Асаф Дагбейи оглы Заманов,

ректор Бакинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,  доктор физико-математических наук, профессор

 

 

Из доклада на I Международной научной конференции "Повышение квалификации

 педагогических кадров в условиях глобализации: реалии и перспективы"

 

 (Азербайджанская Республика, г. Баку, 18-20 ноября 2008)

 

Конференция совместный форум Бакинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и Киевского областного института последипломного образования педагогических кадров. Коллектив нашего института высоко ценит эту межнациональную педагогическую дружбу и сотрудничество. Стратегической целью совместной деятельности является постоянный поиск и внедрение в систему непрерывной кадровой подготовки педагогов наших стран новых механизмов повышения педагогической квалификационной компетентности. Сердечно приветствую всех участников конференции и, в особенности, гостей из Украины, которая представлена здесь Киевской, Луганской и Николаевской областями. Желаю успехов в работе конференции новых достижений в решении образовательных задач, возникающих в условиях глобализации.

Мы собрались, чтобы обсудить с вами самые насущные проблемы образования, рассмотреть возможности нашего совместного сотрудничества в этой сфере, наметить стратегические линии дальнейшего развития и обновления наших образовательных систем.

В целом проблема глобализации образования и, в частности, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров всех уровней сверх актуальна. И не случайно, что именно этим проблемам посвящается наша первая международная  конференция. Мы уверенны в том, что оптимальное решение этой фундаментальной проблемы станет ключом к научному решению всех проблем локального масштаба, в том числе самых трудных проблем обеспечения непрерывного профессионального педагогического образования.

На свою точку зрения в отношении современной глобализации образовательного пространства считаю целесообразным выйти через резюмный анализ динамики развития исторической и традиционной деятельности нашего института. По той простой причине, что в эту деятельность так или иначе привнесены всемирные аксиологические образовательные качества. Ведь любой институт повышения квалификации, в том числе и наш, не может действовать абсолютно изолированно, а должен постоянно и системно изучать и перенимать опыт таких же образовательных учреждений, обогащая тем самым арсенал своей научно-практической деятельности по подготовке высокопрофессиональных педагогических кадров. А это и есть в известном смысле слова эволюционно накапливаемые глобальные ценности.

Наш институт создан решением Совета Народных Комиссаров Азербайджана 15 апреля 1930 года на правах высшего учебного заведения. Во все времена своей деятельности институт играл значительную роль в развитии народного просвещения и образования. Эта роль именно так была оценена в поздравительном письме коллективу нашего института общенациональным лидером Гейдаром Алиевым в связи с шестидесятилетним юбилеем института. Цитирую: «Институт и сегодня продолжает устоявшиеся в XX веке традиции, направляя свои силы на формирование педагогических кадров, вносит свою лепту в осуществление реформы образования в нашей стране. Уверен в том, что и впредь будете верно служить делу строительства системы национального образования, опирающейся на международные стандарты на основе национальных и общечеловеческих ценностей, развитию нашей государственности».

Вся деятельность нашего института созвучна с историей развития отечественного образования. После ослабления центробежных процессов, происходящих на всем постсоветском пространстве в течение последних десятилетий, стали доминировать интеграционные тенденции в отношениях между государствами СНГ. Такая интеграция носит вполне естественный характер в контексте происходящего во всём мире процесса глобализации, являющегося феноменом XXI века.

Какими же качествами в современных условиях должен обладать процесс повышение квалификации, чтобы преодолеть сложившиеся в этой области противоречия и подготовить учителя к работе в рамках новой модели образования. Ответ однозначен: необходимо перейти от формирующей и технократической концепции повышения квалификации к личностно-ориентированной и гумманитарно-аксиологической.

Сегодня истина заключается в том, что уже давно правильно определенная методология повышения квалификации не приводит к разработке и внедрению достаточно эффективных теоретических и практических технологий непрерывной подготовки педагогических кадров.

В приоритетном содержании научно-методической службы, конечно, должны остаться национально-духовные ценности, чтобы не допустить революционности в столь уязвимой социальной функции. В этом деле руководством для коллектива является высказывание общенационального Лидера Азербайджана Гейдара Алиева: «Что-либо созидающий человек должен быть уверен в том, что он создает лучшее, чем существующее. Если он может это сделать, то пусть откажется от существующего. Но если не может, то пусть не отказывается. Пусть пока поживет с ним».

