Print this Сторінка

Палкин В.А. Реформа среднего общего образования в Украине в условиях развития информационной цивилизации: причины, состояние, проблемы

Палкин В.А.,
доцент кафедры филологических, социально-гуманитарных и искусствоведческих дисциплин, кандидат исторических наук, доцент

 

Реформа среднего общего образования в Украине в условиях развития информационной цивилизации: причины, состояние, проблемы

 

В статье рассмотрены причины реформирования среднего общего образования в условиях развития информационной цивилизации, раскрыта сущность проводимых в Украине реформ. Проанализированы основные трудности и проблемы, высказаны предложения по их устранению.

Ключевые слова: информационная цивилизация, промышленная революция, искусственный интеллект, среднее общее образование, школа, учитель, век знаний, образование в течение всей жизни, школьник, обучение, воспитание.

 

Постановка проблемы. Во второй половине ХХ века развитые страны мира вступили в эру информационной цивилизации. Возникла информационная глобальная экономика, развивается виртуальная культура, формируется сознание человека информационного общества ("homo interneticus") [6]. Двигателями развития цивилизации стали так называемые промышленные революции. Они всегда происходили в тесной взаимосвязи с реформами в системе образования.

В январе 2016 года в Давосе (Швейцария) проходил экономический форум (на котором присутствовали ведущие экономисты, бизнесмены, политические деятели), где было указано о начале Четвертой промышленной революции [9]. Анализ предстоящих реформ, их масштаб, последствия позволили специалистам сделать вывод о том, что предстоят масштабные революционные изменения в сфере экономики, социальной жизни, трудоустройства, образования. Интерес представляет доклад Всемирного экономического форума в Давосе "Будущее трудоустройства", в котором рассматривались проблемы занятости населения, набора навыков, необходимых для трудоустройства, и стратегия развития трудовых ресурсов в будущем. Среди основных навыков, которые понадобятся уже в 2020 году, творчество, критическое мышление, комплексный подход к осознанию и решению проблем определены как ключевые. Новые изобретения, технологии, навыки работы подтолкнут человека к творчеству, заставят задуматься, как применять достижения НТП для создания новых продуктов, услуг, рабочих мест. Как отмечено в докладе, прогресс будет влиять на всех: бизнес-лидеров, педагогов, чиновников. В этих условиях меняются требования к образованию: оно должно учитывать происходящие изменения. Поэтому реформы в сфере образования идут во многих странах мира, в частности начаты реформы и в системе образования Украины.

Анализ последних исследований. Проблемы развития информационной цивилизации, промышленных революций основательно рассмотрены в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса, И. Валерстайна, С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела, Д. Салас Соммера, Д. Рафкина, В. Степина, В. Андрущенко, В. Беха, В. Кременя и др. Анализу различных особенностей формирования, становления и развития виртуальной культуры посвящены работы Ж. Бодрийяра, М. Постера, Ж. Ланье, Н. Носова, Е. Таратуты, А. Иванова, О. Ганисаретского и других. Проблемы реформирования школы на принципах духовного гуманизма, роль учителя в этом   процессе освещены  в работах Ш. Амонашвили, В. Александровой,  М. Богуславского, А. Данелюка, В. Дьяченко, В. Бак,  С. Крука и др.

Цель статьи – рассмотреть основные причины реформирования системы общего среднего образования в мире, сущность и проблемы предстоящих образовательных реформ в Украине в условиях развития информационной цивилизации.

Изложение основного материала. Основоположником современной педагогики считается великий чешский ученый Я. Коменский. Предложенная им организация обучения – классно-урочная система – существует уже около 400 лет. Ее основой являются наличие стабильного состава учеников – класса – и установленного времени занятий – урока. Наступление Третьей промышленной революции привело многих политиков, ученых, педагогическую общественность к выводу, что существующую продолжительное время систему образования необходимо менять. Прежде всего, к таким выводам подталкивали революционное обновление информационных технологий, знаний, автоматизация производства. В 1946 году в университете города Пенсильвания (США) была создана первая ЭВМ, названная ENIAC. Она содержала 18 тыс. вакуумных ламп, занимала площадь около 200 квадратных метров и весила около 30 тонн. А уже к началу семидесятых годов появился персональный компьютер, на котором Б. Гейтс написал первую компьютерную программу. За последующие сорок лет производительность каждого отдельного компьютера выросла в тысячи раз, а суммарное число установленных ПК увеличилось до миллиарда.

