Print this Сторінка

Палкин В.А. Образование в информационном обществе: проблемы и перспективы

УДК 371.4  (072)

Палкин В.А.,
доцент кафедры филологических, общественно-гуманитарных и   художественных дисциплин Коммунального высшего учебного заведения Киевскоого областного совета "Академия непрерывного образования", кандидат исторических наук, доцент

 

Образование в информационном обществе: проблемы и перспективы

 

В статье рассматривается влияние информационной цивилизации на общество и сознание личности, возможные изменения в обучении и воспитании школьников под воздействием виртуальной культуры, актуальность эстетической воспитательной системы В. Сухомлинского в настоящем и будущем.

Ключевые слова: информационная цивилизация, виртуальная культура, образование, обучение, воспитание, школа, учитель, родители, школьники.      

 

Постановка проблемы. В наш ХХI век – век информационных технологий, виртуальной культуры, обостряющихся глобальных проблем – употреблять слово классический не очень принято. Вместе с тем во многих словарях значение слова "классический" определено как образцовый, пригодный на все времена. Классическая педагогика – это педагогика, в которой представлены вечные ценности, без которых образование состояться не может. Почему  с каждым годом все более бледнеют результаты духовно-нравственного воспитания детей, приходит в упадок Культура, человечество  превращается в цивилизованных дикарей? Об одной из этих причин высказался Ш. Амонашвили: "Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Корчака, Сухомлинского. Почему слабеют наш образовательный мир и наше педагогическое сознание? Потому что мы ухитряемся жить без них, без держателей Истин педагогического искусства" [1, с. 77].

Означает ли это, что идеи классиков педагогики – неприкасаемы?  Нет, существует уверенность, что многие из "держателей Истин педагогического искусства" в новых условиях первыми внесли бы определенные коррективы в свои теоретические построения. Вспомним, Я. Коменский начинал свои реформы в области образования под влиянием зарождавшихся буржуазных отношений. Новая эпоха потребовала значительно большего количества образованных людей, поэтому появились актуальные  педагогические идеи о всеобщем обучении, классно-урочной системе, учёбе с шести лет, необходимости проверки знаний, запрете пропускать уроки, создании учебников для каждого класса и др. Эта система просуществовала около пятисот лет и позволила создать новую школу, отвечавшую  запросам индустриальной цивилизации.

Анализ последних исследований. Проблемы развития информационной цивилизации глубоко рассматриваются в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса, И. Валерстайна, С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела, Д. Салас Соммера, В. Степина, В. Андрущенка, И. Беха, В. Кременя и др.

Анализу различных особенностей формирования, становления и развития виртуальной культуры посвящены работы Ж. Бодрийяра, М. Постера, Ж. Ланье, Н. Носова, Е. Таратуты, А. Иванова, О. Ганисаретского и других.

Влияние виртуальной культуры на сознание современной личности исследуется в книгах и статьях  Т. Лири,  А. Россохина, В. Измагуровой, Абраменковой и др.; проблемы реформирования школы на принципах духовного гуманизма, роль учителя в этом процессе освещаются  в работах Ш. Амонашвили, В. Александровой,  М. Богуславского, А. Данелюка, Л. Загрековой, В. Бак, С. Крука и др.

Цель исследования – рассмотрение влияние информационной цивилизации  на гражданское общество и сознание личности, возможные изменения в обучении и воспитании школьников под воздействием виртуальной культуры.   

Изложение основного материала. Ситуация в мире быстро изменяется. На рубеже тысячелетий развитые страны вступили в новую постиндустриальную (информационную) эпоху. Возникли новая экономика –  информационная/глобальная, культура реальной виртуальности, формируется  человек сетевого общества. В этих условиях абсолютным фактом современности становится огромный разрыв между традиционным индустриальным трудом периферийных государств  и "самопрограммированным" трудом людей нового поколения, работающих в развитых странах мира.  Ключевым критерием разделения между этими двумя видами труда являются образование, творчество, инновации.   

