Print this Сторінка

Палкін В.А., Дмитриева И.В. К вопросу об углублении противоречий между информационной цивилизацией и культурой

УДК 37. 017. 924.(013.78)                                                                                   

Палкин В.А.
профессор кафедры педагогика и психология КУЗ КОР "Киевский областной институт последипломного образования педагогических кадров", кандидат педагогических наук, доцент;

Дмитриева И.В.,
руководитель Донецкой областной лаборатории гуманной педагогики

     

 

К вопросу об углублении противоречий между информационной цивилизацией  и культурой

 

В статье показано, что развитие информационной цивилизации должно сопровождаться ростом культуры в обществе. Рассмотрен вклад, который могут внести семья и школа Украины в повышение уровня культуры, распространение ее достижений.

Ключевые слова: культура, цивилизация, информационная цивилизация, классическая.          

 

Постановка проблемы. В условиях перехода к информационной цивилизации в жизни   общества опережающими темпами должна развиваться культура. Все большее количество людей в мире  понимают, что без этого  человечество превратится в цивилизованных дикарей, в руки которых попало самое современное оружие – знания. Неосторожное обращение с созданными на его основе достижениями НТП, оружием может привести цивилизацию к гибели. Выдающийся педагог, академик РАО, иностранный член АПН Украины Ш. Амонашвили об этом написал так: "Цивилизация должна входить в мир не сама по себе, а через Культуру. Не цивилизация, а Культура должна властвовать в нашей жизни" [1, с. 21].

О важности развития культурной среды стали задумываться представители разных сфер и отраслей. Так, в начале  2015 года основатель корпорации "Майкрософт" Б. Гейтс [24] в ежегодном послании своего  благотворительного фонда рассказал международному сообществу об амбициозных планах, направленных на борьбу с отсталостью.  Б. Гейтс обещает в течение  ближайших 15 лет кардинально изменить жизнь людей в развивающихся странах. Понимая тенденции поступательного движения информационной цивилизации, Б. Гейтс пытается  привлечь  людей  к ее достижениям  через развитие культуры.           

Цель статьи –  сопоставить темпы развития информационной цивилизации и культуры в обществе, показать, что могут сделать семья и школа для подъема украинской культуры.

 Анализ исследований. Для лучшего понимания процессов, которые сегодня происходят в обществе, необходимо более полно охарактеризовать историю  работ по анализированной проблеме. На сегодняшний день существует огромное количество попыток дать определения понятий "культура" и "цивилизация". По подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона  [21] с 1871 по 1919 годы было дано семь определений термина "культура",  с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150, а к 1968 году – до 250.  Современные исследователи говорят  о существовании примерно пятисот определений содержания этого понятия.

В чем же причина такого многообразия трактовок? Видимо, в том, что понятие "культура" выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и культура. Эту проблему изучают представители многих гуманитарных наук. Это также  накладывает отпечаток на характер и количество дефиниций.

Многие исследователи сегодня, задумываясь об определении понятия "культура", обращаются к творчеству великого художника и ученого Н. Рериха. "Культура, – пишет он в одном из очерков, – есть почитание Света. Культура есть любовь к чело­веку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель.  Культура есть сердце.  Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвеще­ния и созидательной Красоты" [16, с. 42].

