Ильхам Б. Ахмедов,

директор «Компьютерного Центра» Азербайджанского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Электронное тестирование в педагогическом университете как фактор повышения качества образования

 

 

В статье описано специальное программное обеспечение «Система виртуального тестирования – VTS», условия и опыт его применения в Азербайджанском Государственном Педагогическом Университете. Автором выделено ряд вопросов организационного характера, которые необходимо решить для успешного применения на практике системы контроля успеваемости студентов; раскрыто взаимосвязь качества инструментария для измерения учебных достижений и повышением качества образования.

Ключевые слова: информационные технологии, мониторинг, тестовый контроль,  система виртуального тестирования, качество образования.

 

 

Информационные и коммуникационные технологии сегодня признаны ключевыми технологиями, которые являются залогом интенсивного экономического роста и двигателем научно-технического прогресса. Мы все в настоящее время живем в информационном обществе, а информатизация образования является следствием и основным фактором ускоренного развития этого общества.

Вместе с этим, всевозрастающие возможности, которые с каждым днем все больше и больше создает информационное общество, для целей подготовки и переподготовки педагогических кадров используются недостаточно. Сегодня процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров должен быть ориентирован на максимальное использование современных информационных технологий. Это веление времени – которое часто называют также принципами инновационного общества.

Современный педагог в условиях инновационного общества для эффективной профессиональной деятельности должен весьма свободно ориентироваться в сложном информационно-образовательном пространстве, чувствовать себя в этой новой информационно-педагогической среде как «в своей тарелке». Потому что новое поколения более расположено к цифровым ресурсам, они довольно свободно ориентируется в виртуальном мире. К сожалению, многие из этих виртуальных ресурсов, имеющиеся в глобальной сети, не всегда служат для реализации педагогических целей. Поэтому педагог новой формации должен быть достаточно хорошо осведомлён с виртуальным миром, по мере возможностей быть виртуальным гидом своих учеников для достижения конкретных педагогических целей, направлять их на качественный образовательный контент.       

Но реальная практика показывает, что в отличие от своих европейских коллег, многие педагоги стран СНГ пока недостаточно подготовлены к активному, массовому внедрению ИКТ. Сегодня некоторые педагоги в умении использовать компьютер отстают от своих студентов, учеников, такой парадокс заметен даже и в педвузах, где средний возраст профессоро-преподавательского состава выше 50-летного рубежа.

В процессе подготовки педагогических кадров для информационного общества применение ИТ является важным фактором повышения эффективности учебного процесса. Необходимость подготовки педагогов новой формации – педагогов информационного общества – требует осуществление комплексной информатизации высшего педагогического образования. Педагог новой формации может воспитываться в вузе, где уже сформировано информационно-образовательное пространство. В такой среде студент имеет возможность постепенного вхождения в информационно-образовательное пространство, где предстоит его будущая профессиональная деятельность и его формирование как педагога новой формации.

В связи с расширением глобальных процессов в образовательном пространстве и поэтапным переходом региональных педагогических вузов к Болонскому процессу, формированием информационно-образовательного пространства университетов многократно увеличивается информационные составляющие учебного процесса вуза. Возрастающий объем информационных ресурсов учебного процесса и необходимость ее оперативной обработки для эффективного управления образовательным процессом, требует системного применения информационных технологии (ИТ).

В 2007/2008 учебном году в Азербайджанском Государственном Педагогическом Университете (АГПУ) был создан «Компьютерный Центр», основной целью, которой является комплексная информатизация высшего педагогического образования. За короткое время была разработана программа информатизации университета на 2007-2012 г.г., в которой предполагается интенсивное использования ИТ для учебных, научных и административных целей. Согласно указанной программе одним из приоритетных направлений информатизации образования является мониторинг и аудит знаний студентов с применением ИТ, в частности применения для этих целей электронных тестов. Программистами центра было разработано специальное программное обеспечение: «Система виртуального тестирования – VTS». Данное программное обеспечение позволяет на основе электронных тестов в режиме реального времени выявить уровень успеваемости студентов по отдельным предметам. С помощью «Системы виртуального тестирования – VTS» можно проводить экзамены и коллоквиумы.

