Ратушинская А.С.,

аспирант ГВУЗ "Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды"

 

Условия эффективного формирования самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов

 

В статье определены и проанализированы условия эффективного формирования самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов: развитие положительной мотивации, реализация новых подходов к организации обучения студентов, внедрение современных технологий обучения. Раскрыта роль модульного обучения в решении рассматриваемой проблемы.

 

Ключевые слова: самообразование, мотивы, потребности, планирование, адаптация, информационно-коммуникационные технологии, модульное обучение.

 

Формирование самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов рассматриваем как процесс формирования способностей студента к самообразованию, связанных с потребностью в саморазвитии и самореализации,  в условиях обучения в высшем учебном заведении и как результат развития личности под влиянием внешних, специально созданных условиях.

Постановка проблемы. Проблема формирования компетентности студентов педагогического высшего учебного заведения, которая предусматривает определение концептуальных подходов, оптимальных условий к развитию самообразовательной деятельности студентов, что приводит к  решению задач освоения профессиональной деятельности и развития личности профессионала, способного к самореализации в творческой деятельности в современной педагогической науке, приобрела актуальность.

Цель статьи – выявление и анализ условий эффективного формирования самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов.

Изложение основного материала. Считаем, что условиями эффективного формирования самообразовательной  компетентности  будущего учителя начальных классов являются такие:

развитие положительной мотивации у студентов к формированию самообразовательной компетентности;

реализация новых подходов к организации обучения студентов;

внедрение современных технологий обучения.

Основательно проанализируем особенности каждого из определенных условий. Для обеспечения первого из них – развития положительной мотивации студентов к формированию самообразовательной компетентности –необходимы мотивация и побуждение активности студента как субъекта деятельности, стимулирование и поощрение его успехов и достижений. Считаем, что с этой целью нужно моделировать профессиональные ситуации с  выполнением студентами определенных ролей.

Мотивация самообразовательной деятельности студентов имеет особое значение, поскольку мотивационная сфера играет решающую роль в развитии познавательных сил и формировании умений и навыков любой деятельности личности, в частности – и самообразовательной деятельности студентов. Так, например, психолог Л.И.Божович отмечает, что "центральным звеном в формировании личности является развитие ее мотивационной сферы" [2, с. 7]. По мнению А.Н.Леонтьева, "мотив определяет личностный смысл деятельности" [5, с. 80].

В психологическом словаре компоненты мотивации трактуются следующим образом: "Мотивы – разные явления и состояния, вызывающие активность субъекта"; "Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы общества, выражающая зависимость от объективного содержания условий их существования и развития"; "Цель – идеально, действием мышления достигнутый результат, ради которого осуществляются те или другие деятельности, их идеальный внутренний мотив" [7, с. 192].

В психолого-педагогической литературе отмечается, что действенным фактором развития мотивации является стимулирование самовоспитания (наличие установок к самосовершенствованию), самообразование (целенаправленная, лично регулируемая деятельность студентов по их познавательным и профессиональным интересам), самоактуализация (стремление выявить и реализовать личностный потенциал) [6] .

Итак, самообразование следует рассматривать как продуктивный процесс развития личности, основу которого составляет мотивационная сфера. Потребности, которые возникают у студентов, вызывают необходимость постоянной, целенаправленной самообразовательной деятельности.

Начало разработок проблемы мотивации самообразования положили А.К.Громцева, А.К.Макарова, Б.Ф.Райский, И.А.Редковец, В.В.Ягупов, Т.О.Гордеева и другие. Ученые исследовали отдельные мотивы, спланированные цели, состав, структуру, иерархию мотивов самообразования, определили признаки мотивации самообразования в целом.

Б.Ф.Райский связывает самообразование с познавательной потребностью, утверждая, что это "высшая форма удовлетворения познавательной потребности, интересы, основанные на высокой сознательности и организованности под влиянием мотивов большой силы, на высоком уровне отношений человека к жизни, познанию. Самообразование – самостоятельная познавательная деятельность, направленная на приобретение субъективно значимых знаний " [8, с. 3-4].

А.К.Громцевой выделено три группы мотивов самообразования:

широкие, социально значимые мотивы;

мотивы, связанные с побудительными силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленные жизненными планами учащихся;

мотивы, обусловленные стремлением к самосовершенствованию личности [4].

При этом ведущим среди мотивов самообразования большинством исследователей определен познавательный интерес по мере его "бескорыстия", устремленности к глубокому познанию предмета, эмоциональной окрашенности.