Одна из проблем, которая серьезно изучается представителями гуманитарных наук, активно обсуждается на страницах научных журналов – это соотношение понятий "культура" и "цивилизация". Одним из первых в 1750 году на негативное воздействие цивилизации на культуру указал великий просветитель, классик педагогики Ж.-Ж. Руссо. Последующие 250 лет шли постоянные дискуссии между учеными, которые  отождествляли культуру и цивилизацию, и теми, у кого была другая точка зрения. Л. Харрисон, А. Тойнби [36; 30], по сути, ставили знак равенства между цивилизацией и культурой. В то же время в конце Х1Х столетия появляется тенденция противопоставлять культуру  цивилизации. Среди ученых, представляющих это направление, были О. Шпенглер, Г. Маркузе, Г. Зиммель, Н. Бердяев, Н. Рерих [5; 12; 16; 27; 35]. Они рассматривали культуру как совокупность духовных ценностей и норм, а цивилизацию – как ее оболочку, ступень технологического развития. Н. Рерих подчеркивал, что нельзя смешивать эти два понятия. К области культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые как бы сами собой изливались из таинственных глубин самого человека и были естественны для него. Они носили природный характер, без них человек не мог бы оставаться человеком. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культуры, этические моменты, поэзия и многое другое появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. В отличие от цивилизации, творимой человеческими руками и рассудком, дух культуры складывается как бы сам собой, создавая удивительные и прекрасные узоры великого творчества. "Осознание Красоты спасет мир", – повторял Н. Рерих с небольшой по­правкой слов Ф. Достоевского. В этой формуле заключен практичес­ки весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к красоте. Красота познается человеком лишь через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты.

На начальных этапах истории понятия "цивилизация" и "культура" совпадали. Но по мере развития потребительской идеологии, которая стала основой технократической, а затем и информационной цивилизаций, все чаще стали говорить об упадке культуры, который был предопределен бездуховным мировоззрением. Не случайно известный американский социопсихолог Э. Фромм [34] одним из первых заговорил о появлении в условиях технократической цивилизации “кибернетического” человека, развитого интеллектуально, но не способного на глубокие чувства и эмоции. В книге   “Иметь или быть?” он написал об этом так: “Человек создал мир рукотворных вещей, которого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой Голема, сделанного его руками. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо” [34].

Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ [6; 7; 9; 10]. Все авторы едины в том, что приход новой цивилизации радикально изменит экономические и социальные аспекты жизни общества. Впервые в достаточно четком виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого века. В 70-е годы началась конвергенция двух идеологий, появившихся почти одновременно, – информационного общества и постиндустриализма. Сегодня многие ученые [4; 31] вслед за известными социологами Д. Беллом и О. Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую – информационную. По мнению Д. Белла, информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры – информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в своих книгах “Приход постиндустриального общества” и “Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия” [4].

Теории информационного общества делятся на две группы:

  1. Теории,  близкие к концепциям постиндустриализма (Д. Белл, А.Турен) [27].
  2. Концептуальные схемы А. Тоффлера ("Третья волна") и Р. Дарендорфа ("Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе") [31; 27].

 О важности того, чтобы наступление цивилизации  сопровождалось   расцветом культуры,  пишут  сегодня Д. Лесли, М. Рис,  Р. Познер и др. Общий вывод, который делают  авторы, – неутешительный: неуправляемое развитие новых технологий, бряцание уже накопленным ядерным потенциалом, замедление темпов развития культуры могут привести к глобальной катастрофе [32].

Анализу кризиса современной семьи посвящены работы В.Галецкого, О. Малышевой, Ю. Федотовой, Н. Хагуровой,  В Чечета, А. Митрикаса и др. О проблемах  украинской семьи, необходимости уделять внимание развитию семейной культуры пишут О.Кляпец, Е. Лионова, В. Коломерчук, С. Аксенова, В. Балковская, Д. Касьянова,  О. Коломиец и др. 

В последнее время появились интересные публикации, в которых на   основании анализа новых явлений в экономике, политике, общественном сознании  предлагается сделать решительные шаги по замене существующей традиционной  "ЗУНовской" образовательной парадигмы и качественно улучшить ситуацию, связанную с развитием культуры. Блестящие работы по этим проблемам написаны  академиками  Ш. Амонашвили, П. Щедровицким, В. Шадриковым, Б. Гершунским, М.Богуславским, В. Кременем и др.

Изложение основного материала. В 2013 году президент АПН Украины В. Кремень опубликовал статью "Образование: ценностные ориентиры сетевого общества". Опираясь на труды известных американских ученых, автор   высказал интересную мысль о том, что во второй половине прошлого века начался процесс реконструкции общественных отношений на пути к созданию сетевого общества. Произошла информационная революция. Возникли новая экономика информационная/глобальная – и культура реальной  виртуальности.

