Return to Розділ “Освіта: стратегія, політика, право”

Палкин В. А, Четвертая промышленная (информационная) революция и школа: осторожные шаги навстречу или бег на месте

Палкин В. А,
доцент кафедры педагогики, психологии и менеджмента образования Коммунального учебного заведения Киевского областного совета «Киевский областной институт последипломного образования педагогических  кадров», кандидат исторических наук, доцент

 

Четвертая промышленная (информационная) революция и школа: осторожные шаги навстречу или бег на месте

 

В конце первой четверти ХХI столетия в мире началась Четвертая промышленная (информационная) революция. В нашу жизнь быстрыми темпами входят нанотехнологии, робототехника, искусственный интеллект, создаются квантовые компьютеры, биотехнологии и др. Новые технические достижения успешно используются в процессе обучения школьников. Компьютеры, Интернет, смартфоны, мультимедиа, электронные доски и библиотеки применяются сегодня в подготовке к занятиям, проведении уроков, лекций, конференций, консультаций. Эти, а также более совершенные системы, будут употребляться в обучении учащихся и в будущем. Использование ИТ-технологий в системе образования может дать как положительный, так и отрицательный эффект.  Главное – это соблюдение чувства меры, поддержание чувств и эмоций у детей и старшеклассников, высокая методическая подготовка учителей и родителей.

Ключевые слова: цивилизация, информационная цивилизация, информационное общество, виртуальная культура, школа, образование, обучение, воспитание, человек Интернета, чувства, эмоции.

 

Постановка проблемы. О взаимодействии промышленных революций и образования всегда говорили и писали философы, классики педагогики, ученые обществоведы и журналисты. Под промышленной революцией понимают революционные изменения в орудиях и организации производства, которые привели к переходу от доиндустриальной к индустриальной (технократической) цивилизации. Это понятие сегодня настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало использоваться и в более широком плане. Так называют сегодня любые важные качественные сдвиги в промышленной сфере, которые носят быстрый, глубокий, взрывообразный характер и затрагивают многие сферы жизни общества. Одной из первых на промышленные революции всегда реагировала система образования. Так было во времена Первой промышленной революции в Англии, взявшей на вооружение кардинальные реформы в образовании великого чешского педагога Я. Коменского. Капиталистическая экономика по сравнению с феодализмом потребовала значительно большего количества грамотных людей, подготовку которых должна была обеспечить массовая государственная школа с классно-урочной системой.

Технологические сдвиги в период Второй промышленной революции были обусловлены изменением энергетической базы производства. Пар вытеснялся электричеством, развивался процесс общей электрификации производства, транспорта, быта. Потребности экономического развития и управления обществом создали необходимость в большом количестве образованных людей, которые были бы способны не просто читать и писать, но и обладали соответствующими научными и техническими знаниями, навыками вести делопроизводство, владели иностранными языками и др. Произошло  становление всеобщего образования, потребность в котором стала настоятельной необходимостью времени и условием индустриального прогресса. В это время утвердились идеи реформаторской педагогики Э. Кей, П. Наторпома, Г. Кершенштейнера, М. Монтессори, Д. Дьюи, Р. Штайнера, С. Френе, Я. Корчака, А. Макаренка, В. Сухомлинского и др.

Во второй половине ХХ столетия наметился переход к информационной цивилизации. Компьютер, Интернет, электронная книга, смартфон стали важными свидетельствами наступления Третьей промышленной (информационной) революции. В результате сегодня число пользователей Сети превысило 4,0 млрд (53% от общего количества населения), смартфонов – 5,175 млрд (68%), проникновение Интернета в странах Европы достигло почти 80% (самый высокий уровень в мире) [4].

Стремительные изменения во всех сферах жизни информационно развитых стран обозначило начало Четвертой промышленной революции. Именно этот вопрос был в центре внимания Всемирного экономического форума в Давосе в январе 2016 года. В докладе экономиста К. Шваба [15] указано на три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не простым продолжением Третьей промышленной революции, а началом Четвертой. Это скорость, с которой происходят перемены; их размах и системный характер последствий. Г. Браун обратил внимание присутствующих на то, что неизменными в условиях Четвертой промышленной революции остаются только перемены. «Люди должны научиться учиться и адаптироваться к новым условиям, – подчеркнул он, – необходимо добиться, чтобы каждый ребенок, начиная с детского сада, изучал информационные технологии, а накопленные в библиотеках знания стали доступны самым бедным слоям населения в мире» [6].

