13). – Режим доступа : http://www.narodnaosvita.kiev.ua/vupysku/13/statti/kosova.htm.

4. Косова, К.О. Тифлоінформаційні компетентності сучасного вчителя початкових класів [Електронний ресурс] / К.О.Косова // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2010. – №5(19). – Режим доступу : http://www.ime.edu-ua.net/em19/emg.html.

5. Allan, J. Principles of Assistive Technology for Students with Visual Impairments / Jim Allan // [TSBVI, http://www.tsbvi.edu)]. – December 20, 2006. –  Аccessible from : http://www.tsbvi.edu/resources/1076-principles-of-assistive-technology-for-students-with-visual-impairments.  

6. Anthony, T.L. First Steps : A handbook for teaching young children who are visually impaired / [Anthony, T.L., Armenta-Schmitt, F., Chen, D. & oth.]. – Los Angeles : Blind Children Center, 1993. – 220 p.

7. Arter, C. Handwriting and children with visual impairments / Arter, C., McCall, S., Bowyer, T. // British Journal of Special Education. – 1996. – 23 (1).–  pp. 25-28.

8. Caton, H. Tools For Selecting Appropriate Learning Media/ Caton, Hilda, Ed.- American Printing House for the Blind. Louisville, Ky. : American Printing House for the Blind, 1994. – 190 p.

9. Gompel, M. Reading by children with low vision/ Gompel, M., van Bon, WHJ., Schreuder, R. // Journal of Visual Impairment & Blindness. – 2004. – 98(2). – pp. 77-89.

10.  The ISTE National Educational Technology Standards (NETS•T) and Performance Indicators for Teachers [WWW-Document] // [ISTE (International Society for Technology in Education) Web site (http://www.iste.org)]. – 2008. – Аccessible from : http://www.iste.org/Content/NavigationMenu/NETS/ForTeachers/2008Standards/NETS_T_Standards_Final.pdf.

11. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 [WWW-Document] / [Cooper. M., Reid, L.G., Vanderheiden, G., Caldwell, B.] // W3C Recommendation. – 2010. – Аccessible from : http://www.w3.org/TR/2010/NOTE-WCAG20-TECHS-20101014/

12. Webster, A. Children with visual impairments : social interaction, language and learning / Webster, A., Roe, J. – London : Routledge, 1998. – 238 p.

 

 

Косова К. О. Інформаційно-комунікаційні компетентності вчителів в умовах інклюзивного навчання

В статті розглядаються питання формування системи спеціальних інформаційно-комунікаційних (тифлоінформаційних) компетентностей учителів початкових класів в умовах інклюзивного навчання. Запропоновано чотири блока компетентностей, які необхідні для організації та здійснення навчання дітей з порушенням зору. Наведено критерії сформованості компетентностей учителів.

 

Ключові слова: тифлоінформаційні компетентності, учителі початкових класів, діти з порушенням зору, інформаційно-комунікаційні технології у навчанні, інклюзивне навчання.

  

Kosova, K. Information-communication Competences of Teachers under Conditions of Inclusive Education

The issues of improving of information-communication (typhloinformation) competences of elementary school teachers under conditions of inclusive education are discussed in this article. Author propose four blocks of typhloinformation competencies needed for training of visual impaired children and criteria of formation of these competencies.

 

Key words: typhloinformation competencies, elementary school teachers, visual impaired children, information-communication technologies in education, inclusive