Return to Розділ “Освіта: стратегія, політика, право”

Палкин В.А. Формирование “family interneticus” в Украине в условиях развития информационного общества

Палкин В.А.,
доцент кафедры педагогики, психологии и менеджмента образования Коммунального высшего учебного заведения Киевского областного совета "Киевский областной институт последипломного образования педагогических кадров", кандидат исторических наук, доцент

 

Формирование "family interneticus" в Украине в условиях развития информационного общества

             

В последней трети ХХ столетия в мире произошла информационная революция, развиваются глобальная экономика, сетевое общество и виртуальная культура, формируется "homo interneticus". Информационное общество привнесло в нашу жизнь множество позитивных изменений, но в то же время содействовало возникновению значительного количества проблем. Главная из них – снижение уровня чувств и эмоций в определенной части населения страны. Результатом этого стало появление "family interneticus".

Ключевые слова: цивилизация, информационная цивилизация, виртуальная культура, человек Интернета, семья, родители, чувства, эмоции, семья Интернета.

 

Постановка проблемы. В январе 2016 года в Давосе (Швейцария) проходил экономический форум, на котором возвестили о начале Четвертой промышленной революции. Анализ предстоящих реформ, их масштаб, последствия позволили специалистам сделать вывод о том, что предстоят масштабные революционные изменения в сфере экономики, социальной жизни, трудоустройства, образования. Это в полной мере относится и к семье, которая пытается приспособиться к реальностям информационной эпохи. Специалистов волнуют вопросы, связанные с укреплением семейных отношений, преодолением кризиса семьи, ее трансформацией, повышением качества развития, обучения и воспитания детей в семье, перспективами ее существования в будущем.

Философы, широко мыслящие ученые считают, что информационная цивилизация должна входить в наш мир с помощью культуры. Однако в современном обществе не хватает честности и порядочности, доброты и милосердия, сочувствия и сопереживания, любви и верности. Марио Варгас Льоса так охарактеризовал существующее общество: "Нынешняя цивилизация настолько коррумпирована, настолько низко пала, что в ней не остается места законности и человеческим ценностям. Идеи ничего собой не представляют, если зиждутся на чистом прагматизме. Голый прагматизм рождает чудовищ. Человечество сейчас с легкостью отказывается от традиционной литературы, демократии, критического духа, идеи борьбы со злом" [7]. К числу таких малопривлекательных явлений, порожденных информационным обществом, можно отнести и "family interneticus".

Анализ актуальных исследований и публикаций.  Глубокий анализ проблем информационного общества осуществлен в работах зарубежных (М. Кастельса, И. Валлерстайна, С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела, А. Тоффлера, В. Иноземцева) и украинских ученых (В. Андрущенко, В. Беха, В. Кременя и др.).  Исследованию причин кризиса современной семьи, истории ее становления и развития, влияния информатизации культурного пространства на семейный досуг, важности гуманных взаимоотношений родителей, проблем семейного воспитания посвящены работы В. Галецкого, А. Малышевой, Ю. Федотовой, Н. Хагуровои, В. Чечета, А. Митрикаса, Л. Слюсарь, Т. Бутовой, В. Патрушева, Н. Рыбаковой, И. Грач, Н. Хренова, А. Белякова, И. Мещеряковой, М. Болотовой и др.  В то же время следует отметить, что исследователи только приступают к комплексному анализу педагогических особенностей развития украинской семьи в условиях информационного общества.

Цель статьи – рассмотрение причин, сущности и последствия такого явления, как "family interneticus".