Рассматривая предысторию этой инновации, следует отметить, что эта идея для нашего университета не нова. Еще 1992 году в Азербайджанском Государственном Педагогическом Университете по инициативе группы студентов и преподавателей была создана аналогичная программа для контроля знаний студентов и абитуриентов, которая была реализована в компьютерном классе КУВТ «Ямаха» в течения одного учебного года. Абитуриенты и слушатели подготовительного отделения университета регулярно с помощью электронных тестов проверяли свою готовность к вступительным экзаменам. Однако в то время инновация не нашла своей должной поддержки для дальнейшего развития и через некоторое время о ней забыли.

Программное обеспечение «Система виртуального тестирования – VTS», разработанное в 2007 году, имеет универсальный характер и мультимедийные возможности. Данная программа позволяет вставлять кроме текстовых заданий, вопросов ещё и графические объекты, звуковые файлы, видео ролики. Для подготовки студентов к предстоящему компьютерному тестированию в начале учебного года проводятся инструктаж и репетиционное тестирование, на котором они учатся работать с программой. Продолжительность репетиционного тестирования – 1 академический час. Для организации электронного тестирования в педагогическом университете за короткое время было создано 4 компьютерных зала на 180 студенческих мест, объеденных в сеть.

Оценка качества подготовки студентов и выпускников является одной из важнейших задач в современном образовательном пространстве. Объективной основой для создания различных технологий оценки качества подготовки студентов являются требования к содержанию и уровню подготовки студентов, зафиксированные в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего и среднего профессионального образования

В 2007/2008 учебном году в Азербайджанском Государственном Педагогическом Университете все коллоквиумы, определенное количество сессионных экзаменов, а также государственные аттестационные экзамены были проведены с помощью «Системы виртуального тестирования – VTS». А со второго семестра 2008/2009 учебного года все без исключения коллоквиумы и сессионные экзамены, в том числе государственные аттестационные экзамены планируются проводить с помощью «Системы виртуального тестирования – VTS». Постепенно развивается банк тестов, который на сегодняшний день на всех факультетах в совокупности охватывает более 450 предметов по разным курсам и специальностям. «Система виртуального тестирования – VTS» реализуется в учебных дисциплинах, как гуманитарного, естественнонаучного, так и общетехнического и специального циклов.

Каждый студент имеет собственный идентификационный код, по которому компьютер его «распознает». После идентификации студента система уже «знает», по какой специальности и по какому учебному плану обучается конкретный студент, на каком он курсе и в какой учебной группе обучается в настоящее время и по какой дисциплине сегодня он должен сдавать экзамен.

В вузах нашей республики применяется 100 балльная система оценок успеваемости студентов. Половина этих баллов набираются в течение семестра, а другая половина на сессионном экзамене. Экзаменационный виртуальный тест по каждому предмету состоит из 25 вопросов. Для каждого конкретного студента компьютер выбирает вопросы произвольным образом из банка тестов по данному предмету. Таким образом, экзаменационные тесты создаются в 25-и разных вариантах, что позволяет каждому студенту получать индивидуальный тест по предмету. Для иллюстрации текста вопросов в тесты могут быть введены рисунки. Ответы на тестовые задания даются студентом путем выбора правильного ответа из 5 предложенных альтернативных ответов. Четыре ошибочных ответа студента онулируют один верный ответ. Продолжительность экзамена составляет 2 академических часа. Применение компьютерных технологий позволяет провести за один день экзамен в нескольких группах и по разным предметам. Общее количество студентов, которые могут за один день сдавать экзамены, ограничивается лишь общим количеством компьютеров в компьютерных классах, используемых для приёма экзаменов.

На экзамене присутствует сетевой администратор, для решения проблем технического обеспечения, и представитель учебной части – преподаватель любой дисциплины, кроме дисциплины по которой сдается экзамен. Отсутствие на экзамене преподавателя по соответствующему предмету исключает влияние субъективного фактора на результаты экзамена. После ответа абитуриентом на все вопросы теста на экран компьютера выводится итоговая оценка по 50 балльной шкале. Результаты тестирования сохраняются в базе данных по успеваемости студентов (при необходимости по локальной сети результаты распечатываются на принтере). Таким образом, сразу по окончании экзамена каждый студент знает, какое количество баллов по 50 балльной шкале он набрал на экзамене. В архиве базы данных по успеваемости студентов сохраняются каждый индивидуальный вариант теста и номера вопросов, на которые студент дал неправильные ответы и количество баллов, набранных им на экзамене. При несогласии с оценкой своих знаний на «электронном экзамене» студент вправе подать апелляцию в апелляционную комиссию, которая состоит из преподавателей по предмету, представителей администрации факультета и «Компьютерного Центра». Апелляционная комиссия, имея доступ к архиву базы данных по успеваемости студента, проверяет ответы студента на конкретный тест и выявляет причину возникших проблем.