Вопрос познавательного интереса рассматривали в своих исследованиях Ю.К. Бабанский, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и другие. Познавательные потребности формируются в активной общественной и личностно значимой самостоятельной деятельности студентов. Анализ психологических работ показывает, что любая познавательная деятельность должна иметь подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний – сначала от достигнутых успехов, а затем – собственно от познавательного процесса. Успешное решение познавательных задач, высокая оценка педагога и одобрение однокурсников вызывают положительные интеллектуальные эмоции. Удовольствие от интеллектуальной деятельности становятся устойчивой потребностью в знаниях, имеют внутренний характер самодвижения и саморазвития. Эта потребность и является специфической основой самообразовательной деятельности.

Итак, учитывая положения существующих разработок с рассматриваемой проблемы, мотивацию студентов рассматриваем как систему мотивов, потребностей и целей, побуждающих личность целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, приобретать умения и навыки, организовывать свою познавательную деятельность по личной инициативе.

Второе условие – реализация новых подходов к организации обучения студентов с целью формирования самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов – предполагает построение процесса обучения студентов в ВУЗ на принципиально новых основах. Успех совместной деятельности преподавателя и студента в значительной степени зависит от особенностей организации самостоятельной работы. Известно, что в условиях аудиторной работы более активен преподаватель, который организует и направляет запланированный процесс обучения, а студенты в большей степени занимают пассивную позицию, в то время как высшая степень активности становится возможной при условии организации самостоятельной работы студентов. Не любая самостоятельная деятельность, по сути, является самостоятельной, а лишь та, что правильно и основательно спланирована и организована преподавателем. Поэтому важно рассмотреть вопросы подготовки будущих учителей начальных классов к самостоятельной деятельности и оптимальной организации их самостоятельной работы, что обеспечит развитие устойчивого интереса к деятельности и удовлетворения от результата.

Следовательно, формирование самообразовательной компетентности студентов означает реализацию принципиально новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Обучение должно выстраиваться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [1].

В педагогическом ВУЗ выпускники общеобразовательных учебных заведений попадают в новые условия, которые предполагают высокие требования к ним: они должны уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с информацией и т.д. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Студенту необходимо спланировать свою учебную и внеучебную деятельность таким образом, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха [9].

В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс обретения, структурирования и закрепления знаний. В современности значение самостоятельной работы настолько возросло, что ее нужно специально планировать, применять с этой целью специальные формы и методы обучения, обеспечивать методически и организационно (подготавливать материалы, выделять время, помещения и т.д.).

Третьим условием эффективного  формирования самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов есть внедрение информационно-коммуникационных технологий.  В современных условиях организация самостоятельной работы студентов без использования средств информационно-коммуникационных технологий будет непродуктивной и некачественной.

По мнению многих ученых, использование средств информационно-коммуникационных технологий изменяет цели и содержание обучения, поскольку создаются условия для появления новых подходов, методов и форм организации обучения. Это отмечают Т.А.Аверьянова, О.Г.Мороз, В.Ф.Паламарчук,  М.И.Жалдак,  Р.Собко, Н.Корсунская, Н.Захарченко, Г.Козлакова, Ю.Горошко, Н. Морзе, Т.Олейник, Ю.Рамской, О.Спиваковский и др.

Внедрение ИКТ создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, поскольку делает возможным широкое практическое использование психолого-педагогических разработок, научной и справочной информации, обеспечивающей переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, способствует раскрытию, формированию и развитию личностных качеств студентов. Вопросам внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых, в частности Б.С.Гершунского, И.В.Кузнецовой, А.Я.Савельева, В.М.Кухаренко, В.Ю.Быкова, C.Arguris,  J.Buitnik,  JAMingers и других.

Использование ИКТ в самообразовательной деятельности позволяет будущим учителям начальных классов получить доступ к большому количеству информации, облегчает ее поиск и в то же время предоставляет инструментарий для обработки информации – различные программы и редакторы. Развивая умения сочетать процедуры нахождения и преобразования информации с помощью ИКТ, студенты, соответственно, расширяют возможности самообразовательной деятельности.

В процессе рассмотрения особенностей организации формирования самообразовательной компетентности студентов считаем необходимым поиск такой формы обучения, которая, во-первых, обеспечивала бы индивидуализацию работы студентов, и, во-вторых, повысила бы технологичность их обучения с использованием средств информационных технологий в самообразовательной деятельности. По нашему мнению, решение этой проблемы возможно на основе внедрения модульной технологии.

Анализ педагогической литературы показывает, что модульная технология – это такая организация учебного процесса, которая предусматривает работу студента с учебной программой, составленной из модулей, включающих в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей [3]. В каждом модуле создаются условия, направленные на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида. К этим условиям относим ситуацию развития личности, при которой опыт самообразовательной деятельности становится востребованным еще до того, как он был сформирован. Создание такой ситуации возможно на основе использования особым образом организованной модульной технологии обучения. Эта технология обучения индивидуализирована, она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Внедрение технологии модульного обучения позволяет также оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность и регуляцию целей обучения, развитие познавательной и личностной сферы студентов, объединить прямое управление познавательной деятельностью студентов с широкими возможностями самоуправления.

