Print this Сторінка

Палкін В.А. Учитель в условиях перехода к информационному  обществу

УДК 37.017.924  

Палкин В.А.,
доцент кафедры филологических, общественно-гуманитарных и искусствоведческих дисциплин Коммунального высшего учебного заведения Киевского областного совета "Академия непрерывного образования",кандидат педагогических наук, доцент

 

Учитель в условиях перехода к информационному  обществу

 

В статье рассмотрены некоторые вопросы воздействия информационной цивилизации на общество, семью, современную личность. Показано, что наряду с быстрыми темпами развития экономики, НТП в условиях информационного общества происходит обострение глобальных проблем современности, снижение эмоциональной культуры населения, осложнение поиска многими людьми смысла своего существования. Обращено внимание на важную роль учителя в смягчении противоречия между быстрыми темпами развития информационной цивилизации и отставанием духовной и нравственной культуры общества.

Ключевые слова: информационная цивилизация, учитель, личность, духовность, нравственность.   

        

Постановка проблемы. Актуальность темы определяется тем, что вступление Украины в европейское сообщество предусматривает воспитание у молодого поколения стремления к взаимопониманию, солидарности, толерантности, эффективному сотрудничеству. Реализация этой исторической миссии невозможна без учителя. 23-25 мая 2013 года в г. Франкфурте-на-Майне (Федеральная Республика Германия) был принят стратегический документ, определивший духовную платформу формирования нового учителя для объединенной Европы ХХІ века, – "Педагогическая Конституция Европы" [12]. Фундаментальной основой этого важного документа стали идеи и ценности классической педагогики. “Держатели Истины Школы, – пишет легендарный педагог, академик РАО Ш. Амонашвили, – говорят с нами на языке Будущего. Чтобы их понять, надо войти в это вечное Будущее, откуда они ведут с нами неспешный диалог”  [1, с. 77].

Анализ проблем технократической цивилизации дан в работах Э. Фромма, информационного общества – в трудах М. Кастельса, И. Валерстайна, С. Грофа, Е. Ласло, П. Рассела, О. Тоффлера, В. Иноземцева, украинских ученых В .Андрущенка, В. Беха, В. Кременя и др. Проблемы реформирования школы на принципах духовного гуманизма, роль учителя в этом процессе освещаются в работах Ш. Амонашвили. Влияние информационного общества на профессиональное развитие педагога, его духовное, нравственное развитие  исследуются в работах В. Александровой, М. Богуславского, А. Данелюка, Л. Загрековой, В. Бак, С. Крука и др.

Цель статьи – рассмотреть, как реализуются  основные требования к личности учителя в условиях информационного общества.

Современный учитель живет и работает в нелегкие времена. В 2013 году В. Кремень опубликовал фундаментальную статью "Образование: ценностные ориентиры сетевого общества" [9]. Опираясь на труды известных американских ученых М. Кастельса и И. Валерстайна, автор высказал мысль о том, что во второй половине прошлого века начался процесс реконструкции общественных отношений на пути к созданию сетевого общества. Возникли новая экономика – информациональная/глобальная, культура реальной виртуальности и  человек сетевого общества – "Хомо интернетикус". В этот период формула господина Сороса "кто управляет финансами, тот управляет миром"  сменилась на более  современную – "кто управляет информационными потоками, тот властвует над миром". Если в начале 80-х годов ХХ  века в мире насчитывалось несколько миллионов компьютеров со средней производительностью около миллиона 8-битовых операций в секунду, то через 20 лет производительность каждого отдельного компьютера возросла  в сотни тысяч раз, а суммарное количество установленной компьютерной техники увеличилось до миллиарда. В  геометрической прогрессии растет объем знаний. По оценкам американских специалистов, за  всю историю человечества было написано 130 млн. книг, что соответствует всего 5% объема знаний от того уровня, который будет достигнут к 2060 году  [16].