Общепринятого определения информационной цивилизации нет, но большинство специалистов сходятся в том, что ее сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов, в частности:

  • информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития;
  • формируется рынок информации и знания как факторов производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
  • стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих передачу и использование информации;
  • развитая информационная инфраструктура определяет национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации;
  • развиваются и активно внедряются во все сферы деятельности новые информационно-коммуникационные технологии, которые качественно меняют модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

О темпах развития информационной цивилизации говорят следующие факты: более 2,4 млрд. жителей нашей планеты из 7,2 млрд. являются пользователями всемирной глобальной сети Интернет; 1,5 млрд. человек зарегистрированы в социальных сетях; годовая чистая прибыль от рекламы только у поисковой компании "Googl" составила 6,5 млрд. долларов [8]. Количество людей, которые ежедневно подключаются к мировой сети, составляет около 200 тысяч человек. В наиболее развитых странах мира Интернетом охвачено до 85% взрослого населения [8]. В начале 80-х гг. ХХ века в мире насчитывалось несколько миллионов компьютеров со средней производительностью около миллиона 8-битовых операций в секунду. Через 20 лет производительность каждого отдельного компьютера выросла в сотни тысяч раз, а суммарное число установленных ПК увеличилось до миллиарда.   

Мировая Сеть, ИТ-технологии быстрыми темпами распространяются в Украине: на конец 2013 г. 51% взрослого населения и 95,1% предприятий нашей страны имели доступ к Интернету; в области  направления "Информация и телекоммуникация" работало 66,5 тыс. субъектов хозяйственной деятельности, 3,6 тыс. операторов-провайдеров; общий лицензированный объем студентов в этой сфере составил 47 тыс. человек; за 2013 год реализация услуг в области информатизации увеличилась на 15% [22]. По результатам социологического исследования, проведенного компанией Research & Branding Group в 2013 году, 78% украинцев считают, что за последние 10-15 лет новые технологии изменили их привычную жизнь, а 84% – уверены в появлении в ближайшие 20 лет новых революционных приборов и устройств [23].  

  Однако все эти технические достижения информационной цивилизации не сопровождаются расцветом культуры. Обострилась антропологическая глобальная проблема, связанная с поиском человечеством смысла своего существования. Отсутствие прорывов в этой области привело к росту алкоголизма, наркомании, суицидов, всплеска смертельных заболеваний. По всем этим показателям по оценкам ВОЗ Украина оказалась в первой десятке стран мира [17; 18; 25]. Политические деятели, ученые, журналисты стали говорить о том, что разрыв между ростом знаний, НТП и снижением уровня культуры смертельно увеличился. Они все чаще вспоминают слова великого Д. Менделеева, который писал, что знания в руках неблагородного, некультурного человека подобны сабле в руках сумасшедшего.

 Что же мешает в условиях информационной цивилизации большинству людей овладеть основами культуры и гордо нести далее по жизни звание человека культурного? Не претендуя на полный анализ, хотелось бы обратить внимание на несколько факторов. Приобщение человека к системе ценностей и норм, принятых в культуре, проходит в несколько этапов. Первые шаги в этом направлении человек, как правило, делает в семье. Следует подчеркнуть, что семья как ценность человеческой жизни по-прежнему занимает приоритетное место среди жителей Европы и Украины. В ходе социологического опроса, проведенного Киевским  институтом  проблем управления имени Горшенина в 2011 году,  значение семьи для украинцев было достаточно высоким: 83,2% определили ее в качестве главного носителя моральных ценностей, что на 9,2% увеличилось по сравнению с 2007 годом. Это вполне сопоставимо со средними европейскими показателями – 84% [13].