Растет удельный вес отраслей, которые обеспечивают передачу и использование информации. В результате число пользователей сети сегодня превысило 3,2 млрд.; доля домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, за последние десять лет увеличилась с 6,5% до 43% мирового населения; более двух миллиардов человек зарегистрированы в социальных сетях; общее число пользователей мобильной связью достигло 3,65 млрд. человек [18]. Свыше 90% взрослого населения США, Канады, Южной Кореи, Японии, стран северной Европы, Люксембурга, Великобритании используют сеть ежедневно. Около половины землян (51%) используют для этого портативные компьютеры или карманные устройства; количество людей, которые приобрели мобильный Интернет, за последние годы увеличилось на 16% и достигло в 2016 году 2 млрд.  Всего в Украине в 2015 году насчитывалось около 10 млн. точек Wi-Fi, 99% из них установлены в квартирах [14].

Стремительные изменения во всех сферах жизни индустриально развитых стран побудили утверждение о наступлении Четвертой промышленной революции [9]. Именно эта проблема была в центре внимания Всемирного экономического форума в Давосе в январе 2016 года. К. Шваб указал на три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не простым продолжением Третьей промышленной революции, а началом Четвертой. Это скорость, с которой происходят перемены, их размах и системный характер последствий. 

Действительно, ученые существенно приблизились к созданию компьютера на квантовых принципах, который станет прорывом в развитии ИТ–технологий [20]. Большие надежды возлагаются на дальнейшее развитие Интернета. Сеть должна стать более скоростной, охватывать все население планеты, не зависеть от "настроения политиков", обеспечивать пользователей бесплатным доступом к важным Интернет-ресурсам.

Быстрыми темпами развивается искусственный интеллект, который, по утверждению Джен Сун Ханга, перешел от исследовательского проекта в инженерное решение" [11]. Мир вступает в эпоху тотальной нанореволюции ("нано"  происходит от греческого nαnοσ  – "карлик" и означает одну миллиардную часть чего-либо), способной по своим масштабам, результатам и последствиям затмить появление ИТ-технологий. В ближайшие десятилетие нас ожидает  широкомасштабное и системное вторжение наноструктурированных материалов, изделий и способов их получения буквально во все сферы жизни.

В геометрической прогрессии растут современные знания. При сохранении нынешних темпов к 2060 году, по оценкам американских специалистов, их объем увеличится примерно в 20 раз [19]. Знания, которые получает современный человек, устаревают с огромной скоростью. Например, в ВУЗ ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. В США установлена единица измерения устаревания знаний специалиста – период “полураспада” компетентности, то есть снижение ее на 50% вследствие появления новой информации. Во многих профессиях этот период наступает менее чем через 5 лет – раньше, чем заканчивается обучение в ВУЗ [6]. Попытки реформировать образование механически, добавляя еще один год обучения, еще один учебный предмет, компьютерный класс, совершенствуя только лишь стандарты обучения, поддерживая идею единых (базовых) учебников, усиливая проверки, не дают результатов. Поэтому образование должно взять курс от подготовки эрудита, расширения объема изучаемой информации к качественному, творческому, инновационному его осмыслению и усвоению.

Ученые, журналисты все чаще говорят о необходимости изменения существующей (знаниевой) образовательной парадигмы. Современные технологии через несколько лет сделают доступными любые знания. Этот процесс уже начался, например, компания Google приступила к созданию глобальной всемирной электронной библиотеки [8]. Ее сотрудники произвели подсчет мирового книжного фонда, который составил свыше 130 млн. экземпляров, и приступили к его сканированию. К 2010 году компания оцифровала около 10 млн. изданий, из них в электронной библиотеке   находится 7 млн. книг на 40 языках. Это означает, что в скором будущем пользователям Интернета будут доступны издания, которые ранее можно было увидеть на редких книжных выставках.  Этот проект вызвал интерес огромного количества читателей, научных работников, студентов. Его реализация позволит существенно облегчить доступ к произведениям литературы, науки, искусства.

