Print this Сторінка

Палкин В.А. К вопросу о реформе среднего образования в Украине

УДК 371.486(487) 37.08  

Палкин В.А.,   
доцент  кафедры социально-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания  Донецкого областного института последипломного педагогического образования, кандидат исторических наук, доцент

 

К вопросу о реформе среднего образования в Украине

 

В статье рассмотрены причины, проблемы и способы реформирования среднего образования в Украине. Показано, что главной задачей на современном этапе является замена традиционной образовательной парадигмы на гуманистическую.

Ключевые слова: классическая педагогика, школа,  учитель, ученик, парадигма, реформа, гуманизм.

    

Постановка проблемы. В 2013 году в газете "Зеркало недели" президент АПН Украины В. Кремень опубликовал статью "Образование: ценностные ориентиры сетевого общества". Опираясь на труды известных американских ученых, автор   высказал мысль о том, что во второй половине прошлого века начался процесс реконструкции общественных отношений на пути к созданию сетевого общества. Произошла информационная революция. Возникли новая экономика информационная/глобальная,  культура  реальной  виртуальности  и   "Хомо интернетикус". По мере развития сетевого общества происходит    усиление противоречий между развитыми странами и отсталыми. Водораздел между ними проходит по линии качества получаемого образования [6; 7]. Для того, чтобы определить, по какую сторону  от этого водораздела будет находиться Украина, необходимо выяснить  уровень развития образования сегодня. Организация по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР) опубликовала доклад “Обзор образования за 2012”. Первая десятка  в этом рейтинге выглядит так: Канада, Израиль, Япония, США,  Ю. Корея, Великобритания, Финляндия, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия [17].  Уровень развития  среднего образования в странах мира приведен в газете “The Times” в конце 2012 года на основании использования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) [16].  Первое место заняла Финляндия, в  образовательной системе которой активно используются идеи гуманно-личностного подхода к ребенку. Далее – Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания, Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Самыми успешными оказались те страны, где  наиболее  высок статус учителя и существует развитая образовательная культура. Может ли Украина претендовать на место среди когорты передовых государств? В 2014 году британским аналитическим центром The Legatum Institute был изучен индекс общественного благополучия и его развитие в глобальном масштабе. Из 142 стран, участвовавших в исследовании, по уровню развития образования Украина заняла  31 место [15]. Но при этом 72 место по уровню развития экономики, 61 – предпринимательства, 121 – управления, 86 – здравоохранения, 55 – безопасности (рейтинг проводился до начала военных действий в Украине), 107 – личных свобод, 36 – социального капитала. Если  вспомнить, что по оценкам ВОЗ Украина находится в первой десятке стран по детскому алкоголизму, количеству самоубийств, развитию наркомании, то можно сделать вывод о том, что рост знаний в нашей стране существенно опережает развитие духовности и нравственности. Будущее нашей страны сегодня во многом зависит от реформирования среднего и высшего образования. Если новый революционный Закон о развитии высшего образования в 2014 году наконец был принят, то подходы к реформированию  школы находятся в процессе обсуждения.

Анализ последних  исследований и публикаций.  Изучение анализируемой проблемы представлено в значительном количестве литературы.  Существует немало публикаций,  сущность которых кратко сводится к следующему: в нашей стране со средним образованием все более или менее в порядке. Дети учатся, учителя учат, чиновники управляют, одаренные дети привозят медали с олимпиад, ремонты делаются, пластиковые окна вставляются, "школы будущего" создаются …

 В то же время многие исследователи пишут о необходимости тактических  улучшений   в   школе.  В статьях  В. Александровой, Н. Алиевой,   А.Данелюка, Е. Ивушкиной,  В. Бибинского, Л. Загрековой  и других, в выступлениях чиновников образования анализируются философские проблемы среднего образования,  обсуждаются вопросы изменения сроков обучения, структуры, содержания среднего образования, улучшения его финансирования.

В последнее время появились публикации, в которых на   основании анализа новых явлений в экономике, политике, общественном сознании  предлагается сделать решительные шаги по замене существующей традиционной  "ЗУНовской" образовательной парадигмы и качественно улучшить ситуацию. Блестящие работы по этим проблемам написаны  академиками  Ш. Амонашвили, П. Щедровицким, В. Шадриковым, Б. Гершунским, М.Богуславским, В. Кременем и другими.

Цель работы – анализ основных проблем на пути развития средней школы и возможности их решения.