В развитых странах мира создаются материальные, социальные и культурные предпосылки для разработки более современных систем и форм высшего и среднего образования. Информационное общество – это мир новых технологий, научных открытий, Интернета без границ. Количество пользователей сети приблизилось к 3 млрд., за 30 лет производительность каждого отдельного компьютера выросла в тысячи раз, а суммарное число установленных ПК увеличилось до миллиарда. Как показывают результаты социологического исследования [12], проведенного компанией Research& Branding Group в 2013 году, 78% украинцев считают,  что за последние 10-15 лет новые технологии изменили их привычную жизнь, а 84% – уверены в появлении в ближайшие 20 лет новых революционных приборов и устройств.  Интернет становится  все более скоростным и мобильным, появились новые способы передачи информации. Теперь человек может находиться всегда на связи,  пользоваться мобильными приложениями, которые обеспечивают новые возможности. Это оказывает значительное воздействие как на бизнес, так и на общественную жизнь. Достижения в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и естественных пользовательских интерфейсов (включая распознавание речи) позволили автоматизировать многие задачи, с которыми прежде мог справиться только человек. Приближается нанореволюция. Благодаря сенсорам и датчикам, искусственному интеллекту роботы приобретут подобие органов чувств и мышления и смогут качественно выполнять сложные задачи. Они станут  компактными и простыми в использовании, сфера их применения значительно расширится. Ожидается, что в ближайшем будущем усовершенствованные роботы найдут широкое применение в промышленности, образовании, сфере услуг, медицине.

Человечество приблизилось к созданию и сохранению возобновляемых источников энергии, победе в борьбе с наиболее серьезными заболеваниями, массовому применению технологий  3D-печать. Серьезно обсуждается вопрос о возможности в перспективе вживлять  человеку чипы, имеющие непосредственную связь с мозгом для обеспечения выхода в Интернет [7].

Быстрыми темпами формируется виртуальная культура. Значительная часть философов связывают современную трактовку понятия "виртуальная реальность" с содержанием понятия "virtus" (от лат. – потенциальный, возможный, мнимый). Виртуалистика – это не отрицание традиционной философии и науки, но расширение поля действия: она вводит в мировоззрение новую реальность и предлагает новый взгляд на мир. Ба­зо­вой идеей, на которой строится эта культура, является идея виртуального существования (виртуальной реальности), которая становится более реалистичной, длительной во времени, все большее привлекающей человеческое внимание.  

Многие события, которые происходят в виртуальных мирах, становятся все более значимыми для людей, вытесняют "реальную реальность", заставляют задумываться о том, какое влияние окажут новые технологии на систему высшего и среднего образования. Например, один из лучших специалистов в области компьютерной графики Т. ​Свини считает, что уже в ближайшие десять лет развитие технологий виртуальной реальности создаст условия, когда она не будет отличаться от реальной жизни. Это не только приведет к революции в развитии индустрии видеоигр, но и будет способствовать созданию таких новых направлений, как виртуальный туризм, виртуальное обучение, виртуальные концерты, театральные представления  и многое другое. Канадская компания Summit Tech разработала систему иммерсивного телеприсутствия c использованием панорамных камер [7]. Благодаря звонку с мобильного телефона абонент виртуально перемещается в место, где находится его собеседник. Это один из важных шагов на пути к виртуальному ТВ и виртуальному обучению. 

В 2015 году финская компания Nokia презентовала миру камеру виртуальной реальности, которая позволит снимать фильмы, телепрограммы и игры в реальном времени с полным эффектом присутствия [7].

Как видим, разница между обычной реальностью и виртуальной  стирается. Объекты реального мира будут становиться все более пластичными и управляемыми, то есть более виртуальными, а в виртуальном мире появятся копии реального. 

В процессе погружения в иллюзорный мир новейших технологий формируется новый тип личности. Новое поколение в пределах своего национального языка  выработало собственный сленг, понятия, аббревиатуры,  способы мышления, соответствующую этику и ценности. Это не только иные  языки и мировоззрение, но и различные формы социализации и социального поведения, в том числе и на бытовом уровне. "Цифровое" поколение, независимо от возраста, пола, языка, культуры, легко находит общие темы со своими сверстниками или единомышленниками из других стран, фактически не испытывая цивилизационных или культурных барьеров. Оперативные системы коммуникации и оповещения (прежде всего – социальные сети) позволяют человеку иметь близкие взгляды и критическое понимание идущих процессов в планетарном масштабе.   

За последние десятилетия в геометрической прогрессии выросли объем, система генерации и передачи знаний. Обобщенный опыт человечества, по подсчетам компании Google [5], составляет 130 млн. экземпляров книг и растет в геометрической прогрессии. При сохранении нынешних темпов к 2060 году, по оценкам американских специалистов, он увеличится на нашей планете примерно в 20 раз. Для сохранения накопленного объема знаний компания решила оцифровать мировой книжный фонд и создать всемирную электронную библиотеку. К 2010 году ей удалось сканировать около 10 млн. изданий, из них в электронной библиотеке Google уже находится 7 млн. книг на 40 языках. Это означает, что в скором будущем пользователям Интернета будут доступны издания, которые ранее можно было увидеть только в библиотеке.    