Изложение результатов исследования. За время, прошедшее после начала Третьей промышленной (информационной) революции, сформировалось поколение людей, для которых ИТ занимают важное место в их жизни. Резко возросло количество и качество компьютерной техники в каждой семье, ускоренными темпами развивается виртуальная культура, формируется "кибернетический" (Э. Фромм) человек. О высоких темпах развития компьютерной техники свидетельствуют многочисленные факты. В настоящий момент подходит к завершению действие так называемого закона Мура, который формулируется так: "Прогресс в области компьютеров характеризуется экспоненциальным ростом с периодом удвоения 1-2 года". Специалисты утверждают, что закон будет действовать до 2025 года. Это связано с физическим пределом развития кремниевых транзисторов, которые используются в производстве компьютеров: если в 1965 году в микросхему можно было встроить 30 транзисторов, то теперь – 55 млн. [3]. Это привело к резкому увеличению количества и мощности компьютерной техники. Если в начале 80-х годов ХХ века в мире насчитывалось несколько миллионов компьютеров со средней производительностью около миллиона 8-битовых операций в секунду, то во втором десятилетии ХХІ века производительность каждого отдельного компьютера возросла в тысячи раз, а охват семей КП в развитых странах мира увеличился до 83%, а в развивающихся – до 36% [4].

В 1974 году А. Сахаров  в работе "Мир через полвека" писал о возможности появления через 50 лет всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека – его досуг, интеллектуальное и художественное развитие.

В предсказании сроков появления такой информационной системы ученый оказался слишком пессимистичен. Уже в 1989 году британский программист Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, заложивший основу Интернета. В результате сегодня число пользователей сети превысило 4,0 млрд. (53% от общего количества населения), смартфонов – 5,175 млрд. (68%). По данным МСЭ, проникновение Интернета в Европе достигло почти 80% (самый высокий уровень в мире), в Северной и Южной Америке – 66%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 45%, в Африке почти 25%. Свыше 90% взрослого населения США, Канады, Южной Кореи, Японии, стран Северной Европы, Люксембурга, Великобритании входят в сеть ежедневно. Около 70% землян в начале 2019 года использовали для этого портативные компьютеры или карманные устройства [4]. Почти треть населения планеты имеет активные аккаунты в социальных сетях, где находится 2,4 часа ежедневно [9]. В то же время процент зависимых людей от компьютера и сети Интернет составляет в странах мира 10-12% от общего количества пользователей.

В 2017 году 63,4% взрослого населения Украины систематически пользовались услугами Интернета: 54% входили через домашний стационарный компьютер или ноутбук, 42% – через мобильные устройства (прежде всего, смартфоны) [10]. Анализ показывает, что использование компьютерной техники в украинских семьях имеет определенные особенности. Активно работают на ПК юноши, молодые люди, мужчины и женщины среднего возраста. В то же время можно констатировать, что значительная часть населения пенсионного возраста (а это 12,3 млн. человек) слабо разбираются в компьютерной технике. Это относится к членам возрастных семей, проживающих как в городе, так и сельской местности.

Сегодня в условиях развития информационного общества многие люди все чаще сталкиваются с виртуальной культурой. Причем некоторые субъекты настолько тесно сливаются с виртуальной реальностью, что перестают отличать имитацию действительности от самой деятельности. Технологии виртуальной реальности направлены на создание иллюзии присутствия человека в сконструированном мире. Чтобы добиться эффекта погружения в такую реальность, пользователь должен получить ощущения от внешних стимулов и раздражителей, продуцируемых техническими средствами. Первыми появились устройства, которые воздействуют на зрение и слух человека, так как эти два канала восприятия являются наиболее информативными. Технические системы, порождающие виртуальную реальность, воздействуют и на рецепторы глубокой чувствительности: передают пользователю мышечные инерционные и вибрационные ощущения, неотличимые от реальных. Воздействовать на внутренние мышечные ощущения, напрямую не связанные с физическими действиями, гораздо сложнее, но уже имеет место опыт вживления в мышечную ткань пользователя миниатюрных электронных устройств, управляемых с помощью компьютера.

Актуализация виртуальности оказывает значительное влияние на современную культуру, способствует переходу общества к, так называемому, "сетевому" (М. Кастельс) типу существования. Это дает нам возможность говорить о виртуальной культуре как о самостоятельном феномене, под которым подразумеваем часть общей культуры, сформировавшейся в рамках виртуальной реальности независимо от природы её происхождения. Изменение облика культуры соответственно ведет к многочисленным преобразованиям во всех сферах жизнедеятельности и социального взаимодействия, имеющим как положительный, так и деструктивный характер.