Изложение основного материала. Каждая система образования имеет ценность лишь тогда, когда правильно отражает объективные потребности общества.  Вот уже четыреста лет действует педагогическая система великого чешского педагога Я. Коменского, которая передает накопленный опыт и знания от поколения поколению [10]. Но окружающий мир эволюционирует, а вместе с ним развивается  человек, общество, культура. В 60-е годы прошлого столетия в странах мира наступила так называемая технократическая эпоха. Она характеризуется  высокими темпам роста НТП, возникновением неуемного вируса потребления, распространяемого капиталистической социально-экономической формацией, появлением "кибернетического человека", интеллектуально развитого, технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и чувствам, духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. В результате обострились глобальные проблемы современности, которые поставили мир на грань выживания. Но  "кибернетическое" человечество на этом не успокоилось: возникли компьютеры, Интернет, смартфоны, социальные сети. В настоящий момент все чаще задается вопрос: "Отвечает ли существующая парадигма образования актуальным потребностям, обеспечивает ли преемственность  поколений и  их дальнейшее качественное развитие?". 

Во-первых, традиционная парадигма, упор на развитие знаний, техники приводят к появлению  все большего количества  "кибернетических людей", которых, кроме компьютеров, нового программного обеспечения, компьютерных игр  ничего не интересует. В процессе погружения в иллюзорный мир  школьники постепенно утрачивает способность изменять действительность волевыми усилиями. Возникает естественные вопросы: "Сможет ли такая личность, сформированная современной семьей и школой, противостоять вызовам современной цивилизации? Насколько у нее хватит воли, сил, ответственности, решимости противодействовать из года в год осложняющимся глобальным проблемам современности?".

Во-вторых, традиционная образовательная парадигма ориентирована прежде всего на приобретение знаний. Компания Google подсчитала, что за всю историю человечества было написано порядка 130 млн. книг, которые составляют обобщенное знание человечества. По оценкам американских специалистов, если тенденции сохранятся, то к 2060 году объем знаний по сравнению с сегодняшним днем увеличится в 20 раз. Эти знания используются  для  развития промышленности, и, в первую очередь, ВПК. Как результат, две Мировые и сотни локальных войн, развязанных в прошлом столетии. Ничего не меняется и в ХХI веке.

Увеличивающийся в геометрической прогрессии объем знаний осваивать становится все труднее. По оценкам российских ученых, для того, чтобы усвоить существующие программы, школьнику нужно учиться 28 часов в сутки. Это приводит к гиподинамии, перегрузкам, болезням. Вследствие нарушения допустимой для человека информационной нагрузки нарастают процессы его отчуждения от знаний. Включаются защитные механизмы, ограждающие от избыточности предлагаемого содержания образования. Это  своеобразная плата человеческого сознания за пренебрежение природой. Поэтому системе образования предстоит взять курс от многознания, расширения объема изучаемой информации к качественному, творческому, инновационному его осмыслению и усвоению.

В-третьих, существенно уменьшилось внимание к воспитанию детей. Непреложная формула классической педагогики заключается в том, что  воспитание должно опережать обучение.  "Педагогический процесс только тогда хорош, –  пишет Ш. Амоношвили,  – когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника" [2, с. 27].

Ситуация, которая сложилась сегодня в школе, далека от идеала. Если  обучением детей украинская школа как-то занимается, то воспитание в большинстве случаев происходит  формально. Идут негласные споры между родителями и учителями школьников на тему, кто должен заниматься воспитанием. В результате столь важное направление образования, которым должны заниматься и семья, и школа, остается "на обочине". В образовательный мир ворвалась рыночная идеология: иметь, богатеть,  брать от жизни все, заботиться о своих личных интересах. Школа сегодня нередко превращается в  рынок образовательных услуг, собирателя необъявленных налогов с родителей,  продавца знаний, а иногда – просто оценок. Акцент на знание, уменьшение внимания к вопросам нравственного воспитания  на фоне разобщенности в семье и отсутствия культуры в обществе приводят к юношеской инфантильности и нигилизму, увеличению детской преступности, наркомании, суицидам. Всемирная организация здравоохранения обнародовала статистические данные о росте этих недугов. По большинству из них  Украина занимает место в первой десятке.