Увеличивается скорость обмена информацией: количество ежедневно подключающихся к мировой сети людей составляет около 200 тысяч человек. В  развитых странах мира Интернетом пользуются до 85% взрослого населения;  больше всего –  в Китае –  около 500 млн. человек  [6].  Украина не входит в число первых позиций этого рейтинга, но в нашей стране в последние годы наблюдается заметный прогресс: если в 2002 году пользователями Интернета было около 20% взрослого населения,  то к  концу 2012 года – свыше 51% [10]. Украина входит в первую десятку стран с самой высокой скоростью  Интернет-трафика, в мировом рейтинге производителей программного продукта  она  на 15 месте.

Технические нововведения вносят серьезные коррективы в жизнь и быт жителей Украины. По результатам социологического исследования компании Research & Branding Group 2013 года 78% украинцев считают,  что за последние 10-15 лет новые технологии изменили их привычную жизнь, а 84% – уверены в появлении в ближайшие 20 лет новых революционных приборов и устройств  [4]. Эти оценки согласуются с ожиданиями футурологов. Оценивая тенденции развития информационной цивилизации, один из наиболее авторитетных футурологов Запада  Мичио Каку из США сделал вывод, что в ближайшие десятилетия произойдут фундаментальные открытия в области науки и техники. По его мнению, степень их влияния  на будущее  можно будет сравнить с эпохой Великих географических открытий.

В то же время специалисты все чаще  бьют тревогу. Американский философ и психоаналитик Э. Фромм в книге "Иметь или быть?" [18] оценил состояние технократической цивилизации как предкатастрофическое. Автор полагал, что причины кризисных явлений кроются в специфике капиталистического общества, которое  руководствуется собственными системными потребностями.  Оно породило особый тип технократической личности – "кибернетического человека", – ставшего рабом им же созданных машин, интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям, чувствам, духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

Как результат, произошло  обострение  кризиса  семейных взаимоотношений. На семью все сильнее стали воздействовать сетевое общество и виртуальная культура.  В США каждая 20-я  замужняя женщина считается "компьютерной вдовой", муж которой все свободное время проводит возле компьютера, 3% европейцев отдают предпочтение виртуальным бракам  [6], в ряде стран мира, в том числе и в Украине, одной из причин разводов указывается "виртуальная измена". 

Трудно переоценить влияние ИТ-технологий на личность современного человека. В преамбуле Педагогической Конституции Европы указано: "Существует реальная опасность нравственной и духовной деградации человечества на фоне угрозы истощения природноресурсного потенциала планеты, ядерной или экологической катастрофы, развёртывания других глобальных проблем современности"  [12]. Обсуждаются особенности развития антропологической глобальной проблемы – проблемы человека в современном мире, поиска им смысла жизни. Многие, не найдя ответа, употребляют  алкоголь, наркотики, становятся Интернет-зависимыми. Растет количество суицидов. Всемирная организация здравоохранения обнародовала статистические данные о росте этих показателей. Средний уровень потребления алкоголя в Европе составляет 12,5 млн. л и в 2 раза превышает общемировой. В 2012 году Украина заняла пятое место среди стран мира по потреблению алкоголя, второе – по уровню смертности от него,  первое место в мире – по уровню детского алкоголизма  [17].  Согласно официальной мировой статистике, 4% населения земли (около 250 миллионов) – наркозависимые. В Украине количество наркоманов ежегодно увеличивается приблизительно на 8-10%; сейчас их около 1,5 миллиона человек  [7].  Высоким остается в Украине и уровень суицидов [14]. Он выше, чем в Европе, в 2,3 раза. В девятке стран, где отмечается самый высокий уровень самоубийств (более 20 человек на 100 тыс. населения), первое место занимает Литва, на втором – Белоруссия, на третьем Российская Федерация. Украина на восьмом месте – 25 суицидов на 100 тыс. жителей.

