Ирада Мехтикули кызы Гусейнова,

заместитель министра образования Азербайджанской Республики, доктор исторических наук, профессор

 

 

Из доклада на I Международной научной конференции "Повышение квалификации

 педагогических кадров в условиях глобализации: реалии и перспективы"

 

 (Азербайджанская Республика, г. Баку, 18-20 ноября 2008)

 

В современном глобализирующемся мире судьба каждого государства и народа зависит от научно-интеллектуального и образовательного потенциала, которым они обладают. Наука и образование, в первую очередь, призваны обеспечить национальное возрождение и, в то же время, сыграть ведущую роль в международном интегративном единении и гармонизации отношений во всех областях.

Глобализационные процессы, происходящие сегодня во всем мире, характеризуются необходимостью адаптации к ним государственных образовательных систем. Глобализирующийся мир ставит свои условия и выдвигает критерии формирования образовательных политик независимых государств. В этих условиях Азербайджанская Республика интегрируется в мировые процессы с учетом национальных интересов и общечеловеческих принципов. Это закономерный путь от тоталитарной советской системы и коммунистической идеологии к построению качественной, открытой, и доступной для всех модели развития образования и обеспечению высочайшего образовательного уровня населения.

Очевидно, что сегодня обеспечить современное качественное образование невозможно без активного участия в мировых глобализационных процессах. Являясь современным основополагающим фактором развития человечества, глобализация, равно как и интеграция в мировое сообщество, способствует стабильному научно-техническому прогрессу, интернационализации образования, ускорению передвижения информационных потоков. Мировая глобализация в образовательном пространстве предполагает, в конечном счете, унифицированный нормативный и содержательный формат обеспечения качества преподавания и единое поле практического действия.

 Имея в виду вызываемое неоднозначное отношение к самой сути процессов глобализации, особенно к ее идеологической подоплеке, тем не менее, необходимо рассматривать вызываемые ею преобразования как позитивный фактор. Сама идея глобализации достаточно молодая, еще 15 лет назад мало кто имел четкое представление о формирующихся глобальных процессах, да и сегодня единого мнения не существует ни в научных, ни в прагматических кругах.

Глобализация усиливает взаимосвязанность государств в образовательной сфере. Современные тенденции мировой глобализации заключаются в выравнивании образовательных уровней стран путем взаимопроникновения моделей и атрибутов образования: учебных программ и планов, методического материала, образовательных технологий, передовых обучающих средств. Одной из главных тенденций и предстоящих задач является унификация и совершенствование систем подготовки педагогических кадров, преодоление изоляционизма в практическом разрешении этой проблемы.

Азербайджанская Республика, в кратчайшие исторические сроки построив независимое государство и создав стабильные политические и социально-экономические основы для сохранения и дальнейшего развития государственного суверенитета, стремится обеспечить высокий образовательный уровень населения путем фундаментальных преобразований и реформ в соответствии с международными стандартами и нормативными документами в сфере образования.

Исторический экскурс в недавнее прошлое Азербайджана показывает, что стремление к построению фундаментальной образовательной базы всегда было присуще руководству нашей республики. Еще в 70-е годы XX века общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, придавая первостепенное значение образованию молодого поколения, создал хорошую передовую традицию направления азербайджанской молодежи в престижные высшие учебные заведения бывшего СССР.

Продолжая эту традицию, нынешний Президент Азербайджана Ильхам Алиев поставил перед народом еще более ответственную задачу вывести республику на передовые рубежи науки и образования, обеспечить процветание страны не за счет сырьевых природных ресурсов, а за счет использования и применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, производства интеллектуальной продукции. В этом смысле руководство страны сегодня предпринимает реальные практические шаги в направлении интеграции в мировое образовательное пространство и сотрудничества с ведущими учебными заведениями мира. Эти меры олицетворяют формирование предпосылок для обеспечения высокого образовательного уровня в стране, соответствующего международному.

Преимущества глобализации хорошо известны – они позволяют более эффективно применять современные обучающие средства и технологии, способствуют расширению образовательных потребностей населения. Поскольку глобализация поглощает не пустые пространства, а живые и развивающиеся образовательные системы, именно государство призвано переложить идеи глобализации в реальный формат практического действия. К бесспорным позитивным следствиям глобализационных процессов относятся более широкие возможности инвестиций, как государственных, так и иных, ассимиляция взаимообогащающих путей, подходов, методов в подготовке педагогических кадров.

Сегодня Азербайджан находится на стадии постмодернистского развития общества, в котором приоритетом являются информация, знания, передовые технологии, научные и образовательные ценности. С обретением новых очертаний образовательное пространство, тем не менее, сумело сохранить основополагающие традиционалистские основы и формы. Сегодня вполне очевидно, что глобализационные процессы в Азербайджане осуществляются с учетом национальных интересов образования в рамках обеспечивающей их стабильно развивающейся государственности.

Еще в 1999 году в Азербайджанской Республике была принята «Государственная программа реформы образования», явившаяся по своей сути документом, определяющим долгосрочный вектор развития и обновления образовательной системы. В настоящее время данная программа успешно реализуется и приносит свои первые плоды во всех учебных заведениях нашей страны.

Известно, что основное бремя обеспечения качества образования ложится на педагога, уровень его профессиональной подготовки. Такую подготовку в полной мере призвана осуществлять система повышения квалификации, которая сегодня в соответствии с требованиями международных образовательных стандартов подвержена эффективной модернизации.

Система повышения квалификации является частью непрерывного образования в Азербайджане. В рамках системы реализуются такие направления работы, как осуществление принципа «заказ - предложение» (подготовка специалистов согласно производственным потребностям), освоение учителями активных/интерактивных образовательных технологий, международное сотрудничество по развитию профессиональной компетенции педагога, разработка концепции последипломного и дистанционного образования, пакета документов, регламентирующих регулирование системы повышения квалификации.

Хочу отметить плодотворное сотрудничество нашего министерства с ЮНИСЕФ, Британским Советом, Институтом Открытого Общества, Норвежским Советом беженцев, Международным Комитетом Красного Креста и другими международными организациями в области образования.

 Регулярно проводимые национальные и международные мониторинги отмечают определенные успехи и достижения в области дополнительного образования в нашей стране:

разработка куррикулумов повышения квалификации учителей по отдельным учебным дисциплинам;

применение программы «Обучение обучающих», обеспечивающей максимальный охват учителей мерами повышения квалификации;

создание базы данных кадрового потенциала учителей-фасилитаторов, имеющих международные сертификаты;

применение каскадного метода проведения тренингов учителей с использованием передовых форм обучения, в том числе дистанционных, интерактивных.

Сегодня как никогда важно и актуально международное сотрудничество. Нынешняя конференция может стать серьезным шагом в деле совершенствования и обновления системы дополнительного профессионального образования, которое, что совершенно очевидно, является неотъемлемой частью глобализационных образовательных процессов. Проведение нашей конференции стало возможным благодаря совместной деятельности Бакинского института повышения и переквалификации педагогических „.кадров и Киевского областного института последипломного образования педагогических кадров. Итогом нашей конференции, надеюсь, будут совместные международные проекты в области дополнительного профессионального образования, которые, несомненно, поднимут наши взаимоотношения на качественно новый уровень.