К сожалению, что наша школа слабо использует идеи великого украинского педагога В. Сухомлинского, в основе которых лежит воспитание Красотой. Его мысль о том, что ребенок, вырастивший розу для других людей, если единственным его вознаграждением стало наслаждение Красотой, не способен на подлость, зло, цинизм и бессердечность, является для многих классической. Педагогические идеи Василия Александровича  широко востребованы  в учебных заведениях Китая, где несколько сотен школ трепетно относятся к его творческому наследию. Он не просто агитировал за эстетическое воспитание – во многих своих трудах он показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания не существует. В. Сухомлинский  учил, что ребенка нужно научить чувствовать красоту природы,  слова, музыки,  живописи, и, наконец,  понимать высшую красоту – красоту человека, его труда, его поступков, его жизни. Это очень трудная задача, требующая от школы и семьи  огромного терпения. По мнению великого педагога,  Красота  нужна не только для того, чтобы восхищаться ею, а чтобы в результате восприятия Красоты утончалась душа ребенка. В процессе воздействия должна возникать та самая духовная общность между учителем и учеником, родителями и детьми, без которой воспитание не может состояться. На основании утончения, воспитания чувств, способности восхищаться Красотой в широком понимании этого слова, возникает состояние "воспитываемости" у детей.   Воспитание Красотой помогает  обратиться к сознанию,  совести,  душе  ребенка, воздействовать на него словом, личным примером, влиять семье  и школьному коллективу. Воспитание усложняется в огромной степени, но результаты становятся гораздо более весомыми.

Как же воспитывать ребенка? Рекомендации по этому вопросу тоже дали классики педагогики: через создание духовной общности между взрослым и ребенком. Об этом они писали во многих своих книгах и статьях. А общность рождается только при наличии любви, любви чуткой, понимающей, жертвенной, родственной. Всегда должен быть результат совместного времяпровождения: мудрые советы, умные разговоры, увлекательные походы, хорошее чтение. В этом времени должно что-то быть, чтобы ребенок ждал его с нетерпением. В ходе этого общения очень важен личный пример учителя, отца и матери.

Одно из важнейших условий развития духовной жизни связано с качеством и количеством образов. "Качество образов, – пишет академик Ш. Амонашвили, – определяется такими критериями, как красота и изящество, возвышенность, открытость. Качественными могут быть образы любви, доброты, радости, сорадости, сострадания, великодушия; образы науки (законы природы, строение веществ, целостная картина мира); образы героизма, преданности, служения, самопожертвования; образы труда и творчества и т.д. Чем больше будет таких светлых образов в духовном мире, тем многограннее и богаче станет там жизнь. Духовный мир не может быть перенаселен" [1, с. 48]. Давайте задумаемся, насколько качественны образы для воспитания духовности в нашей современной жизни?

В-четвертых, одной из серьезных проблем среднего образования в Украине является состоянии современной педагогической науки. Классики педагогики К. Ушинский, В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили  всегда рассматривали педагогику прежде всего не как  науку, а как  искусство. Вот как об этом писал в своем произведении "Сто советов учителю" В. Сухомлинский: "Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства. Но и поднятые до уровня искусства" [19].

К сожалению, современная педагогика  отходит от этих идеалов. Результаты научных работ или "вытягиваются" до стандарта, обильно снабжаясь наукообразными моделями, или признаются несущественными в том случае, если официальная наука их отвергает. Появилось огромное количество "научных" терминов, которые не облегчают, а затрудняют понимание педагогических истин простыми учителями, делаются попытки технологизировать педагогику.

В-пятых, серьезной преградой на пути развития среднего образования остается авторитаризм. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики: учитель, родитель – субъект, а ребенок – объект воспитания и обучения. В результате так называемое обучение перерастает в насилие над личностью маленького человека. Он выполняет требования школы и родителей, но только лишь потому, что боится. Однако чем старше становится ребенок, тем труднее его контролировать таким способом. Ребенка считают  маленьким, безответственным, не способным самостоятельно мыслить человеком. Не давая ему решать посильные задачи, не прислушиваясь к его мнению, учитель и родители делают главную ошибку: убивают инициативу, не дают возможности пройти ему свой путь. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, уходит от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти, которая в зрелом возрасте нередко приводит к жестким методам руководства подчиненными  и  воспитания своих собственных детей. По статистике более 50% населения Украины в течение своей жизни страдали от домашней тирании, причем 30% испытывали ее в детском возрасте.