Однако информационная цивилизация оказывает все большее влияние на общество, семью, личность. В 2014 году перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы Марио Варгас Льоса прочитал лекцию в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченка. В выступлении он так охарактеризовал существующее общество: "Нынешняя цивилизация настолько коррумпирована, настолько низко пала, что в ней не остается места законности и человеческим ценностям. Идеи ничего собой не представляют, если зиждутся на чистом прагматизме. Голый прагматизм рождает чудовищ. Человечество сейчас с  легкостью отказывается от традиционной литературы, демократии, критического духа, идеи борьбы со злом" [11].  Ослабление духовности, утрата гуманизма и нравственности многими членами нашей цивилизации  проявляется во многих сферах нашей жизни, но наиболее остро – в семейных отношениях. С конца 60-х годов прошлого столетия в словарь специалистов, а затем – и более широкой общественности вошло словосочетание "кризис семьи". Его значение понимают как переход от детоцентристского к супружескому типу семьи; рост количества фактических семей, в которых супруги живут без регистрации брака; резкое увеличение числа неполных семей, где детей воспитывают в основном одинокие матери; рост количества разводов; уменьшение рождаемости и сокращение многодетных семей; законодательное признание в ряде стран Западной Европы, США  однополых браков [14].

Кризис семьи в условиях перехода к информационной цивилизации не мог не сказаться на развитии культуры. Все более зависимые от технических систем жизнеобеспечения, подчиненные техногенным ритмам, вынужденные встраиваться в технологические процессы информационной цивилизации, люди все реже стали замечать красоту окружающего их мира, проявлять сочувствие, сопереживание по отношению к согражданам,  членам своих семей, уделять внимание детям. Стандартизация товаров и услуг, единообразие профессиональных навыков и приемов приводят к унификации духовной жизни людей: электронные СМИ распространяют среди населения принципы, ценности, стереотипы "массовой семьи". Причины этих явлений разнообразны: здесь и  психологические проблемы, связанные с необходимостью осваивать все новые информационные технологии, и потеря работы у многих членов семьи,  неуверенность в завтрашнем дне. Но главное – это упадок культуры в обществе.

В условиях перехода к информационной цивилизации снижается культура семейных отношений. Все чаще появляются сообщения о новых, диковинных формах знакомств, свиданий и браков. От ухаживаний и флирта до свадьбы – такой путь можно пройти сегодня с помощью сети Интернет. Некоторые проводят в режиме "on-line" церемонию бракосочетания. Все чаще чрезмерное увлечение кибер-сексом становится основой новейших  психических расстройств. То, что некоторые компьютерные фанаты утратили способность жить в реальном мире и налаживать отношения с людьми, уже не удивляет. Кибер-измены являются поводом для бракоразводных процессов, начавшихся некоторое время назад в Великобритании и США. В США каждая 20-я  замужняя женщина считается "компьютерной вдовой", муж которой все свободное время проводит возле компьютера; 3% европейцев отдают предпочтение виртуальным бракам; в ряде стран мира, в том числе и в Украине, одной из причин разводов все чаще называют "виртуальную измену" [15]. Новые технологии позволяют  управлять сознанием членов семьи,  незаметно и ненасильственно внушать им определенные взгляды путем помещения  в замкнутую информационную среду. Практика показывает, что основной формой семейного досуга сегодня  стало увлечение электронными СМИ и экранными техническими средствами (компьютер, Интернет, смартфон, ТВ, видео). Результаты опроса среди детей и подростков в 26 странах мира показали, что более 45 % всех респондентов считают, что без персонального компьютера  и подключения к Интернету они  не смогли бы жить [8].  Молодое поколение  Украины также заражено экранным вирусом: подавляющее большинство молодых украинцев не представляют свою жизнь без этих достижений научно-технического прогресса. На вопрос: “Смогли бы Вы прожить без мобильного телефона и Интернета?” 80,2% и 72,3% респондентов соответственно ответили “нет” или “скорее нет” [19].