При проведения коллоквиумов с применением электронных тестов имеется возможность по нескольким предметам одновременно организовать аудит знаний студентов. Такие коллоквиумы по времени проводятся обычно ближе к сессиям. В результате коллоквиумов определяются предэкзаменационные баллы студентов, которые суммируется с экзаменационными баллами студентов для выявления итоговой оценки студента по предмету.

Электронный тест для коллоквиумов состоит из 10 вопросов по каждому предмету. Ответы даются абитуриентом путём выбора правильного ответа из 5 альтернативных ответов. Продолжительность коллоквиумов в зависимости от количества испытуемых предметов составляет от 1 до 2 академических часов.

Анализ результатов предварительных мониторинговых исследований, проведенных в течение 2007-2009 гг., показал, что на начальном этапе внедрения системы наблюдается резкое падение уровня успеваемости студентов, что позволяет сделать вывод о сильном влиянии человеческого фактора на объективность оценивания результатов учебной деятельности студентов. Как правило, происходит завышения результатов со стороны преподавателей. На следующем этапе внедрения системы тестового контроля знаний студентов по учебной дисциплине наблюдается постепенное повышение среднего балла, что подтверждает факт активного включения в самостоятельную образовательную деятельность той части студентов, которая имеет наиболее активную социальную позицию и хороший уровень знаний.  Также результаты свидетельствуют о формировании у студентов позитивного отношения к компьютерно-опосредованной тестовой системе контроля знаний. На заключительном этапе внедрения системы в практику деятельности вуза наблюдается резкая дифференциация контингента студентов по уровню успеваемости. Это явление объясняется осознанием со стороны значительной части студентов того факта, что компьютерно-опосредованная тестовая форма контроля результатов их учебной работы позволяет им не только продемонстрировать свои знания, но и гарантирует исключение субъективности оценивания со стороны  преподавателей.  А это и дает наблюдаемый положительный результат.

В целом, внедрение тестовых технологий для оценки уровня сформированности знаний и умений студентов педагогического университета позволяет расширить практикоориентированную составляющую их профессиональной подготовки, снизить уровень субъективности в оценивании результатов учебной деятельности студентов, что значительно повышает степень доверия студентов, как к преподавателю, так и к образовательному учреждению в целом. При этом повышается также уровень компьютерной адаптивности студентов и интерес к применению компьютерной техники в самостоятельной работе. Внедрение системы виртуального тестирования, также подготавливает будущих педагогов к использованию такой методики проверки знаний в своей профессиональной деятельности.

Следует сказать и о проблемах и перспективах дальнейшего развития «Системы виртуального тестирования – VTS». Внедрение указанной инновационной системы мониторинга и аудита знаний студентов с применением ИТ поставило ряд проблем перед администрацией университета, которые требуют неотложного решения. Среди таковых можно выделить необходимость структурной реорганизации учебной деятельности университета. По сей день основная тяжесть работы по внедрению инновационной системы мониторинга и аудита знаний студентов лежит на плечах «Компьютерного Центра», что по нормативным документам не входит в сферу деятельности центра. Перед «Компьютерным Центром» сегодня стоят совсем другие задачи, от решения которых зависит формирование и дальнейшее развитие информационно-образовательного пространства университета. Поэтому целесообразно создать в составе университета новую структуру – «Отдел мониторинга и аудита знаний студентов», со своими штатными единицами и конкретными задачами для решения. Пока этими вопросами на общественных началах частично занимается специальная группа преподавателей.

Мониторинг и аудит знаний студентов дают колоссальную статистическую информацию о каждом студенте, учебной группе, факультете, кафедре, о каждом педагоге, что благоприятствует управлению качеством образования. Однако мы еще недосточочно умеем пользоваться этими мониторинговыми данными. Видимо назрела необходимость создать в составе университета еще одну новую структуру – «Отдел менеджмента качества образования», что является одним из основных требований Болонской декларации.