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития информационной цивилизации, промышленных революций основательно рассматриваются в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса, И. Валерстайна, С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела, Д. Салас Соммера, Д. Рафкина, В. Степина, В. Андрущенка, В. Беха, В. Кременя и др.  Анализу различных особенностей формирования, становления и развития виртуальной культуры посвящены работы Ж. Бодрийяра, М. Постера, Ж. Ланье, Н. Носова, Е. Таратуты, А. Иванова, О. Ганисаретского и других. Реформирование школы на принципах духовного гуманизма, роль учителя в этом процессе, трансформации, которые происходят в среднем образовании под воздействием информационной цивилизации, освещаются в работах Ш. Амонашвили, В. Александровой,  М. Богуславского, А. Данелюка, В. Дьяченко, В. Бак,  С. Крука и др.

Цель статьи – рассмотреть некоторые трансформации, которые происходят и будут осуществляться в развитии среднего образования в условиях поступательного движения Четвертой промышленной (информационной) революции. 

Изложение результатов исследования. Название Четвертая промышленная революция (более известное как «Индустрия 4.0») стало использоваться бизнесменами, политиками и учеными с 2011 года. Они определили его как средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Германии с помощью усиленной интеграции «киберфизических систем» в заводские процессы. США, последовав примеру Германии, в 2014 году создали некоммерческий консорциум Industrial Internet, в который входят лидеры промышленности General Electric, AT&, IBM и Intel. Среди специалистов стало утверждаться мнение, что речь идет о связи умных продуктов «Интернета вещей» с умными машинами, которые их производят. Наступление этого «промышленного Интернета» будет означать, что машины смогут производить себя самостоятельно в зависимости от нужд, определенных ими же. По мнению сторонников такого вида интегрированного производства, Индустрия 4.0 обладает потенциалом изменить само определение человеческого труда. Человек может быть выведен из производственного процесса и выполнять творческие, инновационные задачи.

А. Назаретян [9] пишет о том, что ХХI век обещает стать беспримерным по драматизму и радикальности изменений. При развитии событий по оптимальному (сохраняющему) сценарию следует полагать, что цивилизация «на выходе» будет отличаться от цивилизации «на входе» приблизительно в такой же степени, в какой общество ХХ века отличалось от общества эпохи Мустье.

Согласно прогнозам компании «Microsoft» [3], человечество в 2016 году вступило в эпоху, которую можно будет назвать золотым веком технологического прогресса. При этом ведущие инженеры Microsoft считают, что «золотой век» продлится, как минимум, в течение десятилетия. Анализ появившейся в последнее время информации показывает, что эра использования углеводородов в качестве основных источников энергии подходит к завершению. Быстрыми темпами растет мощность возобновляемых источников энергии. В 2018 году инвестиции в сектор возобновляемой энергетики достигли показателя 288,9 млрд долл. Объем инвестиций в новые мощности возобновляемых источников энергии значительно превысил инвестиции в новые мощности по производству энергии из ископаемых видов топлива.

Важнейшим компонентом Четвертой промышленной революции является дальнейшее совершенствование компьютерных технологий, связи, нанотехнологий, биотехнологий, 3D-технологий [12]. Действительно, ученые существенно приблизились к созданию компьютера на квантовых принципах, который станет прорывом в развитии ИТ-технологий. Это первые шаги, но они говорят об огромных возможностях новых технологий.

Большие надежды ученые, журналисты, педагогическая общественность возлагает на дальнейшее развитие Интернета. Сеть должна стать более скоростной, охватывать все население планеты, не зависеть от «настроения политиков», обеспечивать пользователей бесплатным доступом к важным ресурсам Всемирной паутины. Основатель и генеральный директор Facebook М. Цукерберг [15], открывая Всемирный мобильный конгресс Ассоциации операторов GSM-связи, заявил, что подключение населения развивающихся стран к Сети даст около 100 млн рабочих мест, позволит на глобальном уровне преодолеть бедность, увеличить мировой ВВП на 6,7 трлн. долл.