Виртуальный  мир  затягивает человека независимо от количества прожитых лет: и семилетний, и сорокалетний члены семьи, одинаково погруженные в мир компьютерных развлечений, отходят от реальной жизни, насущных  проблем, которые невозможно решить одним кликом  мышки. Быстрыми темпами увеличивается количество зависимых от компьютерных игр членов семьи (до 10% от общего количества пользователей).  Увлечение электронными СМИ, компьютерными технологиями становится в Украине массовым. Однако многие родители не знают или не понимают, что неконтролируемая информация, получаемая их детьми  с экрана, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания. В результате живое, человеческое  общение членов семьи уступает место  взаимодействию с компьютером. Экран посредством оптических эффектов трансформирует детскую картину мира в виртуальную реальность, нередко изменяя сознание ребенка, формируя новые культурные нормы. Интернет из средства отвлечения от сомнений и переживаний постепенно превращается в цель, становится стилем жизни, заменяет дружбу, любовь, другие  виды активности. Он поглощает время, силы, эмоции до такой степени, что человек становится неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы деятельности, получать удовольствие от общения с  людьми, проявлять симпатию, эмоциональную поддержку даже по отношению к членам своей семьи.

Кроме компьютерной, существует и ТВ-зависимость. Развивается масскультура. Современные продюсеры хорошо усвоили мысль о том, что людей больше всего привлекают секс, страх, желание наживы, и  используют эти приманки.  В результате ТВ нередко калечит сознание детей и взрослых. На некоторых каналах из каждого часа вещания до 50% приходится на рекламу. Просмотр полуторачасового фильма превращается в занятие на целый вечер, а концерты шоу-звезд растягивается до утра. Реальностью семейной жизни стали многочисленные сериалы. Начиная следить за чужой жизнью, многие не замечают, как проходит личная.

Дети получают доступ к так называемым контентным (не предназначенным) для них материалам, содержащим насилие и агрессивное поведение, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ, религиозных сект, неэтичную рекламу, структурированную и недостоверную информацию. Статистические данные говорят о том, что 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет знакомятся с порнографией в Сети; 17% регулярно заглядывают в запрещенные сайты; приблизительно 5,5% готовы использовать увиденное [26].  

Наступление информационной цивилизации привело к переходу от активных форм  проведения досуга к пассивным. Анализ результатов социологического исследования, проведенного в 2013 году Иститутом Горшенина "Молодежь Украины" [20], показывает, что   подростки стали почти в 2,5 раза меньше читать книги, почти в 4 раза – посещать выставки, концерты, театры, заниматься художественным творчеством. Интересно, что значительная часть юношей любит проводить досуг, ничего не делая: гуляя, посещая кафе, рестораны, дискотеки, клубы. Уменьшилось количество молодых украинцев, которые занимаются физкультурой и спортом.                   

Таким образом, даже поверхностный анализ позволяет говорить о том, что семья в условиях информационной цивилизации  слабо участвует в формировании культурной личности. Как продукт цивилизации в  обществе появились не только "Homo Interneticus", но и  "Family Interneticus". Это существенно сузило культурное пространство, приводит к замедлению развития семейной культуры.

Второй этап приобщения ребенка к достижениям культуры начинается с расширения средств воздействия на него. Речь идет, прежде всего, о подключении к этим процессам общеобразовательной школы. Анализ существующей ситуации в образовании показывает, что  насущная задача педагогического сообщества – перейти от традиционной (знаниевой) образовательной парадигмы к гуманистической. Гуманистическая направленность личности определяется не многознанием, расширением объема информации, а степенью развития чувственно-эмоциональной сферы, способностью отзываться на оттенки добра и зла, уродливого и прекрасного. Быть гуманным – значит глубоко чувствовать пульсирование жизни прошлого, настоящего и будущего, прочную взаимосвязь поколений. Быть гуманным – значит ощущать нерасторжимую связь с гармоническим строем мироздания. Только реформы, направленные на гуманизацию образования, способны обеспечить решение образовательной сверхзадачи – дать учащимся знания об обществе, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему развитию личности, помогая раскрыть ее индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил.

