Даринская Лариса Александровна,

доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета

 

 

Взаимосвязь педагогических и образовательных технологий в системе постдипломного педагогического образования

 

 

 

Актуальная проблема взаимосвязи педагогических и образовательных технологий в системе повышения квалификации специалистов образования требует рассмотрения на уровнях: определения и уточнения понятийно-терминологического аппарата; проектирования; предметного обучения.  Понимание соотношения технологий с другими компонентами педагогической системы является необходимым условием профессионального развития современного педагога – исследователя, практика, организатора педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология образования, технология обучения, предметное обучение.

 

 

Начиная с середины прошлого века и до настоящего времени в педагогических исследованиях и образовательной практике активно применяется термин «педагогическая технология». Прежде всего, его связывают с появлением работ американского учёного Б. Блума по таксономии педагогических целей, концепции «полного усвое­ния» [8] и применением технических средств в обучении.

Постепенно внедрение в учебный процесс технических средств обучения способствовало появлению так называемого технического подхода к построению обучения в целом. Таким образом, появляется технология самого построения учебного процесса или технология обучения.

В настоящее время педагогическая технология рассматривается как отрасль педагогической науки, в которой исследуются проблемы конструирования, прогнозирования, внедрения в образовательную практику новых педагогических систем; разрабатываются условия их успешного функционирования, определяются механизмы и стратегии управления этими системами на разных образовательных уровнях, в том числе в системе постдипломого образования.

Частным по отношению к понятию «педагогическая технология» является понятие «технология образования».

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственности и других качеств личности в ходе организованного обучения, а также самообразования.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование и развитие личности учащихся. Базовыми понятиями, связанными с обучением, являются «преподавание» и «учение».

По определению ЮНЕСКО, технология образования – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология образования как часть педагогической технологии призвана создавать теорию и методологию проектирования и осуществлять практическую реализацию новых систем образования и способов управления их процессами, деятельностью их участников.

Главная задача технологии образования – оптимизация процессов преподавания и учения. К таким технологиям могут быть отнесены целые педагогические системы развивающего обучения и воспитания, например:

 -   проблемное обучение (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др.);

 -   развивающее обучение младших школьников (Л.В. Занков);

 -   обучение и интеллектуальное развитие школьников на основе учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.);

 -   информационные технологии и системы компьютерного обучения (А.И.Берг, Е.И.Машбиц и др.);

 -   технология укрупнения дидактических единиц в обучении (В.М. Каган, П.М. Эрдниев и др.) и т.д.

Определение понятия технология обучения впервые дала Н.Ф. Талызина [7] , которая выделила три основных аспекта в содержании данного понятия: 1) совокупность знаний, необходимых учителю для конструктивного решения задач учебно-воспитательного процесса; 2) сам процесс обучения; 3) техническое его оснащение.

Соответственно, технология обучения - это отрасль общей и предметной дидактики. Технологизация процесса обучения – это процедура трансформации и внедрения конкретных инновационных методов, средств, форм и их элементов в реальные системы обучения с целью модернизации учебного процесса. Примеры технологий обучения в постдипломном педагогическом образовании:

 -   модульно-рейтинговая технология (П.А.Юцявичене, М.А.Чошанов, П.И.Третьяков и др.);

 -   технология учебного проекта (Е.С. Полат, В.В. Гузеев и др.);

 -   контрольно-корректирующая технология (М.В.Кларин и др.);

 -   технологии развития критического мышления (С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев и др.) и др.

Таким образом, педагогическую технологию в системе постдипломного педагогического образования следует рассматривать как более общую модель организации учебного процесса, с целью создания конкретных  управляемых систем обучения, оптимальных для достижения запланированных результатов, а технологию образования и технологию обучения – как конкретные виды педагогических технологий, как педагогическую технологию в действии, в применении на практике преподавателем-предметником. В них отражены такие общие явления, как увеличение интегративных процессов, углубление дифференциации обучения по направлениям,  усиление фундаментальности содержания предмета, технологизация процесса его изучения, гуманизация и гуманитаризация образования.