В-шестых, в основе преодоления проблем украинской  школы, развития новой личности, духовности и нравственности детей, в первую очередь, лежит изменение педагогического сознания учителя. Существует философский принцип: подобное воспитывается подобным: нравственность воспитанника – нравственностью учителя, духовность – духовностью. Именно об этом писал В. Сухомлинский: "…необходимо, чтобы личность учителя предоставляла наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика" [9].

Сегодня ясно, что без коренного улучшения положения и качества работы учителя преодолеть проблемы современной школы в Украине невозможно. Социологические опросы показывают,  что профессия учителя не является престижной. По данным Государственной службы статистики сфера образования находится в пятерке наиболее низкооплачиваемых отраслей в Украине. Средняя зарплата в отрасли в августе 2013 года составляла 2542 грн. Сравнительный анализ зарплат учителей Украины и других стран в 2013 году показывает, что по этому показателю педагоги нашей страны обогнали лишь коллег из Белоруссии. 80% учителей Украины не удовлетворены своим материальным положением, испытывают психологический дискомфорт. Отсутствует система подготовки и поддержки талантливых педагогов. Учиться на учителя идут, как правило, или энтузиасты, которых меньшинство, или неудачники, не поступившие на более престижные факультеты. Практика показывает, что сегодня педагогические ВУЗ часто ограничиваются тем, что дают будущим педагогам профессиональные знания, умения и навыки, но мало внимания уделяют становлению личностных, профессионально значимых качеств учителя. 

Во многих изданиях авторы рассуждают о важности осознания учителем своей миссии. Только осознав свою профессию как миссию, учитель сможет найти в себе силы и способности постоянно стремиться к собственному духовному росту, самообразованию, оказывая в этом помощь своим воспитанникам. Остаются ли на это силы, возможности, желание у современного учителя?  Вот как об этом пишет  педагог из г. Артемовска В. Бак: "Учитель стал значительно меньше задумываться о смысле жизни, редко читает педагогическую классику, за повседневными заботами, отчетами и бумагами не всегда успевает заглянуть в глаза учеников. На его лице постоянное выражение усталости и безысходности, потому что учитель обречён быть в вечной гонке за мониторингом и соответствием современным требованиям, которые всё больше и больше удаляются от настоящего мира Ребёнка и самого Учителя" [5, с. 17].

Важнейшей формой, в которой аккумулируется жизнь детей в школе, является урок.  Известно, что успех урока зависит от многих причин, большая часть которых находится в плоскости межличностных отношений. Именно там проявляются духовные законы, которые лишь частично изучены психологической наукой.  В духовном пространстве учителя облагораживаются дети, взрослеют, учатся и воспитываются, но только в том случае, если появляется духовная общность. Учитель энергией своей личности питает энергию  мысли ученика. Если же он в процессе преподавания материала чувствует скуку, то дети ее испытывают в три раза больше, защищаясь нежеланием учиться и плохим поведением. Важно,  чтобы на  высоком уровне проходило общение учителя с учениками во внеурочное время, чтобы в таком взаимодействии участвовали родители, чтобы светом, интересными развивающими детскими передачами наполнились программы телевидения, чтобы в издательствах выходило больше интересных, увлекательных детских книг. Только так можно достичь цели  –  воспитать благородного человека.

Следующее: одной из основных проблем украинской школы является то, что из нее  исчезает такое великое начало, как любовь к ребенку, без которого немыслимо качественное воспитание и обучение. "Кибернетический человек" все чаще ищет для своего ребенка "кибернетического учителя", которому не ведомо чувство любви к детям. Методика, техника, компьютер, Интернет, методика, методика… – вот постулаты такого учителя. Он мечтает работать в "кибернетической школе", где все предусмотрено, кроме самого главного: как воспитывать и учить детей в любви. Нельзя познать ребенка, не любя его. Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности прежде всего потому, что любили детей. Подлинный учитель понимает, что лишь в любви Ребенок находит источник роста вдвое больше.  О том, как любить ребенка, попытался разобраться, находясь в окопах Первой мировой войны, Я. Корчак в произведении, получившем мировое признание. "Я не знаю, как любить детей, но я знаю, что только в любви к детям мы можем воплотить нашу Веру и Надежду в их счастливую жизнь!" –  вот подтекст его мудрых размышлений [8]. Это положение великого учителя расшифровал В. Сухомлинский: “Человеческая любовь – могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, – тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей. Ибо, как писал Л. Толстой, суть воспитания детей заключается в воспитании самого себя. Воспитание самого себя есть могущественный способ влияния родителей на детей” [18, с. 22-23].