Другая не менее серьезная проблема – это специальная подготовка профессорско-преподавательского состава для составления научно обоснованных, грамотных тестов, которые могли бы адекватно, «реально» выявлять уровень знаний студентов на экзаменах. Необходима организация тщательной комплексной экспертизы разработанных тестов со стороны независимых экспертов на предмет их соответствия образовательным стандартам для педагогического образования. Предстоит также решать проблемы создания нормативно-правовых основ применения электронных тестов для аттестации знаний студентов. Как любая образовательная инновация, применение электронных тестов для аттестации знаний студентов порождает спектр новых проблем, решение которых необходимо для повышения эффективности образовательного процесса в университете в целом. Некоторые из этих проблем мы здесь перечислили, но имеются и другие серьезные проблемы в этом направлении.

Говоря о перспективах дальнейшего развития «Системы виртуального тестирования – VTS» особо следует указать на возможность организации более прозрачного экзаменационного процесса в специальных аудиториях университета. На сегодняшний день в  компьютерных классах установлены  специальные вебкамеры, которые  позволяют  организовать видеонаблюдение экзаменационного процесса на мониторах, расположенных в определенных точках университета. В дальнейшем планируется организовать дистанционное видеонаблюдение экзаменационного процесса через Интернет, для заинтересованных сторон.

Как  известно, в международной образовательной практике уже разработана и достаточно успешно применяется технология компьютерного тестирования с использованием сети Интернет ("Интернет-экзамен в сфере профессионального образования").  Мы также планируем в будущем организовать аналогичные Интернет-экзамены для своих студентов. Первостепенной задачей Интернет-экзамена является реализация в системе профессионального образования технологии массового тестирования, позволяющей диагностировать состояние базовой подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям образовательных стандартов. Думаем что, наши разработки  в направлении  Интернет-экзаменов в будущем  могут  быть  доступны  и  другим  педагогическим вузам  республики. Такой подход позволяет реализовать принципы открытости и прозрачности оценочных процедур, привлечь к разработке, корректировке и широкому обсуждению академический потенциал высших  педагогических учебных заведений.

Особый интерес Интернет-экзамен может представлять при внедрении принципов Болонского процесса, так как одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов, и не столько для органов управления образованием, сколько для широкой академической общественности, родителей и работодателей. Интернет-экзамен при соблюдении определенных условий способен реализовать эту задачу.

Планируется также, оперативно через портал университета регулярно оповещать посетителей портала о результатах мониторинга и аудита знаний студентов по разным учебным предметам. Для прозрачности учебного процесса также планируется размещать на портале для ознакомления студентов учебные программы, лекционные материалы и экзаменационные вопросы по всем экзаменационным предметам.

Опыт внедрения «Системы виртуального тестирования – VTS» и предварительный анализ полученных результатов еще раз убедительно показывает, что для повышения качества образования нужно повышать качество аудита знаний, обеспечить прозрачность и объективность оценивания знаний студентов.

 

Ільхам Б. Ахмедов. Електронне тестування у педагогічному університеті  як фактор підвищення якості освіти

У статті описується спеціальне програмне забезпечення «Система віртуального тестування – VTS», умови і досвід застосування її у Азербайджанському Державному Педагогічному Університеті. Автор виокремлює низку питань і проблем організаційного характеру, розв’язання яких сприятиме успішному використанню системи контролю якості навчання студентів; простежує взаємозв’язок між якістю інструментарію для вимірювання рівня навчальних досягнень і підвищенням якості освіти.

Ключові слова:  інформаційні технології, моніторинг, тестовий контроль, система віртуального тестування, якість освіти.

 

Ilkham B. Akhmedov. Electronic testing is in pedagogical university as factor of upgrading |upclassing| of education |formation|

Special software «VTS System of the virtual testing», terms and experience of its application in Azerbaijanian State Pedagogical University are described in the article. Several  organizational questions, which must be decided for successful application of students’ progress checking system  in practice are selected by the author; intercommunication of tools quality for measuring of educational achievements and upgrading of education is exposed

Key words: information technologies, monitoring, test control,  system of the virtual testing, quality of education.