Существенным изменением культурного пространства становится трансформация традиционных типов идентификации людей. В виртуальной реальности человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым). Человек индустриальной эпохи воспринимал социальную реальность всерьез, как естественную данность, в которой приходится жить. Человек информационной цивилизации, погруженный в виртуальную реальность, увлеченно "живет" в ней, сознавая её условность. Возможность того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспективой виртуализации общества. По заказу фирмы "Лаборатория Касперского" в конце 2016 года были проведены социологические исследования "Как социальные сети влияют на нашу жизнь и настроение" [6].  В нем приняли участие 16 750 пользователей Интернета из 18 стран мира. Оказалось, что в среднем 24% респондентов из различных стран мира размещают информацию в соцсетях для того, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле. Ради получения лайков и комментариев под своей публикацией в социальных сетях многие готовы на поступки, нарушающие как безопасность, так и этику отношений: украсить свою страницу собственным фото в откровенной одежде или в обнаженном виде, приукрасить информацию о своем местонахождении и времяпрепровождении и др. [6]. Таким образом, развитие виртуальной культуры формирует ту социальную среду, которая способствует возникновению "family interneticus".

В процессе погружения в иллюзорный мир новейших технологий и виртуальной культуры формируется новый тип личности. В этом мире человек зачастую отходит от реальной жизни, насущных проблем, которые невозможно решить легко.  Результатом этого может стать рождение класса адептов информационно-игровой культуры, основным лейтмотивом которого будет идея "информация – превыше всего!". О такой ситуации в книге "Войны в заливе не было" рассказал французский философ, социолог, публицист Жан Бодрийяр. Он описывает новое общество, которое живет в своей "экзистенции", – не реальными событиями, а их информационными эквивалентами. Такое "информационное" общество доверяет своим переживаниям, страхам, мечтам, сформированными СМИ большей степенью, чем реальными событиями, которые совершаются во внешнем мире. Наиболее существенная проблема состоит в том, что человек Интернета в поисках истины и ответов на мировоззренческие вопросы ограничивается лишь полнотой человеческого опыта, изложенного в сети. Для многих из них глубина мысли, возможность приобщиться к достижениям мировой культуры заменяется активностью и быстродействием в поиске необходимой информации в Интернете.

Вся структура современной информационной среды в большинстве своем опирается на "клиповость", сиюминутное восприятие с помощью коротких ярких образов, без обдумывания, размышления и осмысления действительности. При таком мышлении жизнь напоминает видеоклип: мир воспринимается не целостно, а как последовательность почти не связанных между собою событий. Современные сериалы, фильмы, мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга, без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, сюжеты. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой, у него снижается способность к анализу, мышление не работает.

Чрезмерное увлечение Интернетом нередко приводит к тому, что в подростков ослабевает связь с окружающими, существенно сужается эмоциональность, фантазия и кругозор, способность изменять действительность волевыми усилиями, сильно страдает мелкая моторика рук. Увлеченные молодые люди постоянно проводят свободное время в Chat-е – многомерном общении в Интернете в режиме "он-лайн". Только в поисковую систему Google ежедневно в мире поступает два миллиарда запросов. В Украине, как показывают результаты социологического исследования, этим занимаются почти 50% молодых людей. В ходе такого общения у многих из них появляется феномен "воображаемого друга". Это происходит в ситуации, когда у ребенка нет реальных друзей, возможностей для сокровенного общения, отсутствует постоянный контакт с родителями. В результате круг интересов у таких подростков сужается, предпочтение отдается деятельности, связанной с компьютером, общение с реальными сверстниками сокращается, происходит усиление зависимости от Интернета, создаются компьютерные сообщества, в которых основной деятельностью становятся компьютерные игры. В Chat-е происходит идентификация пользователя с персонажем, ролевое поведение, самоутверждение посредством силы и экспансии. Размытость нравственных ориентиров и духовных заповедей вынуждает подростков балансировать между добром и злом.