Далее указываем, что невозможно преодолеть проблемы современной школы, не возродив интерес учителя к классической педагогике. К сожалению, в информационном пространстве современности учителя практически отсутствует классическое педагогическое наследие. Оно вытеснено изучением и внедрением "более современных"  педагогических инноваций. В университетах изучение педагогики часто сводится  к заучиванию дефиниций, от которых у студентов после сдачи экзамена в  голове ничего не остается. В ходе общения с учителями в процессе курсовой переподготовки замечено, что очень немногие из них могут вспомнить наиболее значимые произведения  классиков педагогики. "Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Корчака, Сухомлинского, – пишет Ш. Амонашвили. – Почему слабеют наш образовательный мир и наше педагогическое сознание?  Потому что мы ухитряемся жить без них, без держателей Истин педагогического искусства. В наших мытарствах в лабиринтах образования происходит великое топтание у подножья гор, вместо того, чтобы поднять голову, восхититься вершинами и рискнуть забраться на них" [2, с. 77].

Анализ показывает, что дальнейшее использование традиционной парадигмы в условиях развития информационной цивилизации таит в себе множество рисков. Выделим несколько наиболее важных:

  • угрожающе увеличивающийся разрыв между обостряющимися глобальными проблемами и снижением уровня духовно-нравственной культуры населения. Достижения науки должны использоваться во благо. Вспомним слова великого Д. Менделеева о том, что знания в руках необлагороженного человека подобны сабле в руках сумасшедшего;
  • увеличение опасности в условиях роста  объема знаний, развития НТП, человеческой ошибки;
  • неумение человечества прогнозировать опасности последствий тех или иных научных открытий.

Дальнейшая реализация традиционной образовательной парадигмы приведет к усилению технологизации и информатизации школы. Известно, что компания  IBM поставила цель: в течение ближайших 5-10 лет  создать принципиально иной способ обучения на основе  распространения образовательного контента в Интернете. Как позитив  отмечается, что учителя смогут получать полную информацию о своих учениках: их достижениях и неудачах, результатах тестирования,  посещении занятий, поведении на обучающих Интернет-платформах. Новые программы позволят учителю  искать более оптимальные возможности обучения для каждого ученика, составить индивидуальное расписание для учащихся – от детского сада до университета, – находить способы преодоления неизбежных при этом трудностей [13]. Однако какими путями при этом будет развиваться духовность и нравственность ребенка, ничего не говорится.

 Акцент прежде всего на технологизацию и информатизацию обучения,  на развитие только лишь знаний может привести к обострению угроз для земной цивилизации. Об этом говорят многочисленные публикации  ученых-футурологов.  В условиях информационного общества человек должен мыслить нестандартно, творчески, принимать решения в более короткие промежутки времени. Однако система образования  не учит его сегодня этому, не готовит  решать нестандартные задачи, количество которых в третьем тысячелетии существенно увеличивается. Внутренние ресурсы репродуктивно-педагогической цивилизации оказались исчерпаны [9]. Альтернативой этому курсу может быть только переход к креативно-педагогической цивилизации и гуманистической образовательной парадигме. Предстоит ревизия всех ныне существующих моделей образовательных систем по критерию гуманности. Гуманистическая направленность личности определяется не многознанием, расширением объема информации, а степенью развития чувственно-эмоциональной сферы, способностью отзываться на оттенки добра и зла, уродливого и прекрасного.

Педагоги многих стран задаются вопросом: "Как, на каких концептуальных основах можно создать школу в рамках гуманистической образовательной парадигмы?".  По нашему мнению, сегодня уже заложен теоретический фундамент для строительства такой школы. Он изложен в концептуальных документах, разработанных академиком Ш. Амонашвили  "Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики" [5],  а также в “Авторской программе  для средней общеобразовательной школы, построенной на принципах гуманной педагогики “Школа жизни”, подготовленной  Ш. Амонашвили и П. Амонашвили [4].   

 Выводы. Таким образом, появление и развитие "кибернетического" человека, снижение уровня человечности как результат использования традиционной образовательной парадигмы, взявшей за основу приоритет знаний над воспитанием, игнорирование роли учителя в образовательном пространстве, опыта классической педагогики, нерешенность организационных, управленческих и финансовых вопросов привели к многочисленным проблемам современной школы. Выросло поколение "кибернетических" людей, для которых их личные желания – превыше всего. Они не смогли усвоить, что в мире, который, по утверждению В. Сухомлинского, "дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний…" [18, с. 10].      