            Модульное обучение имеет принципиальные отличия от традиционной системы обучения. Его преимуществами являются такие: направленность на формирование мобильных знаний; самостоятельность; высокая степень гибкости и приспособления к конкретным организационным и технологических условиям, возможность постоянного совершенствования модулей без изменения общей структуры программы; вариативность структуры модуля, дифференциация содержания учебного материала, обеспечение индивидуализации учебной деятельности; разнообразие форм и методов обучения, сокращение учебного времени без снижения уровня глубины и полноты знаний студентов; исключение дублирования в формировании модульных программ; эффективная система контроля и оценки знаний студентов, создание атмосферы сотрудничества и партнерства; обеспечение высокого уровня активизации студентов на занятиях; формирование навыков самообразовательной деятельности.

Внедрение модульной технологии обеспечивает необходимые условия для формирования самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов, поскольку, по нашему мнению, является обобщенной, универсальной, обучающей системой, в которой интегрируются различные методы и приемы обучения, а также органично и оптимально определяющие способы подачи материала, его практического применения, выполнения проектных и других задач, осуществления индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование самообразовательной компетентности происходит посредством определенных "дидактических шагов", которые предполагают достижение студентами конкретных целей. Итак, модули обычно имеют такое назначение: актуализации смысла самообразованию, развития организационных умений, обучения формулированию цели и планированию самообразования; обучения поиску и обработки информации, развитие общеучебных умений, формирование умений и навыков решения познавательных задач и т.д. Процесс подготовки будущего учителя к самообразованию имеет поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение студентов от эпизодических самообразовательных проб к устойчивой системы самообразовательной деятельности.

Выводы. Формирование самообразовательной компетентности имеет большое значение в любом виде профессиональной деятельности. Особенно остро стоит эта проблема, когда умения определенного вида деятельности только формируются. В современности самообразовательная компетентность рассматривается  как важное профессиональное качество, поскольку для поддержания высокого уровня собственной квалификации учитель начальных классов должен постоянно учиться. Поэтому перед высшими учебными заведениями стоит задача создания необходимых условий и разработки эффективных способов формирования самообразовательной компетентности студентов, развития потребности в самообразовании у студента, которая перешла бы  в контекст его личностных проблем, его смысловую сферу и стала личностно значимой ценностью.

 

Список использованных источников

1. Авдеенко, А.П. Интенсификация учебного процесса и организация самостоятельной работы студентов научных трудов / Авдеенко А.П., Дементий Л.В., Поляков А.Е. // Проблемы образования / глав. ред. В.А. Зайчук. – К., 2001. – Вып. 24. – С. 108-111.

2. Божович, Л.И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе / Л.И.Божович // Проблемы управления процессом формирования личности. – М. : МГУ, 1972. – 169 с.

3. Гончаров, С.Н. Кредитно-модульная система организации учебного процесса : методические аспекты : монография / С.Н.Гончаров, В.А.Гурин. – М. : НУВГП, 2008. – 626 с.

4. Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К. Громцева. – М. : Просвещение, 1983. – 153 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

6. Прокопенко, И.Ф. Педагогические технологии : учебное пособие / И.Ф.Прокопенко, В.И. Евдокимов. – М. : Коллегиум, 2005. – 224 с.

7. Психологический словарь / под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1990. – 404 с.

8. Райський, Б.Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании в учащихся готовности к самообразованию / Б.Ф.Райский // Формирование у учащихся готовности к самообразованию. – Волгоград : ВГПИ, 1977. – С. 42-47.

9. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие [для студ. учеб. пед. уч. заведений] / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. / под ред. В.А.Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

 

 

Ратушинська А.С. Умови ефективного формування самоосвітньої компетентності майбутнього вчителя початкових класів

У статті визначено і проаналізовано умови ефективного формування самоосвітньої компетентності майбутнього вчителя початкових класів: розвиток позитивної мотивації, реалізація нових підходів до організації навчання студентів, упровадження сучасних технологій навчання. Розкрито роль модульного навчання у вирішенні порушеної проблеми.

 

Ключові слова: самоосвіта, мотиви, потреби, планування, адаптація, інформаційно-комунікаційні технології, модульне навчання.

 

Ratushinskaya, A. Conditions for Effective Formation of Self-Education Competence of Future Primary School Teachers

The article identified and analyzed  conditions of the effective formation of self-education competence of future teachers of primary school, such as the development of positive motivation, implementation of new approaches to student learning, the introduction of modern educational technologies. The role of modular training in this issue.

 

Key words: self-education, motives, needs, planning, adaptation, information and communication technologies, modular training.