Но главная опасность, которая существует для общающихся в Chat-е, подсесть на "виртуал", стать виртуалманом. Информация, получаемая ребенком с экрана, обладает необычайной силой внушения и подражания. Она вносит изменения в систему ценностей и детей, и подростков, и взрослых. Экран с помощью оптических эффектов трансформирует детскую картину мира в виртуальную реальность, нередко изменяя сознание ребенка, формируя новые этические нормы. Виртуальный мир затягивает независимо от количества прожитых лет: и семилетний, и сорокалетний члены семьи, равно погруженные в мир компьютерных развлечений, отходят от реальной жизни, насущных проблем, которые невозможно решить одним кликом мышки. Виртуалман, лишенный на некоторое время возможности жить в виртуальной реальности, например, из-за поломки компьютера, может  испытывать психологическую и телесную "ломку", которая заставляет его с невероятной энергией и изобретательностью искать и  находить деньги для ремонта компьютера. Такая целеустремленность напоминает поведение наркомана, вся энергия которого уходит на поиск наркотиков и денег для их оплаты. В обоих случаях активность человека направляется не на достижение высоких реальных целей, а на бегство от них.

Постепенно "земля обетованная", которой казался Интернет, становится наваждением, навязчивым призраком, без появления которого жизнь кажется пресной и неинтересной. Неспособный реализовать свои возможности в повседневной жизни, человек уходит в виртуальную, в которой или стремится к положительным эмоциям, или бесконечно повторно отыгрывает незавершенные эмоциональные переживания. Он пытается достичь полной разрядки и удовлетворения, испытывая иногда сильнейшие эмоциональные потрясения, но, в действительности, получая лишь суррогат удовольствий и воображаемую жизнь вместо реальной.

Развитие информационной цивилизации, виртуальной культуры, формирование homo interneticus не могло не привести к трансформациям украинской семьи. Зависимые от технических систем жизнеобеспечения, подчиненные техногенным ритмам, вынужденные встраиваться в технологические процессы люди все реже замечают красоту окружающего их мира, проявляют сочувствие, сопереживание по отношению к гражданам, членам своей семьи, уделяют внимание детям. Эмоциональные контакты между людьми стали ослабевать. Стандартизация товаров и услуг, единообразие профессиональных навыков и приемов приводят к унификации духовной жизни людей: электронные СМИ распространяют среди населения принципы, ценности, стереотипы массовой и виртуальной культуры. Для нее характерна растущая непрочность брачных союзов, пьянство, супружеская неверность, экономические проблемы, неподготовленность к браку. Украинцам с помощью  Интернет, СМИ навязывается мысль о снижении ценности детей в семейной жизни.

Важной особенностью переживаемого времени является появление семей, которые условно можно назвать "family interneticus" [1]. Речь идет о поколении, которое выросло после появления компьютера и Интернета. "Family interneticus" можно условно разделить на две группы – преобразованные из нормальных семей и вновь созданные. Первая – это дети, молодые люди и их родители, для которых виртуальный мир под воздействием новых ИТ на долгое время стал ближе реального. Семьи, где и взрослые, и дети равно погружены в особенности виртуального существования, где Интернет, компьютерные игры стали для многих из них ближе родных. Психологи пишут о невозможности или отсутствии у членов части семей желания адаптироваться в повседневность. Интернет из средства отвлечения от сомнений и переживаний постепенно превратился для них в цель, стал стилем жизни, заменил другие виды активности. Он настолько поглотил их время, силы, эмоции, что они оказались неспособны поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы деятельности, получать удовольствие от общения с людьми, проявлять симпатию, эмоциональную поддержку даже по отношению к членам своей семьи.

Вторая группа – это молодые люди, родившиеся в информационную эпоху, которые под воздействием новых информационных технологий и Интернета сформировались как личности, выросли, нашли себе подобных, заключили с ними брачные союзы и образовали "family interneticus". И первая группа, и вторая существуют в иллюзорном виртуальном пространстве, обмениваясь новыми программными продуктами, компьютерными приставками, технологиями достижения игровых уровней. Ясно, что по мере развития информационной цивилизации количество таких семей станет возрастать, их прочность снижаться, а дети все более будут походить на своих родителей. Если в таких семьях не возникнут человеческие чувства и эмоции, то они просто превратятся в союзы "киборгов", члены которых больше любят компьютер, смартфон, Интернет, чем друг друга. 