Выйти из этого кризиса  возможно только в том случае, если мы поймем, что живем "в век человека", а не информационных, нано- или  каких-то других технологий. Осуществить это будет нелегко – "болезнь" запущена. Выздоровление возможно либо эволюционным путем – при наличии хороших докторов и правильно подобранного лечения… Ясно одно: безболезненно перейти от общества потребления, все увеличивающейся колонии "кибернетических" людей к обществу  гуманистических идеалов классической педагогики будет непросто.

 

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе /  Ш. Амонашвили. – М. : Амрита, 2011. – 336 с. 
  2. Амонашвили Ш.А. Истина школы  /  Ш. Амонашвили. –  Артемовск : ЛГП, 2008. – 80с.
  3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни  : авторская программа  для средней общеобразовательной школы, построенной на принципах гуманной педагогики [Электронный ресурс] / Ш. А. Амонашвили, П. Ш. Амонашвили. – Режим доступа :    http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/concepcii
  4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. Амонашвили. – Донецк : Ноулидж, 2013. – 98 с.
  5. Бак В.Ф. Солнечный ветер педагогической любви / В.Ф. Бак. – Днепропетровск : ДОЦГП  им.  Ш.А. Амонашвили, 2011. – 134 с.
  6. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн / пер. с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева. – М. : Логос, 2003. – 368 с.
  7. Кастельс М. Галактика Интернет : Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс / пер. с англ. А. Матвеева.  – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 328 с.
  8. Корчак Я. Как любить ребенка  [Электронный ресурс] / Я. Корчак. – Режим доступа :  http://lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt_with-big-pictures.html.
  9. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И. А. Колесникова // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 84–89.
  10. Коменский Я. А. Переиздание. (Антология гуманной педагогики) / Я. А. Коменский. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с.
  11. Данные Всеукраинского опроса на тему "День учителя в Украине"  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://newsland.com/news /detail /id/ 792908/.
  12. Результаты социологического исследования на тему "Современная молодежь Украины" (1-20 марта 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://institute.gorshenin.ua/researches/108_molodezh_ukraini.html.
  13. МК. ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mk.ru /science/technology/article/2013/12/23/963597-5-innovatsiy-kotoryie-izmenyat-zhizn -v-blizhayshie-5-let.html.
  14. Комментарии : общественно-политический и деловой еженедельник [Электронный ресурс]. – Режим доступа :   http://gazeta.comments.ua /?spec= 1320998830.
  15. Рейтинг стран мира по уровню процветания – информация об исследовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://gtmarket.ru/ratings /legatum-prosperity-index/info.
  16. В   рейтинге   лучших    систем    образования  –  Россия       последняя [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.bbc.co.uk/russian/society /2012/11/121127_best_edication_rating_pearson.shtml.
  17. Самые образованные страны мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа :   http://www.rate1.com.ua/obshchestvo/obrazovanie/2342/.
  18. Сухомлинский В. А.  Мудрость родительской любви / сост. А. И. Сухомлинская. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 304 с. 
  19. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю  [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский. – Режим доступа : http://gumannaja-pedagogika.ru/offers.
  20. Ушинский  К.Д.   Антология гуманной педагогики / К. Д. Ушинский. –  М. : Издательский дом Шалвы  Амонашвили, 2002. – 224 с.

 

Палкін В.А. До питання про реформу середньої освіти в Україні

У статті розглянуто проблеми реформування середньої освіти в Україні. Автором визначено низку питань, які знижують якість середньої загальної освіти, причини, що їх  зумовлюють, та вказано можливі оптимальні способи їх вирішення. Автором зроблено висновок, що подальше застосування традиційної парадигми навчання в умовах інформаційної цивілізації створює численні ризики, а отже, головним завданням на сучасному етапі є заміна традиційної освітньої парадигми гуманістичною.

Ключові слова: класична педагогіка, школа,  учитель, учень, парадигма, реформа, гуманізм.         

 

Palkin, V.A. About the Question of Secondary School Reform in Ukraine

In the article reasons, problems and ways of reformation of secondary education, are considered in Ukraine. It is retuned that a main task on the modern stage is substituting of traditional educational paradigm by humanism.

Key words: classic pedagogies, school, teacher, student, paradigm, reform,   humanism.

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=2554