Все больше жителей ведущих стран мира становятся пользователями сети. Свыше 90% взрослого населения США, Канады, Южной Кореи, Японии, стран Северной Европы, Люксембурга, Великобритании входят сегодня в сеть ежедневно. Растут эти показатели и в Украине [7]. Количество регулярных Интернет-пользователей в нашей стране по данным Интернет-ассоциации Украины к концу 2019 года увеличилось на 7% – до 22,96 млн. Основными причинами роста здесь называют "смартфонизацию" населения и умножение пользователей сети в селах и небольших городах. Так, в городах с населением более 100 тыс. жителей к концу сентября 2019 года проникновение Интернета увеличилось с 71% до 74%, в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. жителей – с 63% до 70%, а в селах – с 53% до 58%. Наиболее активные в сети Интернет – украинцы в возрасте 15-24 года (97%), на втором месте – люди в возрасте от 25 до 34 года (96%). Количество пользователей старше 65 лет увеличилось за год на 15% (до 29%).

По признанию М. Каку [11], в период до 2050 года следует ожидать революции в производстве и массовом использовании робототехники. Этот процесс уже начался. Если в 2013 году число роботов в мире составляло около 178 тыс., то лишь в 2018 году было установлено более 420 тыс. роботов, а к 2022 году ожидается, что эта цифра вырастет до 584 тыс. По предварительным оценкам, продажа робототехники вплоть до 2022 года может расти на 14% в год; существенно увеличиваются инвестиции в производство роботов. Для их изготовления используется 3D-печать и новые материалы.

Стремительно развивается искусственный интеллект: Дж. Сун Ханг [5]  утверждает, что за последние несколько лет количество компаний, заинтересованных в глубоком изучении и обучении основам взаимодействия с ИИ, увеличился в 35 раз. Искусственный интеллект перешел от исследовательского проекта в инженерное решение.

Мир вступает в эпоху тотальной нанореволюции, способной по своим масштабам, результатам и последствиям затмить появление ИТ-технологий [10]. В ближайшие десятилетия произойдет широкомасштабное и системное вторжение наноструктурированных материалов, изделий и способов их получения буквально во все сферы жизни. В геометрической прогрессии растут современные знания; при сохранении нынешних темпов к 2060 году, по оценкам американских специалистов, их объем увеличится примерно в 20 раз.

Новые ИТ-технологии приведут к исчезновению одних профессий и появлению новых. Уже в ближайшее время уйдут с рынка привычные фирмы такси с таксопарком. Аналог такого новшества – крупнейшая такси-компания Uber, владеющая только специальной компьютерной программой. Фирма AirBnB стала самой большой гостиницей в мире, имея базу данных в КП и не обладая ни одним конкретным помещением. В США уже сейчас можно получить юридическую консультацию с помощью IBM Watson. Точность юриста-компьютера – 90%, а юриста-человека – 70%. Девайс Tricorder, совмещенный с телефоном, может отсканировать сетчатку глаз, проанализировать состав крови и воздуха на вдохе и выдохе и выдать диагноз и рецепт. После 2020 года начнут исчезать автоиндустрия, страховые кампании, сокращаться количество шахт. Вместе с тем появятся новые профессии, о которых сегодня пишут специалисты. Это проектировщики умных домов, роботов, виртуальных миров, IT-генетики, разработчики киберпротезов, киберспортсмены, летсплееры (сфера компьютерных игр), специалисты по обработке Big Data (анализ больших массивов информации с неопределенной структурой) и др. [14].

В условиях начавшейся информационной цивилизации приходит понимание важности образования. И. Валлерстайн писал, что для этого исторического периода долгое время будет характерным существование экономически развитых стран (ядра) и отсталых (периферии). Ключевым критерием разделения между этими двумя видами труда является образование, творчество, инновации. «Мы должны уйти от убеждения, – заявила А. Хоббс на круглом столе по вопросам образования в Давосе (январь 2016 года), – что образование – это передача знаний, мы должны рассматривать его как умение задавать вопросы, критическое мышление, обсуждение, дебаты, изучение других культур и сотрудничество с людьми по всему миру, как активный креативный диалог» [2].

В ходе обсуждения проблем образования на Всемирном экономическом форуме в Давосе подчеркивалось, что менее всего подвержена начавшимся изменениям школа, которая мало в чем изменилась по сравнению с ХIХ столетием. В условиях, когда научно-технический прогресс радикально обновляет предметную среду, в которой протекает непосредственная человеческая деятельность, это является недопустимой роскошью. Новые ИT- технологии позволили сделать значительные шаги по наращиванию мощности, скорости действия, уменьшению размеров компьютерной техники и средств коммуникации. Развивается виртуальная культура, которая при помощи новых технологий осваивает виртуальную реальность, позволяет все более утончить грань между виртуальной реальностью и обычной. Создается всемирная электронная библиотека, доступна любому пользователю Интернета, увеличиваются тиражи электронных книг. Формируется новое, так называемое, цифровое поколение «homo internеticus».