Гераклитская философия «панта рей! – все течет, все изменяется!» всецело касается и такого огромного значения социального института, каковым является образование. Хорошо зная эту истину, руководство республики и Министерство образования сочли необходимым проведение с 2003 года реформы национального куррикулума.

Посредством систематической кропотливой работы можно будет выйти на следующие задачи повышения квалификации педагогических кадров:

удовлетворение потребностей учителей в получении знаний о новейших достижениях педагогической науки, а также передовом отечественном и зарубежном опыте;

организацию и проведение повышения квалификации и переподготовку специалистов -педагогов;

организацию и проведение научных исследований, опытно- экспериментальной работы, консультационной деятельности;

научно-методическую экспертизу программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по педагогическому профилю.

Ближайшей задачей системы повышения квалификации является доведение до оптимального решения уже поставленных задач. К их числу относятся:

1) доскональное изучение педагогических проблем глобального масштаба;

2) моделирование и применение полных и целостных научно-практических механизмов дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров;

3) разработка курсовых учебных планов и программ, реально обеспечивающих высокую профессионализацию педагогических кадров;

4) разработка и использование специальных учебных планов и программ для подготовки учителей, которые могут эффективно работать с одаренными детьми. Кстати, у нас в республике разработана и утверждена соответствующим президентским распоряжением «Государственная программа (2006-2010 гг.) по развитию творческого потенциала детей (молодежи) с особыми талантами».

На сегодняшний день нам нужен хороший учитель-практик, владеющий современными педагогическими технологиями и склонный к исследовательской деятельности. Особое внимание нужно уделять повышению квалификации управленческих кадров-руководителей, заместителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней.

Широкое распространение получила дистанционная форма повышения квалификации. В настоящее время идет напряженная работа над проектом «Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий». Проект рассчитан на дистанционное обучение учащихся и учителей. Для его реализации необходимо организовать центр дистанционного образования. На сегодня разрабатываются учебные материалы для проекта.

Выявление и поддержка одаренных детей, как сказано выше, является одним из главных направлений деятельности института. В этой области институтом обобщается опыт талантливых педагогов, победителей различных конкурсов. Но это надо делать активнее. Учителя-новаторы должны стать внештатными сотрудниками института. Некоторые из них начали учить своих коллег по специально созданной технологии.

Каждый учитель, направляемый на курсы повышения квалификации, должен знать, какие проблемы будут рассматриваться на курсах и определиться относительно своих профессиональных запросов.

Несомненно, в совершенствовании нашей системы повышения квалификации неоценимую роль может сыграть международный опыт. Эта проблема является весьма важной для образовательных систем многих стран мира. В этой связи хотелось бы привести один пример. Во время моего пребывания в 2001-ом году в США, в ходе Бостонских встреч с нашими зарубежными коллегами и многочисленных бесед с ними, я ещё раз убедился, что профессионализму учителя должен отдаваться абсолютный приоритет. Поэтому непрерывное и последовательное повышение его квалификации является одной из первостепенных задач образования. Учитель должен глубоко и прочно знать научные основы преподаваемого им предмета, иметь ясное и чёткое представление о технологических вопросах его преподавания и, в особенности, уметь использовать в своей повседневной практике компьютерные и информационные технологии. Для этого каждый учитель в США поэтапно, раз в 5 лет .проходит курсовое обучение в объёме 100 часов. В этой системе учитель строит свою работу таким образом, чтобы иметь возможность раз в неделю в удобное для него время 2 часа уделять повышению квалификации. После этого он сдаёт соответствующий отчёт об изученных педагогических технологиях. Таким образом, повышается его профессионализм.

Разумеется, не стоило бы перенимать опыт США в качестве аксиомы. Это и не реально. Однако любой позитивный опыт наших зарубежных коллег заслуживает самого пристального внимания.

Таким образом, мы считаем, что в ближайшие время необходимо разработать государственную программу коренной перестройки системы повышения квалификации. Думаем, что эта программа должна впитать в себя современные мировые идеи и достижения.

Многолетний опыт доказывает, что без прочной научно-теоретической базы не может быть эффективной системы повышения квалификации. Без эффективной системы повышения квалификации не может быть качественного образования. Без качественного образования немыслимо существование и развитие науки. Таким образом, логическая цепочка целостной образовательной системы приобретает циклический характер.

Надеемся, что настоящая международная конференция выработает научную концепцию кардинального решения многих проблем повышения квалификации и каждая страна-участница извлечет из нее определенную пользу.