Анализ показывает, что дальнейшее развитие цивилизации по  информационному пути таит в себе множество рисков. Главным из них является угрожающе увеличивающийся разрыв между обостряющимися глобальными проблемами и снижением уровня духовно-нравственной культуры населения. Достижения науки должны использоваться во благо. Вспомним слова великого Д. Менделеева о том, что знания в руках  человека неблагородного подобны сабле в руках сумасшедшего. Исходя из этого, среди возможных способов выхода из кризиса как главный рассматриваем изменение сознания людей. Ученые все чаще говорят о том, что именно образование должно помочь человечеству справиться с существующими цивилизационными вызовами.

В обществе растет понимание, что сделать это в рамках  старой репродуктивно-педагогической цивилизации невозможно. Она выполнила свою задачу: долгое время целенаправленно передавала знания  средствами специально организованного педагогического процесса. Однако в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. В условиях быстро формирующегося информационного общества человек должен мыслить нестандартно, творчески,  принимать решения в более короткие промежутки времени, учитывать не только экономическую  целесообразность, но  и    нравственные нормы. Поэтому насущная задача педагогического сообщества – приблизить наступление следующей – креативно-педагогической цивилизации, – в основе которой – гуманистическая образовательная парадигма.

Реализация этих задач невозможна без учителя – одной из ключевых фигур предстоящих реформ. Сегодня учительский мир вновь стоит, как и столетие назад, перед выбором.  В. Вернадский в 1918 году об этом выборе написал так: "Где искать опоры? Искать в бесконечном  творческом акте, в бесконечной силе духа… Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет – "хлеба и зрелищ". Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор"  [3].

Какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы  активно участвовать в разрешении возникшего противоречия между все возрастающим уровнем развития информационной цивилизации и  отставанием в сфере духовной и нравственной культуры  современного общества?  Конечно,   педагог  должен уметь творчески использовать достижения информационного общества для повышения эффективности образовательного процесса. С помощью сети Интернет учитель может дистанционно общаться с учащимися, консультировать их во внеучебное время; использовать материалы образовательных порталов, украинских или зарубежных библиотек при подготовке к занятиям; готовить презентации и другие материалы; изучать иностранные языки и др. Интернет предоставляет широкие технические возможности для общения (переписка, голосовое общение, видеосвязь). В социальных сетях можно разговаривать и переписываться с родителями и коллегами, проводить родительские собрания, дискуссии. С помощью Интернет-форумов, блогов, социальных сетей педагоги, особенно проживающие в отдаленных районах, обсуждают между собой интересующие  их теоретические, методологические и методические вопросы. Сеть предоставляет возможность учителю вести активную научную деятельность – проводить веб-конференции,  вебинары,  публиковать научные статьи и тезисы в электронных научных журналах. Наконец, Интернет обеспечивает учителям возможности для интеллектуального, духовного развития, организации досуга: он предлагает широкий выбор познавательных, развивающих и других игр; позволяет знакомиться с многочисленными тематическими подборками фотографий, репродукций и картин, прослушивать и скачивать музыкальные произведения, пересматривать и загружать художественные фильмы, мультфильмы и телепередачи.

Вместе с тем учитель всегда должен помнить о существовании известной заповеди "Не навреди!". Сегодня средства массовой информации часто обсуждают  проблему Интернет-зависимых учащихся. Результаты опроса среди детей и подростков в 26 странах мира показали, что более 45% всех респондентов считают, что без персонального компьютера  и подключения к Интернету они  не смогли бы жить  [6].  Молодое поколение  Украины также заражено экранным вирусом: подавляющее большинство молодых украинцев не представляют свою жизнь без этих достижений научно-технического прогресса. На вопрос: “Смогли бы Вы прожить без мобильного телефона и Интернета?” 80,2% и 72,3% респондентов соответственно ответили “нет или “скорее нет”  [13].  Виртуальный мир затягивает, учащиеся часто отходят от реальной жизни, насущных  проблем, которые невозможно решить одним кликом  мышки.  В соответствии с данными мирового исследования EU Kids On-line были  определены следующие тенденции:

  • 75% подростков в возрасте 9-16 годов выходят в Интернет еженедельно; 
  • 80% подростков 15-16 лет пользуются сетью  ежедневно;
  • основными целями  выхода в он-лайн являются подготовка к школьным занятиям (85%), сетевые игры (83%), просмотр видеоклипов  (76%), он-лайн- переписка (62%);
  • 30% опрошенных в возрасте 11-16 годов указали, что систематически находятся в сети избыточное время;
  • наибольший процент подростков, которые  чрезмерно используют сеть, зафиксирован в Эстонии (50%),  Португалии (49%), Болгарии (44%), Ирландии (43%), Великобритании (43%) [6]. В Украине, по данным Национального института стратегических исследований, насчитывается от 2 до 6% Интернет-зависимых от более 15,3 млн. пользователей глобальной сети [5].

В условиях перехода к информационной цивилизации вторым важнейшим направлением деятельности учителя является развитие духовной и нравственной культуры, причем как своей собственной, так и учащихся. Ускорить этот процесс мог бы переход педагогической общественности  от традиционной к гуманистической образовательной парадигме. Именно к этому призывает украинского учителя Педагогическая Конституция Европы. Только реформы, направленные на гуманизацию образования, способны обеспечить решение образовательной сверхзадачи – дать учащимся знания об обществе, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему развитию личности, помогая раскрыть ее индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил. Гуманистическая направленность личности педагога определяется не  столько расширением объема информации, сколько его внутренним нравственным стержнем, способностью бороться с недостатками, воспринимать и поддерживать  положительное, делать все возможное для развития культуры, воспитания благородства, духовности, нравственности.

Одна из проблем связана с подготовкой и воспитанием учителя, способного стать духовным наставником личности. Для этого сам учитель должен быть личностью. "Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее будет всегда зависеть  от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником, – писал К. Ушинский. – Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений" [2, с. 32].  

Однако практика показывает, что сегодня педагогические ВУЗ часто ограничиваются тем, что дают будущим педагогам профессиональные знания, развивают умения и навыки, но мало внимания уделяют формированию личностных, профессионально значимых качеств учителя. Опросы студентов киевских педагогических ВНЗ показали, что только 20% выпускников собираются работать по специальности, только 27% – считают учебное заведение главным носителем моральных ценностей [8].

Существует педагогический принцип: подобное воспитывается подобным: нравственность воспитанника – нравственностью учителя, духовность – духовностью.   Об этом  писал  В. Сухомлинский: "На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика" [15]. 

На это постоянно обращает внимание в своих работах  Ш. Амонашвили: "Учитель всегда великий. Он не есть обычный человек, а есть явление надобщественное. Пусть труд его не заметен земным глазом, но небеса видят пот души учителя" [1, с. 39].

Для  повышения качества воспитательной  работы учитель должен осознать свою миссию. Общество, понимая какая серьезная задача стоит перед педагогом, должно помогать и поддерживать его.  Только осознав свою профессию как  миссию, учитель сможет найти в себе силы и способности  постоянно стремиться к собственному духовному росту, самообразованию, оказывая в этом помощь своим воспитанникам. Серьезную поддержку укреплению внутреннего стержня учителя окажут  работы классиков педагогики, погружение в идеи которых помогут учителю:

  • глубже понять себя, свое предназначение в семье, профессии, обществе;
  • найти путь к собственному "Я", различая такие пласты человеческой жизни, как физический, душевный, духовный, и помочь в этом своим ученикам;
  • внутренне приобщиться к национальной духовной традиции: религии, фольклору, искусству, литературе, философии;
  • осознать неповторимость каждого прожитого дня и реальную радость бытия;
  • создавать в школе и вокруг нее культурную среду.