Эти и другие прорывы в области новых технологий могут привести к революции в области обучения детей и взрослых. «Золотой век» в области развития ИT-технологий приведет к изменению основной задачи школы: ей предстоит заложить фундамент для обучения в течение всей жизни. Модель решения проблем среднего образования на базе существующей традиционной парадигмы предложила корпорация ІВМ. Она выступила с инициативой создать в течение ближайших 5-10 лет «классные комнаты будущего». Суть идей компьютерного гиганта состоит в попытке найти принципиально иной способ обучения благодаря распространению образовательного контента в Интернете. Учитель сможет получать полную информацию о своих учениках: их достижениях и провалах, о результатах тестирования, посещении занятий, поведении на обучающих Интернет-платформах. Новые программы позволят учителю на основе этой информации искать оптимальные возможности обучения для каждого ученика, составлять индивидуальные расписания для учащихся от детского сада до университета, найти способы преодоления неизбежных при этом трудностей.

В контекст этих намерений вписываются и другие возможные технические новшества в обучении. В условиях существенного уменьшения размеров будущих технических средств, увеличения возможностей доступа к Интернету, создания всемирной электронной библиотеки человек сможет моментально получать любые необходимые знания. Поэтому учителю предстоит отказаться от запоминания учеником содержания предмета, контроля за подготовкой к очередному тестированию, попыток расширить память ребенка и научиться формировать у него инновационное, творческое мышление, мотивировать учеников, пытаться организовывать образовательную среду, в которой будет возможным творческое исследование, добиваться, чтобы креативные подходы стали нормой всей последующей жизни человека.

Одновременно с этим на основе виртуальных принципов будет происходить переход к индивидуальному обучению. Новые возможности позволят создавать индивидуальные программы для учащихся с учетом личных мотивов, способностей, темперамента, характера. Появится возможность не только выбора школы, учебника, но и учителя. Каждый хорошо методологически и методически подготовленный педагог будет стремиться создать курс дистанционного виртуального обучения своему предмету, прослушать который сможет любой заинтересованный ученик. Хороших учителей-предметников в школах района, города не так уж и много. Поэтому значительному количеству педагогов предстоит пройти переподготовку и освоить новую учительскую специальность или специализацию: учитель- учитель-координатор обучения ученика и методической помощи родителям, организатор воспитательной работы, учитель-организатор проектной работы, игровой педагог, психолог и др.

Иммерсивные технологии в образовании позволят общаться учителю с учениками и родителями в любой необходимый момент, проводить индивидуальные консультации, дополнительные занятия, совещания, отвечать на возникшие у детей и родителей вопросы. Обучающие программы предоставят возможность учащимся виртуально погружаться в материал, становиться участниками событий при изучении любых предметов с иллюзией полного набора реальных ощущений и переживаний. Это может привести к появлению совершенно новых подходов к обучению школьников.

Анализ показывает, что дальнейшее развитие информационной цивилизации таит большое количество рисков и угроз. Наиболее важной проблемой является увеличение разрыва между темпами роста НТП и уровнем развития духовно-моральной культуры общества. Этой проблеме посвящена актуальная притча. Однажды мальчик спросил своего отца: «Как Вы жили раньше? Без доступа к технологиям, без Интернета, без компьютеров, без телевизоров, без кондиционеров, без мобильных телефонов!?» Папа на это ответил: «Точно так же, как ваше поколение живет сегодня без молитв, без сострадания, без чести, без уважения, без стыда, без скромности, без чтения!»

Школа должна не только обучать. Ее сверхзадача заключается в том, чтобы "зажечь светильник" ученика [13, с. 22-23]. Сделать это можно только на основании ревизии всех существующих моделей образовательных систем по критерию гуманности. Только реформы, направленные на гуманизацию образования, могут дать ученику знания об обществе, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему совершенствованию личности, помогая раскрыть ее индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил [1].