В целом, в рамках педагогических технологий значительно усиливается организованность учебного процесса, целенаправленное руководство им, рационально осуществляется деятельность его участников, усиливается обратная связь, которая может обеспечиваться при помощи интерактивных информационных технологий. Следует отметить, что учить технологично – не значит учить на основе воспроизводства знаний, а значит широко использовать творческие процессы, развивать и репродуктивную, и творческую деятельность обучающихся, достигать запланированного результата в совокупности с усвоением опыта творческой деятельности и ценностных отношений.

Технологизация предметного обучения может быть рассмотрена в трёх  направлениях: 1) создание и внедрение новых систем предметного обучения, отвечающих принципам технологизации; 2) применение традиционных и инновационных технологий в учебном процессе предметного обучения; 3) комбинирование традиционных и инновационных технологий в методической системе научения различным предметам.

Нормативными регламентирующими документами проектирования предметных технологий являются учебные программы по предмету и государственные стандарты дисциплины.

Первое направление. Создание новых систем  ориентировано на общеизвестные, ставшие традиционными педагогические технологии. Они трансформируются и адаптируются к особенностям предметного обучения.

Несмотря на то, что в настоящее время в предметной методике создано много новых систем обучения, наиболее перспективными и гибкими являются комбинированные комплексы, кооперированные системы обучения, интегрированные системы и т.п. Подобные технологии позволяют строить учебный процесс вокруг четырёх генеральных идей, интегрируя их в целостный способ обучения. Такими идеями служат:

1. Укрупнение дидактических единиц. Концепция укрупнения дидактических единиц была выдвинута П.М. Эрдниевым, отчасти её следствием было введение лекционно-семинарских и вообще цельноблочных технологий.

2. Планирование результатов обучения. Организация группового обучения с чётко построенной динамикой в составе деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего. Процесс, который ведёт к достижению запланированных результатов, называется дифференцированным обучением.

3. Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учёт в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на основе психологии учебной деятельности.  

4. Компьютеризация. Новые информационные технологии используются не только для обучения и коммуникации, но и для управления учебным процессом и как средство обратной связи.

В любом случае при построении новых систем обучения с технологической ориентацией важно исходить из целостного представления о процессе обучения, рассматривать его как управляемую педагогическую систему, направленную на овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями, общими и предметными умениями и навыками, ценностными отношениями и опытом творческой деятельности.

В основе реализации таких систем обучения находится определённая педагогическая идея и стратегия, на базе которых  выстраивается теоретическая модель предметного обучения, технологическая схема организации этого процесса и управления деятельностью на основе использования современных средств обучения и методов, интенсифицирующих учебный процесс. (см. рис. 1).

 

 

Рис.1 Модель образовательного процесса для конкретного учебного предмета

 

Таким образом, разработка и практическое применение педагогических технологий в предметном обучении предполагает наличие:

 - теоретических основ проектирования и способов реализации педагогической технологии;

 - системы чётко сформулированных общих и конкретных целей и технологической схемы их изменения и достижения;

 - схемы, отражающей структуру и динамику учебного процесса;

 - комплекса средств и методов педагогического взаимодействия;

 - плана изменения характера деятельности участников этого процесса;

 - комплексов целесообразных для каждого этапа обучения дидактических материалов и материально-технических средств;

 - систем показателей, критериев оценок;

 - методик преподавания, измерения и оценивания результатов обучения.

Для реализации технологий обучения необходимо создать определённые организационно-педагогические условия, среди которых:

 -   планирование и разработка методик обучения, соответствующих принципам технологизации процесса обучения;

 -   материальное и техническое обеспечение учебного процесса;

 -   выполнение требований оптимизации обучения и гуманизации этого процесса;

 -   постоянная рефлексия и работа над изменениями в технологическом процессе. 

Второе направление технологизации процесса предметного обучения предполагает использование уже имеющихся известных технологий в учебном процессе. В системе постдипломного педагогического образования активно применяются следующие группы технологий:

1. Группа технологий развивающего обучения включает: проблемное, дискуссионное, обучение научно-исследовательской работе и др.

2. Группа информационно-педагогических  технологий включает: программированное, алгоритмическое, компьютерное обучение, медиатехнологии.

3. Технологии, основанные на индивидуально-дифференцированном подходе: дифференцированное обучение, концентрированное обучение, модульное и др.

4. Технологии сотрудничества: игровые, организации педагогического взаимодействия  и др.