Одной из серьезных проблем духовно-нравственного воспитания считается  совершенствование его содержания – той системы ценностей, воспитание которой   обеспечивает моральное взросление молодого человека. Под содержанием духовно-нравственного воспитания понимается тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и формируется  учителем в процессе педагогического взаимодействия.

Важнейшей формой, в которой аккумулируется жизнь детей в школе, является урок. В  духовном пространстве учителя  облагораживаются дети, взрослеют, обучаются и воспитываются, но только в том случае, если появляется духовная общность. "Мне становится ясно, что с душевного общения, в котором человек отдает свои богатства, свою внутреннюю красоту другому человеку, – писал В. Сухомлинский, – как раз и начинается творение человека человеком" [2, с. 179].  Важно, чтобы на таком же высоком уровне проходило общение  учителя с учениками во внеурочное время, чтобы к такому взаимодействию были подключены родители, чтобы моралью, интересными развивающимися детскими передачами наполнились программы телевидения, чтобы в издательствах выходило больше интересных, захватывающих детских книг. Только так можно добиться необходимой цели – воспитать благородного человека.

Решить проблему подготовки учителя XXI века невозможно без повышения престижа учительского труда. Социологические опросы показывают, что профессия учителя сегодня не престижна. Согласно данным опроса, проведенного в конце 2011 года институтом Горшенина, престижной эту профессию называет 20,3% респондентов. Только 24,5% опрошенных считают, что эта профессия дает возможность заработать себе на жизнь; другие объясняют свою позицию крайне низким уровнем оплаты государством тяжелой и ответственной работы преподавателя. По данным Государственной службы статистики сфера образования находится в пятерке самых низкооплачиваемых отраслей в Украине. Так, средняя зарплата в отрасли в августе 2013 года составляла 2542 гривны. Сравнительный анализ зарплат учителей Украины и других стран в 2013 году показал, что по этому показателю педагоги нашей страны обогнали только коллег из Беларуси. Азербайджанские и российские учителя зарабатывают в 1,5 и 1,8 раза больше учителей из Украины, а немецкие – в 7 раз. При этом 78% учителей Украины выразили недовольство своей заработной платой  [5]. Как актуально звучат в этой связи слова классика педагогики К. Ушинского: “Хорошее народное образование обходится недешево! Но следует еще сообразить, что обходится народу дороже – образование или невежество?” [2, с. 140]. Анализ результатов социологического опроса 7666 учителей Украины показывает, что, несмотря на неудовлетворенность размерами заработной платы, количество   учителей, которым  нравится работать в школе, в 4,5 раза  превышает тех, кто недоволен  [5].

Выводы. Таким образом,  во второй половине ХХ столетия в мире начала развиваться информационная цивилизация, в основе которой – формирование сетевого общества, глобальной экономики, виртуальной культуры и "Хомо интернетикус".  Вместе с тем появилось осознание того, что сетевое общество вызвало сокращение чувственного, эмоционального начала, что приводит к кризису семейных отношений, духовности, нравственности, деградации личности. Поэтому  учитель сегодня на основании осознания своей профессии как миссии, самообразования, творчества, развития собственной духовности и нравственности может и должен утверждать в образовательном пространстве Европы идеалы европейского сообщества, используя ценности классической педагогики.