Знания, которые современный человек получает в ВУЗ (университете, колледже или  техникуме), устаревают с огромной скоростью. В настоящее время ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний [2]. В США установлена единица измерения устаревания знаний специалиста – период "полураспада" компетентности, то есть снижение ее на 50% вследствие появления новой информации. Во многих профессиях этот период наступает менее чем через 5 лет – раньше, чем заканчивается обучение в ВУЗ. Решение проблемы заключается в переходе к образованию в течение всей жизни, где базовое образование будет фундаментом для дальнейшего обучения.     

Изменяются роль и формы работы существующих библиотек как методических и информационных центров. Под воздействием цифровых технологий и E-книг происходит беспрецедентная реорганизация структуры и модернизация частных, публичных и университетских библиотек, которые превращаются из "места хранения" информации в креативные интеллектуальные и культурные центры. Появляется возможность бесплатно использовать сеть виртуальных библиотек и интерактивных интеллектуальных центров университетов разных стран мира, все более открывается доступ к интеллектуальным достижениям человечества 

Если попытаться проанализировать всю вышеперечисленную информацию, то можно прийти к выводам, что уже через 15-20 лет предстоит революция в обучении, при которой современные планы корпорации ІВM создать  в течение ближайших 5-10 лет "классные комнаты будущего" будут только первыми шагами на этом пути [4]. Суть планов компьютерного гиганта состоит в попытке найти принципиально иной способ обучения благодаря распространению образовательного контента в Интернете. Учителя смогут получать полную информацию о своих учениках: их достижениях и неудачах, о результатах тестирования, посещении занятий, поведении на обучающих Интернет-платформах. Новые программы позволят учителю на основе этой информации искать оптимальные возможности для обучения каждого ученика, составить индивидуальное расписание для учащегося – от детского сада до университета, найти способы преодоления неизбежных при этом трудностей.

Однако это только первые шаги к виртуальному обучению. Возможность виртуального общения между учителем и учеником в любой необходимый момент, стопроцентное ощущение виртуального присутствия на занятиях, организация уроков географии, истории, литературы, а впоследствии, и многих других предметов, когда учащийся будет становиться участником разных исторических, географических событий с полной иллюзией "реальных" переживаний станут началом формирования новых принципов обучения. Главное внимание будет уделено индивидуальному подходу к учащимся: индивидуальное расписание, индивидуальный учитель, возможность выбора любого педагога (как в своей стране, так и за рубежом), учет индивидуальных особенностей и характера учащегося. В условиях, когда и учитель, и школьник будут невидимыми "нитями" соединены с Интернетом, вся информация оцифрована и размещена в электронных "хранилищах", найти любые знания будет несложно. Главной задачей учителя станет не расширять память ребенка, а зажечь "свечу" – повысить его интерес к знаниям инновационного характера.   

Значительно возрастет роль дистанционной формы обучения в ВУЗ. Новые достижения в области развития виртуальных технологий существенно улучшат качество получаемых знаний. Использование этой формы может привести к росту конкуренции на международном рынке образования. Стремительные темпы развития проектов дистанционного обучения в ближайшие несколько лет могут вытеснить с рынка образования значительную часть традиционных учебных заведений многих стран. Принцип максимальной доступности образовательных ресурсов фактически стал стандартом деятельности ведущих мировых высших образовательных заведений. Аналитики считают, что уже в ближайшее время всемирно известные университеты смогут вместо сотен тысяч студентов обучать десятки миллионов из всех стран мира [2; 3]. 

К чему же приведет развитие виртуального обучения?  Прежде всего, к дальнейшему развитию информационной цивилизации, то есть к обострению и  без того достаточно острых противоречий между быстрыми темпами развития знаний, НТП и углублением отставания духовно-нравственной культуры школьников. Поэтому так важно будет в этих условиях поднять воспитательную функцию педагогики.   

В конце 80-90-х годов XX века в педагогической науке утвердилось мнение, что воспитание и обучение есть подсистемы единого образовательного процесса [9]. Обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение в какой-то степени имело и  воспитательное значение.

В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, и умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его, формировать отношения к нему как к личной ценности. В теории и практике воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения.