Как правило, взрослые члены "family interneticus" обращают недостаточное внимание на детей. Озабоченные решением повседневных проблем, игровых компьютерных задач, они не находят времени для совместного проведения досуга. Эту тенденцию в украинских семьях установили социологи из "Украинского института социальных исследований имени Яременко". В ходе социологического исследования "Права детей в Украине: реалии и вызовы после 20 лет независимости" [8] ими было опрошено 4083 детей в возрасте 10-17 лет, 1017 родителей и 503 эксперта. Результаты показали, что общение родителей с ребенком происходит достаточно редко: 72,5% родителей общаются со своими детьми не больше часа в будний день, только 50% делают это более 60 минут в выходные. Основными темами разговоров с детьми являются школьные проблемы и выполнение поручений матери или отца. Исследование показало, что большинству родителей не хватает педагогической культуры для систематического общения, они часто не знают, о чем беседовать, не уделяют этому достаточно времени.  Родители,  постоянно работая, не успевают или не хотят лишний раз прийти в школу и пообщаться с учителем, поработать в библиотеке, почитать педагогические журналы и книги, послушать циклы педагогических лекций, поучаствовать в круглых столах. Некоторые из них не обращают внимания на сайты и игры, в которые заходят и играют их дети, на количество проводимого ними времени за компьютером.

О масштабах таких угроз говорят результаты исследования, проведенного компанией "Лабораторией Касперского" в 2015 году [2]. Анализ действия модуля "Родительский контроль" в течение 2014 года показал, что каждый шестой пользователь сталкивался с порно-сайтами, четверть пользователей – с сайтами, посвященными азартным играм; пятая часть – с информацией об оружии и нецензурной лексике; 10,5% – с материалами, посвященными проблемам насилия; 10,6% – с сайтами, где освещаются вопросы алкоголя, табака и наркотиков. В среднем за год на одного пользователя продуктов "Лаборатории Касперского" пришлось 127 срабатываний модуля "Родительский контроль".

Интернет все чаще используется для расширения возможностей для знакомств, ухаживаний, флирта и даже организации свадеб. Некоторые проводят в режиме on-line церемонию бракосочетания. Нередко чрезмерное увлечение киберсексом становится основой новейших психических расстройств. То, что некоторые компьютерные фанаты утратили способность жить в реальном мире и налаживать отношения с людьми, уже не удивляет. Кибер-измены являются поводом для бракоразводных процессов, начавшихся некоторое время назад в Великобритании и США. Хотя в целом внебрачные интимные отношения воспринимаются гораздо спокойнее, чем в начале сексуальной революции. В США каждая 20-я замужняя женщина считается "компьютерной вдовой", муж которой все свободное время проводит у ноутбука, 3% европейцев предпочитают виртуальные браки [5], в ряде стран мира, в том числе и в Украине, одной из причин разводов все чаще называют "виртуальные измены". Обычным делом в Украине стало открытие сайтов "Happy-Women", авторских курсов "Как найти свою половинку через Интернет" и он-лайн-тренингов "10 шагов к удачному замужеству".

В современности более 5 млн. украинцев работает за границей. Как правило, отправляется на заработки один из членов семьи. В результате в стране появились семейные отношения нового типа – так называемая транснациональная семья. Это семьи трудовых мигрантов, члены которых проживают в различных странах и сохраняют семейные узы с помощью современных средств коммуникации (Scype, социальные сети). Это или супружеская пара, проживающая в дистанционном браке, или неполная семья, где ребенок остался с одним из родителей, или семья, в которой детей воспитывает кто-то из родственников. "Мировая паутина" стала во многих семьях средством массового общения людей, имеющих разные интересы. Для этого используются Интернет-форумы, блоги, живые журналы (ЖЖ) и социальные сети (Твиттер, Фейсбук, Одноклаcсники, ВКонтакте).