В основе гуманистической образовательной парадигмы лежат идеи классической педагогики. Главным отличием классической педагогики от традиционной является ее многомерность. Кроме наследственности, среды и воспитания, она признает еще один важнейший элемент – духовность. Именно об этом писал учитель учителей К. Ушинский:  "Явления душевной жизни столь же существенны, столь же неизменны, как и явления жизни телесного организма. … Душа живая, вечная, всегда сама готова отвечать на наши вопросы, подвергаться нашим наблюдениям и нашим опытам" [33, с. 29].

Парадигмы утверждаются только тогда, когда овладевают сознанием большей части педагогической общественности. В связи с этим трудно переоценить работу, которую проводит среди учителей, директоров школ, руководителей управлений образования многих стран мира  ученый  и педагог-практик Ш. Амонашвили. Распространению идей гуманно-личностной педагогики служат издание многотомной "Антологии  гуманной  педагогики", проведение семинаров для учителей в системе повышения квалификации в более чем в 60-ти городах стран мира, возникновение там общественных лабораторий гуманной педагогики, организация педагогических чтений, создание экспериментальных площадок, распространение произведений Ш. Амонашвили, которые пользуются огромной популярностью среди учителей.

Ученые, педагогическая общественность многих стран задаются вопросом: "Как, на каких концептуальных основах можно создать  школу в рамках гуманистической образовательной парадигмы?". Теоретический фундамент для строительства такой школы изложен в концептуальной работе Ш. Амонашвили "Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики" [3] и в “Авторской программе для средней общеобразовательной школы, построенной на принципах гуманной педагогики, “Школа жизни” [2], подготовленной  Ш. Амонашвили и П. Амонашвили. Основой этих документов является понятие духовного гуманизма. Через него осмысливается весь образовательный процесс со всеми его составляющими. В авторской программе указано: “Гуманное педагогическое сознание противостоит авторитарному. Последнее исходит из того, что в образовательном процессе ученик – это объект, а педагог – субъект развития. Учитель – непререкаемый авторитет для ученика. Гуманное же педагогическое сознание на первое место ставит личность Ребенка, его духовные устремления, побуждения, интересы, возможности, наделенный жаждой познания интеллект. Именно в живом контакте с Ребенком гуманный учитель обретает свое творческое воплощение, щедро дарит ученикам ценности, аккумулированные в сокровищнице национальной и мировой культуры” [2].

Как жаль, что и семья, и школа в нашей стране слабо используют идеи великого украинского педагога В. Сухомлинского [29], в основе которых лежит воспитание красотой. Красота и культура – два понятия, неразрывно связаны между собой.  Красота  познается человеком только через культуру. Мысль педагога о том, что ребенок, вырастивший розу для других людей, если единственным его вознаграждением стало наслаждение красотой, не способен на подлость, зло, цинизм и бессердечность, является для многих классической. Педагогические идеи Василия Александровича  широко востребованы  в учебных заведениях Китая, где несколько сотен школ воплощают его творческое наследие. Великий педагог не просто агитировал за эстетическое воспитание – во многих своих трудах, в ходе практической деятельности он показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания не существует. В. Сухомлинский  учил, что ребенка нужно научить чувствовать красоту природы, красоту слова, музыки,  живописи, и, наконец,  понимать высшую красоту – красоту человека, его труда, его поступков, его жизни. Это очень трудная задача, требующая от школы и семьи  огромного терпения. По мнению педагога-мастера,  красота  нужна не только для того, чтобы восхищаться ею, а чтобы в результате восприятия красоты утончалась душа ребенка. В процессе воздействия должна возникать та самая духовная общность между учителем, школьником и его родителями, без которой воспитание не может состояться. Всегда должен быть результат совместного времяпровождения: мудрые советы, умные разговоры, увлекательные походы, хорошее чтение. В этом времени должно что-то быть, чтобы ребенок ждал его с нетерпением. В ходе этого общения очень важен личный пример учителя, отца и матери. Через утончение, через воспитание чувств, способность восхищаться красотой, через культуру в широком понимании этого слова у детей возникает состояние "воспитываемости". Воспитание красотой помогает  обратиться к сознанию,  совести,  душе  ребенка, воздействовать на него словом,  личным примером, влиянием семейного и школьного коллективов.