В последние десятилетия в украинском образовательном процессе ведущее место "занимало" обучение, которое сводилось к одному показателю – успеваемости, а работа педагога – добиться ее максимальных результатов. Школьная, студенческая жизнь вращалась только вокруг знаний. Сегодня очевидно, что отказ от целенаправленной воспитательной работы в системе среднего и высшего образования Украины был ошибкой. Акцент на развитие в школах только лишь интеллекта, уменьшение внимания к вопросам нравственного воспитания  на фоне разобщенности в семье и отсутствия культуры в обществе привели к юношеской инфантильности и нигилизму, увеличению детской преступности, наркомании, суицидов. Всемирная организация здравоохранения обнародовала статистические данные о росте этих недугов.  По всем этим показателям Украина находится в первой десятке стран мира [5]. 

Педагогическая общественность обеспокоена: книга все реже рассматривается в обществе как явление Культуры, большинство молодых людей не берут ее в руки  годами, их нередко увлекает лишь легкое "чтиво", у многих чтение не вошло в жизнь "как духовная потребность". Причем это беспокойство с каждым годом все усиливается. По оценкам ученых, за последние тридцать пять лет количество книг, прочитанных подростком в среднем за год, уменьшилось с 40 до 9 [13].

Вся структура современной информационной среды в большинстве своем опирается на "клиповость" – сиюминутное восприятие, не оставляя время на обдумывание, размышление и осмысление действительности. Первичным следствием клиповости является сокращение потребности в чтении. У подростков ослабевает связь с окружающими, существенно сужается эмоциональность, фантазия и кругозор, способность изменять действительность волевыми усилиями, страдает мелкая моторика рук. Происходит нарушение принципов общения ребенка с родителями и сверстниками. Дети с головой уходят в занятия на компьютере, находят в чате воображаемых друзей, общаются с ними на условиях анонимности. Им нет необходимости подстраиваться под окружающий мир, сверстников, сдерживать проявление своих эмоций и чувств. Информация, получаемая ребенком с экрана, обладает необычайной силой внушения и подражания и вносит изменения в систему ценностей детей и подростков. Экран с помощью оптических эффектов трансформирует детскую картину мира в виртуальную реальность, нередко изменяя сознание ребенка, формируя новые этические нормы.  

Быстрыми темпами увеличивается количество зависимых от компьютера членов общества (около 10% всех пользователей в мире). Постепенно Интернет становится тем, без чего жизнь кажется  невозможной. В результате возникает привыкание и  виртуальная зависимость. Человек, ищущий счастья в виртуальном мире, становится виртуальным наркоманом, или, как его еще называют, – виртуаманом. Неспособный реализовать свои возможности в повседневной жизни, он уходит в виртуальную реальность, где или стремится к положительным эмоциям, или бесконечно пытается завершить возникшие сильные эмоциональные переживания. Однако в  действительности такой человек получает лишь суррогат удовольствий и воображаемую жизнь вместо  реальной.         

Дети нередко имеют доступ к так называемым контентным (не предназначенным) для них материалам, содержащим насилие и агрессивное поведение; эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть; пропаганду анорексии и булимии, суицида; азартных игр; наркотических веществ; религиозных сект; неэтичную рекламу; структурированную и недостоверную информацию. Статистические данные [11] говорят о том, что 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет знакомятся с порнографией в сети; 17% регулярно заглядывают в запрещенные сайты; приблизительно 5,5% готовы использовать увиденное.   

Наступление информационной цивилизации привело к переходу от активных форм проведения досуга к пассивным. Анализ результатов социологического исследования "Молодежь Украины" [14], проведенного в 2013 году институтом Горшенина, показывает, что подростки стали почти в 2,5 раза меньше читать книги, почти в 4 раза – посещать выставки, концерты, театры, заниматься художественным творчеством. Показательно, что по данным опроса, значительная часть юношей любит проводить досуг, ничего не делая: гуляя, посещая кафе, рестораны, дискотеки, клубы. Резко сократилось количество молодых украинцев, которые занимаются физкультурой и спортом.  

Таким образом, виртуальная культура приносит в нашу жизнь как положительные, так и отрицательные явления. Переход к виртуальному обучению не должен привести к забвению воспитания. Если мы хотим осуществить прорыв в этой области, необходимо активизировать воспитательный процесс и его центром должна стать школа. Для этого она должна координировать всю воспитательную работу – как в образовательном процессе, так и вне его – стать центром эстетического воспитания школьников, организовать обучение основам педагогики и  психологии родителей, консультации и методическую помощь для них.  Для Украины очень важно перевести в практическую плоскость идеи классика педагогики В. Сухомлинского. Василий Александрович не просто агитировал за развитие культуры – во многих своих трудах он показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания не существует. "Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному, – писал он. – Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь" [17].