5. Технологии обучения в нетрадиционных системах организации учебного процесса: пилотные формы обучения, кооперированное обучение, обучение по проблемам межпредметных связей и др.

6. Технологии укрупнения дидактических единиц: блочно-модульное, цельноблочное обучение, технология интегративного обучения Н.П. Гузика, интегральная технология В.В. Гузеева и др.

Каждая из этих обучающих технологий представляет собой определённую систему обучения, основанную на различных идеях и применяемую с разными целями. Все технологии  являются открытыми системами, то есть легко включают в себя инновации, элементы из других технологий и систем, например, модульное обучение хорошо ассимилирует  метод мозговых атак, сократовских диалогов, проблемные дискуссии, метод наглядных опор и структурно-логических схем.

В выборе обучающих технологий и определении их целесообразности надо, прежде всего, ориентироваться на цели и идеи обучения, на способы постановки целей через содержание и его структуру, через учебную деятельность; на средства управления; на материально-техническое и методическое обеспечение процесса обучения; на критерии его рациональности, интенсивности и эффективности.

Третьим направлением технологизации предметного обучения является использование в методике преподавания различных методов, приёмов и элементов из разных технологических систем. Наиболее результативно они направлены  на обучение предмету в том случае, если включены в детально разработанную методическую систему, включающую в себя развернутые тематические планы по всему курсу, а, следовательно, позволяют использовать их систематически и видеть динамику обучения.

Важным моментом применения технологий обучения и отдельных технологических приёмов и процедур является определение как общих целей предметного обучения, так и частных. Разные способы постановки этих видов целей изложены в работах М.В. Кларина [4].

Конкретизация целей обучения идёт от общих целей изучения предмета к целям изучения разделов и тем, а от них и к целям конкретных уроков и его отдельных звеньев. Кроме полного набора целей разного уровня конкретизации необходимо отобрать критерии их описания, измерения и оценки. В соответствии с целями определяется структура учебного материала, последовательность его изучения, методическое обеспечение учебного процесса. Важно также на всех этапах согласно целям и содержанию учебного материала определить характер взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся.

Технология предметного обучения нередко отождествляется с методикой преподавания. Необходимо разграничить эти понятия. Чаще всего под термином «методика» принято понимать совокупность методов, приёмов, опробованных и изученных для выполнения определённой деятельности. Однако в настоящее время сложились два понятия методики преподавания: в узком смысле – как совокупность приёмов проведения занятий, в широком – как наука о закономерностях организации массового процесса обучения. Как и дидактика, методика преподавания является опытно-экспериментальной наукой [2].

Понятие «методика» (методическая система) шире понятия «технология», так как она отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – «как учить результативно и как управлять рационально процессом обучения?». Если для методики важны целевой, содержательный и процессуальный аспекты, то для технологии предпочтительнее процессуальная сторона обучения, её этапность, инструментальность, способ конкретизации целей, вопросы управления процессом.

Понятие «технология» примыкает также и к понятию «дидактика».  Задачи дидактики состоят в том, чтобы: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии [2].

Таким образом, дидактика является ещё более общей дисциплиной, включающей в себя наряду с технологиями и частными методиками вопросы методологии, философии и истории образования. Задача технологии обучения сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные и оптимальные методы преподавания и учения, а также создать необходимые условия для их наилучшего применения при соответствующих формах и технических средствах обучения. Соотношение технологии обучения с другими компонентами педагогической системы представлено на рис.2.

 

 

Рис. 2. Соотношение технологии обучения с другими компонентами педагогической системы.

Таким образом, эффективность системы повышения квалификации специалистов образования во многом зависит от выбора необходимых средств обучения, в частности, педагогических и образовательных технологий. Успешное применение их в постдипломном педагогическом образовании позволит педагогам самостоятельно разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учётом собственных профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательных учреждений.  

 

 

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии: Уч. пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на Дону, 2006.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие.- М., 2002.

4. Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. – М., 1999.

5. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003.

6. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. – М., 2008.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

8. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М., 1969.

9. Технологии образования взрослых: учебно-методическое пособие/ Под ред. О.В. Агаповой. – СПб., 2008.

10. Taxonomy of Education Objectives. The Classificatin of Educational Goals. — Y., 1964.-V. 1,2.