В последние десятилетия в украинском (и не только в украинском) образовательном процессе ведущее место "занимало" обучение, которое сводилось к одному показателю – успеваемости, а работа педагога – добиться ее максимальных результатов. Школьная, студенческая жизнь вращалась только вокруг знаний. Сегодня очевидно, что отказ от целенаправленной воспитательной работы в системе общего среднего и высшего образования был ошибкой. Акцент на развитие в школах только интеллекта, уменьшение внимания к вопросам морального воспитания на фоне разъединенности в семье и отсутствия культуры в обществе привели к юношеской инфантильности и нигилизму, увеличению детской преступности, наркомании, суицидов. Вот как об этом сказал М. В. Льоса: «Нынешняя цивилизация настолько коррумпирована, настолько низко пала, что в ней не остается места законности и человеческим ценностям. Идеи ничего собой не представляют, если зиждутся на чистом прагматизме. Голый прагматизм рождает чудовищ. Человечество сейчас с легкостью отказывается от традиционной литературы, демократии, критического духа, идеи борьбы со злом» [8]. 

Реформы в обучении школьников, предлагаемые IBM, правительствами развитых стран мира на основании новых достижений в ИT-технологиях не могут быть в полной мере осуществлены в рамках действующей традиционной «знаниевой» парадигмы.  Скорость происходящих трансформаций уже столь велика, что человечество не поспевает за изменениями, а культура зачастую не способна их ассимилировать.  Поэтому школа, семья должны готовить человека к переменам, одновременно закладывая мощные основы духовно-нравственного воспитания, которое следует развивать более ускоренными темпами, чем обучение. Именно школа может стать душой, координатором воспитательной работы в каждом микрорайоне, взять на себя роль центра воспитания детей и школьников, поднять уровень дополнительного образования мальчишек и девчонок, проводить обучение основам педагогики и психологии родителей, консультировать, предоставлять методическую помощь для них, организовывать совместные экскурсии, путешествия, соревнования, где бы укреплялась духовная общность между родителями, детьми и учителями. 

Решить эту проблему можно в результате перехода от традиционной (знаниевой) образовательной парадигмы к инновационно-гуманистической. Этот переход способен обеспечить решение образовательной сверхзадачи – дать учащимся адекватные развитию информационной цивилизации знания об обществе, науке, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему развитию личности, помогая раскрыть ее индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил.

Выводы. Анализ фактов и материалов по вопросам образования за последние десятилетия показывает, что период реформ в этой области можно разбить на два основных этапа. Первый этап охватывает годы Третьей промышленной революции. За это время в развитых странах мира произошло осознание основных причин и необходимости перемен, определены важнейшие приоритеты и направления реформ, в странах Европы началось создание системы образования для взрослых. Тот факт, что знаниям и образованности граждан придается столь большое значение, свидетельствует о пересмотре традиционных представлений об обучении, трудовой деятельности и жизни в целом, выдвижении на первый план обучения в течение всей жизни как условия успешного перехода к экономике и обществу, основанных на знаниях. Этот переход предполагает смену парадигмы обучения, ставит в центр процесса обучающуюся личность, которая работает над собой в течение всей жизни. Формальное образование перестает быть процессом трансляции знаний – акцент перемещается на умение учиться всех категорий населения и на самостоятельное освоение знаний. Важность знания фактов уменьшается и уступает место необходимости доступа к информации, овладению умением ее поиска и интерпретации, превращения информации в новое знание.

Второй этап только начинается и, вероятно, охватит время Четвертой промышленной революции. На этом этапе должна завершиться реформа средней школы, которая станет школой новых технологий, творчества, инноваций, гуманного подхода к детям, сможет заложить основы для образования в течение всей жизни.  Возникнут многочисленные формы самосовершенствования, повышения квалификации учителей, будут развиваться содержание и формы духовно-нравственного воспитания в семье и школе, укрепляться их связь и сотрудничество в деле формирования духовной общности ребенка, его родителей и учителя. Только так можно добиться устойчивой связи технического прогресса и культуры, избежать «бега на месте» в организации духовно-нравственного воспитания детей и школьников.

 