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш.А. Истина школы  /  Ш. Амонашвили. –  Артемовск : Лаборатория гуманной педагогики, 2008. – 80 с.
  2. Антология гуманной педагогики.   Переиздание. –  М. :  Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с.
  3. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921 [Электронный ресурс] / В.И.Вернадский // Сайт MirKnig. – Режим доступа :   http://www.twirpx.com /file/1119773.
  4. Вещи, которые изменили нашу жизнь [Электронный ресурс] // Сайт Research & Branding Group. –  Режим доступа :  http://rb.com.ua /rus/projects/omnibus/8915/.
  5. Данные Государственной службы статистики [Электронный ресурс] // Сайт Mojazarplata  com.ua.  – Режим доступа :  http://mojazarplata.com.ua/ru/main.
  6. Исакова Т.А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира : сущность и проблемы / Т.А. Исакова. – К. : Институт стратегических исследований, 2011. – 47 с.
  7. Каждый год в Украине становится на 10% больше наркоманов – СМИ  [Электронный ресурс] // Сайт АіФ Украина. – Режим доступа : http://www.aif.ua/society/1005006.
  8. Как повысить престиж профессии учителя  [Электронный ресурс] // Сайт  общественно-политического и делового еженедельника “Комментарии”  [Электронный ресурс]. – Режим доступа :   gazeta.comments.ua /?spec=1320998830.
  9. Кремень В. Образование : ценностные ориентиры сетевого общества [Электронный ресурс] / В.Кремень // Сайт ZN. UA. – Режим доступа : gazeta.zn.ua/EDUCATION/obrazovaniecennostnyeorientirysetevogoobschestvahtml.
  10. Ожеван М.А. На шляху до "розумного суспільства" : інформаційні технології як фактор суспільних перетворень в Україні / М.А. Ожеван, С.Л. Гнатюк.  – К. : НІСД, 2011. – 25 с.  
  11. Палкин В.А. Развитие информационной цивилизации : путь к процветанию или катастрофе? / В.А. Палкин // Наукова скарбниця освіти Донеччини. – 2014. – № 2. – С. 26–33.
  12. Педагогическая Конституция Европы [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : (http://yspu.org/images/0/00/Frankfurt2013.pdf.
  13. Результаты социологического исследования "Современная молодежь Украины" (1-20 марта 2012 г.) [Электронный ресурс] // Сайт института Горшенина. – Режим доступа : http://institute.gorshenin.ua/researches/108_ molodezh_ukraini.html
  14. Россия остается страной самоубийств [Электронный ресурс] // Сайт "Свободная пресса".– Режим доступа : http://svpressa.ru/society/article/37979/.
  15. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю   [Электронный ресурс] / В.А. Сухомлинский. – Режим доступа :    http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/.
  16. Турчин А.В. Футурология. ХХ1 век : бессмертие или глобальная катастрофа? / А.В.Турчин, М.А. Батин. – М. : БИНОМ, 2013. –263 с.
  17. Украина заняла пятое место в мире по количеству алкоголиков [Электронный ресурс] // Сайт АіФ Украина. – Режим доступа : http://www.aif.ua/society/999935
  18. Фромм Э. Иметь или быть? [Электронный ресурс] / Э. Фромм // Электронная библиотека. – Режим доступа :    http://royallib.ru /book/fromm_erih /imet_ili_bit.html. 

 

Палкін В.А. Вчитель в умовах переходу до інформаційного суспільства

У статті розглянуті деякі питання впливу  інформаційної цивілізації на суспільство, сім'ю, сучасну особу. Показано, що разом зі швидкими темпами розвитку економіки, НТП в умовах інформаційного суспільства відбувається загострення глобальних проблем сучасності, зниження  культури населення, ускладнення пошуку багатьма людьми сенсу свого існування. Звернена увага на важливу роль вчителя в пом'якшенні протиріччя між швидкими темпами розвитку інформаційної цивілізації і відставанням духовної і моральної культури суспільства.

Ключові слова: інформаційна цивілізація, вчитель, особистість, духовність, моральність.

       

Palkin, V.A. The Teacher in the Context of Transition to Information Society

In the article some questions of influence  of informative civilization are considered on society, family, modern personality. It is shown that along with the rapid rates of development of economy, STP  in the conditions of informative society takes place intensifying of global problems of contemporaneity, decline of  culture of population, complication of search many people of sense of the existence. Paid attention to important role of teacher in softening of contradiction between the rapid rates of development of informative civilization and lag of spiritual and moral culture society.

Key words: information civilization, teacher, identity, spirituality and morality.

 

 

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=3648