Духовная общность рождается только при наличии любви, любви чуткой, понимающей, жертвенной, родственной. Однако по мере развития информационной цивилизации из семьи и школы  исчезает это великое начало – любовь к ребенку. "Кибернетический родитель" все чаще ищет для своего "кибернетического ребенка" "кибернетического учителя", которому неведомо чувство любви к детям. Методика, техника, компьютер, Интернет, методика, методика… – вот постулаты такого учителя. Он мечтает работать в "кибернетической школе", где все предусмотрено, кроме самого главного: как воспитывать и учить детей в любви.  Подлинный учитель понимает, что лишь в любви ребенок находит вдвое больше источник роста. 

Выводы. Все достижения информационной цивилизации должны служить культурному развитию общества, личности.  "Где и когда технике, – говорил С. Цвейг, – удалось совершить хоть одно чудо, которое превзошло бы или хоть сравнялось с чудом, явленным нам тысячу лет назад в книге?" [28, с. 99-100]. Сегодня важнейшим  приоритетом в деятельности любого государства является развитие культуры. На это должны быть направлены усилия и украинских государственных институтов, семьи, школы, культовых учреждений, общественных организаций. Принятие гуманистической образовательной парадигмы, акцент на воспитание, а не только на обучение, восхождение к вершинам классической педагогики, реформа школы на принципах духовного гуманизма, забота о повышении качества образования, имиджа труда учителя, его материального положения, формирование мощного культурного пространства – вот неотложные задачи, которые стоят перед нашим обществом, семьей и школой. Без этих шагов темпы превращения человека в "цивилизованного  дикаря" с каждым годом будут ускоряться.

 