В. Сухомлинский  учил, что ребенка важно научить чувствовать Красоту природы,  Красоту слова, музыки,  живописи, и, наконец,  понимать высшую Красоту – Красоту человека, его труда, его поступков, его жизни. Это очень трудная задача, требующая от родителей и учителей огромного терпения.        По мнению великого педагога,  Красота  нужна не только для того, чтобы восхищаться ею, но чтобы в  результате восприятия Красоты  утончалась душа ребенка. В процессе воздействия должна возникать та самая духовная общность между учителем, родителями и детьми, без которой воспитание не может состояться. Через утончение, через воспитание чувств, появление способности восхищаться Красотой в широком понимании этого слова возникает состояние "воспитываемости" у детей. Воспитание Красотой помогает обратиться к сознанию, к совести, душе  ребенка, воздействовать на него словом,  личным примером, влиянием семейного и школьного коллективов. В результате воспитание усложняется в огромной степени, но результаты становятся гораздо более весомыми.  

В. Сухомлинский уделял огромное внимание взаимодействию школы и родителей в воспитании семейной культуры. Педагог создал цельную систему, считая, что "…педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей" [18, с. 22]. Начинал он эту работу с первого класса, внимательно изучая  и задумываясь "над хорошим и плохим в каждой семье". Чтобы понять, какое значение педагог уделял этому вопросу, достаточно вспомнить, что в его произведении "Сердце отдаю детям" есть отдельная глава "Родители моих воспитанников", в которой автор дает детальную характеристику семьи каждого своего ученика. На основании этих знаний В. Сухомлинский искал индивидуальные подходы к воспитанию учащихся. Для педагогического просвещения пап и мам  в городе Павлыш была открыта родительская школа. Интересно, что записывались туда мамы и папы за два года до поступления их ребенка в школу и посещали занятия вплоть до окончания им средней школы. Курс психологии и педагогики в родительской школе составлял 250 часов – это было больше, чем отводилось на их изучение в любом ВУЗ того времени.

Достигнутые результаты позволили Василию Александровичу сделать вывод о том, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения и повышения педагогической культуры родителей. Великий педагог добивался, чтобы в каждой семье была библиотека, а  книги  читали  и дети, и родители. Он подчеркивал, что положение о духовной общности, без которой воспитание состояться не сможет, касалось и учителя, и ученика, и родителей.

Для реализации этой программы необходимо кардинальным образом изменить роль учителя школы. Приземленный насущными проблемами учебного заведения, семейными заботами, отчетами, репетиторством, подготовкой учащихся к сдаче тестов и к конкурсам, олимпиадам, мыслями о том, где и как подзаработать для семьи, учитель сегодня вспоминает о воспитательной системе великого педагога только к моменту очередной конференции или приезда проверяющих. Поэтому государству необходимо максимально поднять имидж педагога. 

В мае 2013 года во Франкфурте-на-Майне на заседании Ассоциации ректоров педагогических университетов Европы была принята  Педагогическая Конституция Европы [8]. Принятие этого документа было вызвано в немалой степени тем, что угроза деградации, а возможно, и вымирания человечества, связана с потерей духовности и стала сегодня соразмерна другим глобальным проблемам современности. Этот документ  призван объединить усилия  европейских  университетов педагогического профиля  с целью  подготовки нового учителя для объединенной Европы ХХІ века. В Воззвании “Первого европейского форума ректоров педагогических университетов” в 2011 году сказано:  “Воспитать такую личность может только учитель, который найдет ответы на вызовы эпохи и повернет в ученическую и студенческую аудиторию классическое научное знание, высокую культуру, социально практический опыт поколений, общечеловеческие социокультурные ценности, дух гуманизма и человеколюбия” [15].   

Выводы. Современный мир переживает важный, ответственный, судьбоносный этап  выбора дальнейшего пути. Развивается информационная цивилизация, появляются новые, все более совершенные достижения  в области НТП, новые виртуальные технологии, которые в ближайшем будущем произведут революцию в обучении школьников и студентов. В результате  информационная цивилизация будет двигаться вперед все более высокими темпами. Поэтому без существенного развития Культуры, духовности и нравственности, без понимания, что "не все дозволено", человечество  рано или поздно похоронит себя под грузом многочисленных глобальных проблем. Именно поэтому для современного мира так важны идеи классика педагогики В. Сухомлинского. Василий Александрович не просто агитировал за развитие культуры – во многих своих трудах он показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания не существует.