Выводы. В последней трети ХХ столетия в мире произошла информационная революция, развиваются глобальная экономика, сетевое общество и виртуальная культура. Украина становится составной информационной цивилизации, медленно, но уверенно, повторяя путь развитых стран мира. Информационное общество привнесло в нашу жизнь множество позитивных изменений, но в то же время создало значительное количество проблем. Главная из них – снижение уровня чувств и эмоций в определенной части населения страны. Результатом этого стало появление "family interneticus". Такие семьи сегодня на Западе с помощью Интернета осуществляют полный жизненный цикл. Молодые люди находят друг друга с помощью сети Интернет, переписываются, организовывают свидания, регистрируют браки и разводятся, порождая и воспитывая своим примером таких же "кибер-людей", как и они сами. Увеличивается количество "family interneticus" и в Украине.

 

Список использованных источников

  1. Абраменкова В. Ребенок в "заэкранье". Кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. – М. :  Лепта Книга, 2009. – 112 с.
  2. Все об Интернет-безопасности  [Электронный ресурс] // Лаборатория Касперского". – Режим доступа : https://securelist.ru/analysis/obzor/25212 /issledovanie-laboratorii-kasperskogo-deti-onlajn/
  3. Иванов С. Закон Мура больше не работает [Электронный ресурс] / C. Иванов // Hijhtech. – Режим доступа : fn/2019/08/19/moore/
  4. Интернет-доступ (мировой рынок) [Электронный ресурс] // Государство. Бизнес. ИТ. – Режим доступа : http://www.tadviser.ru/index.php/
  5. Исакова Т. А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира : сущность и проблемы / Т. А. Исакова – К. : Институт стратегических исследований, 2011. – 47 с.
  6. Как социальные сети влияют на нашу жизнь и настроение [Электронный ресурс] // Лаборатория Касперского. – Режим доступа : https://adindex.ru/news/adyummy/2017/02/2/157825.phtml.
  7. Льоса Марио Варгас. В нынешней цивилизации не остается места человеческим ценностям [Электронный ресурс] / Марио Варгас Льоса // Факты. – Режим доступа : http://fakty.ua/191067-mario-vargas-losa-v-nyneshnej-civilizacii-ne-ostaetsya-mesta-chelovecheskim-cennosty.
  8. Результаты исследования "Права детей в Украине : реалии и вызовы после 20 лет независимости" [Электронный ресурс] // Лига. Новости. – Режим доступа : http://news.liga.net/news/society/671002.
  9. Сычев И. We Are Social : интернет, мобильная связь и социальные сети в 2015 [Электронный ресурс] / И. Сычев // We Are Social. – Режим доступа : https://habrahabr.ru/post/283612/.
  10. Харченко Н. Динамика пользования Интернет в Украине : май 2017 [Электронный ресурс] / Н. Харченко // Сайт Киевского международного института социологии – Режим доступа : https://www.kiis.com.ua /?lang=rus&cat=reports&id=705&page=1.

 

Палкін Вадим. Формування "family interneticus" в Україні в умовах розвитку інформаційного суспільства

В останній третині ХХ століття в світі відбулася інформаційна революція, розвиваються глобальна економіка, мережеве суспільство та віртуальна культура, формується "homo interneticus".

Інформаційне суспільство привнесло в наше життя безліч позитивних змін, водночас спричинило значну кількість проблем. Однією з них та вагомою є проблема зниження спроможності почуттів та емоцій у певної частини населення країни. Результатом цього є поява "family interneticus".

Ключові слова: цивілізація,   інформаційна   цивілізація,   віртуальна культура, людина Інтернету, сім'я, батьки, почуття, емоції, сім'я Інтернету.

 

Palkin, Vadim. Formation of "Family Interneticus" in Ukraine in the Conditions of Development of Information Society

In the last third of the twentieth century, an information revolution took place in the world, a global economy, network society and virtual culture are developing and a "homo interneticus" is being formed. The information society has brought many positive changes into our lives, but at the same time it has created no fewer problems. The main one is decrease in the degree of feelings and emotions of a certain part of the country's population. It resulted in the emergence of the "family interneticus". In the West such families carry out a full life cycle via the Internet today. Through the World Wide Web, young people find each other, chat with each other, arrange dates, register marriages and get divorced, creating and raising by their example the same "cybermen" like themselves. The number of "family interneticus" is also increasing in Ukraine.

Key words: civilization, informational civilization, informational revolution, virtual culture, homo interneticus, family, parents, senses, emotions, family interneticus.

 

 

 

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=5897