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Учитель / Ш.А. Амонашвили. – Донецк : Ноулидж, 2013. – 178 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Авторская программа  для средней общеобразовательной школы, построенной на принципах гуманной педагогики [Электронный ресурс] / Ш.А. Амонашвили, П.Ш. Амонашвили // Сайт Международного центра гуманной педагогики. – Режим доступа :    http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/concepcii.
  3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш.А. Амонашвили.  – Донецк : Ноулидж, 2013. – 98 с.
  4. Араб-Оглы Э. Взгляд из XXI века. Рецензия на книгу : Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Э. Араб-Оглы // Свободная мысль. – XXI. – 2000. – № 12. – С. 60–70.
  5. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М. : Правда, 1989. – 608 с.
  6. Валлерстайн И.  Конец знакомого мира. Социология XXI века / Валлерстайн И.; пер. с англ.  – М. : Логос, 2003. – 368 с.
  7. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире  /  Валлерстайн И.; пер. с англ. – СПб.: Университетская книга, 2001. – 416 с.
  8. Исакова Т.А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира : сущность и проблемы / Т.А.Исакова. – К. : Институт стратегических исследований, 2011. – 47 с.
  9. Кастельс М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  10. Кастельс М. Галактика Интернет : Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс.; пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 328 с.
  11. Льоса Марио Варгас. В нынешней цивилизации не остается места человеческим ценностям [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fakty.ua/191067-mario-vargas-losa-v-nyneshnej-civilizacii-ne-ostaetsya-mesta-chelovecheskim-cennosty.
  12. Маркузе Г. Критическая теория общества : избранные работы по философии и социальной критике / Г. Маркузе. – М. : АСТ, Астрель, 2011. – 384 с.
  13. Митрикас А. Семья как ценность :  состояние и перспективы изменений ценностного выбора    в     странах     Европы [Электронный ресурс] /  А.Митрикас //    Демоскоп weekly. –   № 229–230. – 1–22 января 2006. – Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/2006/0229/analit01.php.
  14. Палкін В. Криза сім’ї : минуле, теперішнє, та майбутнє / В.А. Палкін  // Наукова скарбниця освіти Донеччини  : науково-методичний журнал. – 2014. –№ 3. – С. 6–12.
  15. Палкин В.А. Семья в условиях информационного общества / В.А. Палкин // Імідж сучасного педагога. – 2014. – № 6. – С. 49–52.
  16. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Культура и цивилизация / под ред. П. Волкова и др. – М. : МЦР, 1997. – 200 с.
  17. Сайт АиФ Украина  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.aif.ua/society/999935
  18. Сайт АиФ Украина [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.aif.ua/society/1005006.
  19. Результаты социологического исследования на тему: "Современная молодежь Украины" (1-20 марта 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://institute.gorshenin.ua /researches/108_molodezh_ukraini.html.
  20. Результаты социологического исследования на тему: "Молодежь Украины" (март 2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://institute.gorshenin.ua/researches /120_sovremennaya_molodezh_ukraini.html.
  21. Культура и культурология [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.countries.ru/library/subscribe/meanings.htm.
  22.  Формування ринку української електронної книжки : проблеми і перспективи : аналітична записка [Електроний ресурс]. – Режим доступу :  http://www.niss.gov.ua/articles/1433/.
  23. Research & Branding Group [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : http://rb.com.ua/rus/projects/omnibus/8915/.
  24. Как Билл Гейтс собрался за 15 лет победить бедность [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http://actual.rustoria.ru/post/kak-bill-gejts-sobiraetsya-za-15-let-pobedit-dnost/?utm_source=qb&utm_medium=cpm&utm.
  25. Россия остается страной самоубийств [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://svpressa.ru/society/article/37979.
  26. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области [Электронный ресурс].– Режим доступа : http://beldeti.ru/articles/249.html.
  27. Симонова О.А. История социологии ХХ века : учебное пособие / О.А. Симонова. – М. : Litres, 2013. – 443 с.
  28. Слово о книге :  афоризмы,  изречения,  литературные цитаты /  сост. Е.С.Лихтенштейн. – М. : Книга, 1984. – 559 с.
  29. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. – М. :  Политическая литература, 1982. – 270 с.
  30. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби ; пер. с англ. Е.Д. Жаркова. – М. : Прогресс. Культура, 1996. – 607 с.
  31. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : АСТ, 2004. – 776 с.
  32. Турчин А.В. Футурология. ХХ1 век : бессмертие или глобальная катастрофа? / А. В. Турчин, М. А. Батин.  – М. : БИНОМ, 2013. – 263 с.
  33. Ушинский  К.Д. Антология гуманной педагогики / К.Д.Ушинский. –  М. : Издательский дом Шалвы  Амонашвили, 2002. – 224 с.
  34. Фромм Э. Иметь или быть? [Электронный ресурс] / Э. Фромм. – Режим доступа :   http://royallib.ru/book/fromm_erih/imet_ili_bit.html.
  35. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М. : Наука, 1993. – 592 с.
  36. Харрисон Л. Кто процветает / Л. Харрисон.  – М. : Новое издательство, 2008. – 300 с.

 

Палкін В.А., Дмітриєва І.В. До питання про поглиблення суперечностей між інформаційною цивілізацією і культурою

У статті показано, що розвиток інформаційної цивілізації має супроводжуватися зростанням Культури в суспільстві, розглянуто внесок, який можуть внести сім'я і школа України в підвищення рівня Культури, поширення її досягнень

Ключові слова: культура, цивілізація, інформаційна цивілізація, класична педагогіка, сім'я, школа, вчитель, батьки, парадигма, реформа.

 

Palkin, V.A., Dmitrievа, I.V.  To the Question about the Intensification of the Contradictions Between the Information Civilization and Culture

The article shows that the development of information civilization must be accompanied by the growth of culture in society, considered the contribution that can be made family and school Ukraine in raising the cultural level, the spread of its achievements.

Key words: culture, civilization, information civilization, classical pedagogy, family, school, teacher, parents, paradigm, reform.

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=2701