 

 

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш.А. Истина школы / Ш. А. Амонашвили. –  Артемовск : Лаборатория гуманной педагогики, 2008. – 80 с.
  2. Іщенко А. Глобальні тенденції і проблеми розвитку освіти : наслідки для України. Аналітична записка [Електронний ресурс] // Сайт НІСІ.  – Режим доступу :  http://www.niss.gov.ua/articles/1537/.
  3. Іщенко А. Світовий досвід розвитку дистанційних форм освіти у вітчизняному контексті. Аналітична записка [Електронний ресурс] // Сайт НІСІ. – Режим доступу : http://www.niss.gov.ua/articles/1693/.
  4. Палкин В. А. Вызовы современной цивилизации и школа 21 века / В. А. Палкин // Наукова скарбниця освіти Донеччини. – 2014. –№ 4 (21). – C. 100–106.
  5. Палкин В. Жизнь в мире книг / В.А. Палкин. – Саарбрюккен : LAMBERT Academic Pablishing, 2015. – 65 с.
  6. Палкин В. Размышления о настоящем и будущем семьи и школы в Украине / В.А. Палкин. – Саарбрюккен : LAMBERT Academic Pablishing, 2015. – 225 с.
  7. Палкин В. Цивилизация без культуры – путь в никуда / В.А. Палкин. – Саарбрюккен: LAMBERT Academic Pablishing, 2015. – 119 с.
  8. Педагогическая Конституция Европы [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : http://yspu.org/images/0/00/Frankfurt2013.pdf.
  9. Старикова Л.Д. О соотношении понятий "воспитание" и "обучение" [Электронный ресурс] / Л.Д.Старикова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – №10. –  Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-vospitanie-i-obuchenie #ixzz3oQcbKCTq.
  10. Писатели против Гугл [Электронный ресурс] // Сайт вести. Ru. – Режим доступа : http://www.vesti.ru/doc.html?id=344018.
  11. Влияние СМИ на детей и подростков : общий взгляд на проблему [Электронный ресурс] // Сайт уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области. – Режим доступа : http://beldeti.ru/articles/249.html.
  12. 12. Вещи, которые изменили нашу жизнь [Электронный ресурс] // Сайт Research & Branding Group. –  Режим  доступа : http://rb.com.ua/rus/projects/omnibus/8915/.
  13. Собкин В.  Если подросток 70-х читал около 40   книг  в год, то сегодня он читает около 9 [Электронный ресурс] // Сайт института Горшенина. – Режим доступа : http://institute.gorshenin.ua/news /449_vladimir_sobkin_esli_podrostok.html.
  14. Результаты социологического исследования на тему: "Молодежь Украины". Март 2013 [Электронный ресурс] // Сайт института Горшенина.  – Режим доступа : http://institute.gorshenin.ua/researches /120_sovremennaya_molodezh_ukraini.html.
  15. Воззвание Первого европейского форума ректоров педагогических университетов (г. Киев, 15-17 сентября 2011 года) [Электронный ресурс] // Сайт Ассоциации ректоров педагогических университетов Европы. – Режим доступа : http://www.arpue.org/index.php/ru/meropryiatyia/
  16. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. Переиздание / В.А. Сухомлинский. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. –224 с.
  17. Сухомлинский В.А. О воспитании [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский ; сост. С. Соловейчик. – М. : Политическая литература, 1982. – 270 с. // Библиотека по педагогике. – Режим доступа :  http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st008.shtml.
  18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – К. : Радянська школа, 1972. – 244 с.

 

Палкін В.А. Освіта в інформаційному суспільстві: проблеми й перспективи

У статті розглядається вплив інформаційної цивілізації на суспільство і свідомість особистості, можливі зміни в навчанні та вихованні школярів під впливом віртуальної культури, актуальність естетичної виховної системи В. Сухомлинського в сьогоденні та майбутньому.

Ключові слова: інформаційна цивілізація, віртуальна культура, освіта, навчання, виховання, школа, вчитель, батьки, школярі.   

 

Palkin, V.A. Education of the Information Society: Problems and Expectations

The article discusses the impact of the information civilization on society and  the consciousness of the individual, possible changes in the training and education of schoolchildren under the influence of the virtual culture,  relevance of the   aesthetic educational system V. Sukhomlinsky in the present and the future.

Key words: information civilization, virtual culture, education, training, school, teacher, parents, schoolchildren.

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=4104