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш. А. Истина школы / Ш.  Амонашвили. – Артемовск : Лаборатория гуманной педагогики, 2008. – 80 с.
  2. Будущее образования : уроки неопределенности [Электронный ресурс] // Лига. Бизнес.  – Режим доступа : http://biz.liga.net/upskill/all/stati/.
  3. В 2018 году инвестиции в сектор возобновляемой энергетики значительно превысили инвестиции в отрасль возобновляемых видов топлива [Электронный ресурс] // Unenvironment. – Режим доступа : https://www.unenvironment.org/ru/novosti-i-istorii/press-release/v-2018-godu-investicii-v-sektor-vozobnovlyaemoy-energetiki/.
  4. Интернет-доступ (мировой рынок) [Электронный ресурс] // Государство. Бизнес. ИТ. – Режим доступа : http:www.tadviser.ru/index.php/.
  5. Искусственный интеллект проникает в нашу жизнь. [Электронный ресурс] // Lenta.com. – Режим доступа : http:ilenta.com/news/misc /misc_11105.html.
  6. Какую роль сыграет образование в Четвертой промышленной революции [Электронный ресурс] // Weforum.org. – Режим доступа : https:www.weforum.org/agenda/2016/01.
  7. Количество регулярных Интернет-пользователей в Украине увеличилось на 7% [Электронный ресурс] // Ffixygen.ua. – Режим доступа : http:www.fixygen.ua/ news/20191013/kolichestvo-regulyarnyh.html.
  8. Льоса Марио Варгас. В нынешней цивилизации не остается места человеческим ценностям / Марио Варгас Льоса [Электронный ресурс] // Fakty.ua. – Режим доступа : http:fakty.ua/191067-mario-vargas-losa-v-nyneshnej-civilizacii-ne-ostaetsya-mesta-chelovecheskim-cennosty/.
  9. Назаретян Акоп. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории / А. Назаретян // ЛитРес. – https://books.google.com.ua/
  10. Палкин В. Цивилизация без культуры – путь в никуда / В. А. Палкин. – Саарбрюккен : LAMBERT Academic Pablishing, 2015. – 119 с.
  11. Роботы вытесняют людей и "захватывают" мир – исследование. [Электронный ресурс] // Delo.ua. – Режим доступа : https://delo.ua/lifestyle/roboty-vytesnjajut-ljudej-i-zahvatyvajut-mir-iss-358235/.
  12. СМИ : GOGLE удалось создать квантовый компьютер, которому в мире нет равных [Электронный ресурс] // Newsone.ua. – Режим доступа : https://newsone.ua/news/tech/smi-google-udalos-sozdat-kvantovyj-kompjuter-kotoromu-v-mire-net-ravnykh.html.
  13. Сухомлинский В. А.  Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский ; cост. А. И. Сухомлинская. – М. : Молодая гвардия,1988. –304 с.
  14. Четвертая революция : какие профессии исчезнут уже через 10 лет. [Электронный ресурс] // Kolobok.ua. – Режим доступа : https://kolobok.ua/. semya/809783-chetvertaya-revolyuciya-kakie-professii-ischeznut-cherez-10-let/.
  15. 4-я промышленная революция в Давосе [Электронный ресурс] // Expert.ru. – Режим доступа : http://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-romyishlennaya.

 

Палкін В.А. Четверта промислова (інформаційна) революція і школа: обережні кроки назустріч або біг на місці 

В кінці першої чверті ХХI століття в світі почалася Четверта промислова (інформаційна) революція. В наше життя швидкими темпами входять нанотехнології, робототехніка, штучний інтелект, створюються квантові комп'ютери, біотехнології та ін. Нові технічні досягнення успішно використовуються у процесі навчання школярів. Комп'ютери, Інтернет, смартфони, мультимедіа, електронні дошки й бібліотеки застосовуються сьогодні в підготовці до занять, проведенні уроків, лекцій, конференцій, консультацій. Ці, а також більш досконалі системи будуть вживатися в навчанні учнів і в майбутньому. Використання ІТ-технологій в системі освіти може дати як позитивний, так і негативний ефект. Головне – це дотримання почуття міри, підтримання почуттів і емоцій у дітей і старшокласників, висока методична підготовка вчителів і батьків.

Ключові слова: цивілізація, інформаційна цивілізація, інформаційне суспільство, віртуальна культура, школа, освіта, навчання, виховання, людина Інтернету, почуття, емоції.

 


Palkin, Vadim. Fourth Industrial (Information) Revolution and School: Careful Steps Towards or Running on the Spot   

At the end of the first quarter of the 21st century, the Fourth industrial (information) revolution began in the world. Nanotechnology, robotics, artificial intelligence, quantum computers, biotechnology, etc. are rapidly entering our lives. New technical achievements are used in the process of teaching schoolchildren. Computers, the Internet, smartphones, multimedia, electronic whiteboards and libraries are adapt today in preparation for classes, conducting lessons, lectures, conferences, and consultations. These, as well as more advanced systems will be used in schoolchildren learning in the future. The use of IT technologies in the upbringing can give both positive and negative effects. The main thing is to observe a sense of proportion, maintain a high degree of feelings and emotions in children, and provide high methodological training for teachers and parents.

Keywords: civilization, information civilization, information society, virtual culture, school, education, training, education, Internet person, feelings, emotions.

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=6019