В контекст этих намерений вписываются и другие возможные технические новшества в обучении. В условиях существенного уменьшения размеров будущих технических средств, увеличения возможностей доступа к Интернету, создания всемирной электронной библиотеки человек сможет моментально получать любые необходимые знания. Поэтому учителю предстоит отойти от усвоения предмета, контроля подготовки к очередному независимому оцениванию, попыток расширить память ребенка, а научиться формировать у него инновационное, творческое мышление, мотивировать учеников, пытаться организовывать образовательную среду, в которой будет возможным творческое исследование, добиваться, чтобы креативные подходы стали нормой всей последующей жизни человека.

Необходимость изменения образовательной парадигмы связана и с увеличением продолжительности жизни населения планеты. К 2050 году численность населения Земли, по оценкам ООН, вырастет до 9,6 млрд. человек, что примерно на 20% превысит показатели 2016 года (7,4 млрд.) [10]. Общая численность пожилого населения к середине века увеличится: уже сейчас люди живут дольше, а уровень рождаемости снижается. К 2050 году каждый шестой человек на Земле будет старше 65 лет. Поэтому возникла реальная необходимость создать условия для обучения (переобучения) людей зрелого и старшего возраста. Все это привело ЕЭС к выводу о необходимости утвердить концепцию "Образование в течение всей жизни" как одну из основных в европейской социальной модели. Этот переход предполагает смену парадигмы обучения, ставит в центр процесса обучающуюся личность, которая усовершенствуется в течение всей жизни. Формальное образование перестает быть процессом трансляции знаний – акцент перемещается на умение учиться всем категориям населения и на самостоятельное освоение знаний. Важность знания фактов уменьшается и уступает место необходимости доступа к информации, овладению умением ее поиска и интерпретации, превращения информации в новое знание.

Быстрыми темпами развивается виртуальная культура. Современную трактовку словосочетания "виртуальная реальность" связывают с содержанием понятия "virtus" (от лат. – потенциальный, возможный, мнимый). В 2001 году был принят "Манифест виртуалистики" [16], в котором указано, что это не философия и не наука, а тип постнеоклассического мировоззрения, которое вводит новую реальность и предлагает новый взгляд на мир. Базовой основой этого документа стала идея виртуального существования (виртуальной реальности), которая становится более реалистичной, длительной по времени, привлекающей все большее внимание человека. В результате разница между обычной реальностью и виртуальной стирается. Объекты реального мира будут становиться все более пластичными и управляемыми, то есть более виртуальными, а в виртуальном мире появятся копии реального. Нет никаких сомнений в том, что виртуальная реальность создаст большие возможности для самореализации человека. Насколько мы сможем воспользоваться ими для осуществления действительно творческого, профессионального, духовного развития личности, зависит от осознания той опасности, которую несет в себе виртуальная свобода. Искушение виртуальной свободой, виртуальными возможностями, которые предстоит пройти в будущем каждому человеку, возможно, будет столь же тяжелым, как искушение деньгами и властью.

В процессе погружения в иллюзорный мир новейших технологий формируется новый тип личности. Новое поколение в пределах своего национального языка выработало собственный сленг, понятия, аббревиатуру, способы мышления. Это не только иное мировоззрение, но и различные формы социализации и социального поведения, в том числе и на бытовом уровне. "Цифровое" поколение, независимо от возраста, пола, языка, культуры, легко находит общие темы со своими сверстниками или единомышленниками из других стран, фактически не испытывая цивилизационных или культурных барьеров. Оперативные системы коммуникации и оповещения (прежде всего – социальные сети) позволяют иметь близкие взгляды на происходящие процессы в планетарном масштабе. Скорость этих процессов будет нарастать. В феврале 2016 года Президент США Б. Обама представил общественности новую инициативу "Информатика для всех" (Computer Science for All) [4], которая предлагает обновить образовательную концепцию на всех уровнях – от детского сада до колледжа. По мнению американского президента, в современном мире освоение компьютерных наук стало одним из основных навыков, таким, как письмо, чтение и арифметика.

Анализ показывает, что дальнейшее развитие информационной цивилизации таит в себе огромное количество рисков и угроз. Наиболее важной проблемой является увеличение разрыва между темпами роста НТП и уровнем развития духовно-моральной культуры общества. Поэтому школа должна заниматься не только обучением – ее сверхзадача заключается в том, чтобы "зажечь светильник" ученика. Сделать это можно только с помощью ревизии всех существующих в настоящее время моделей образовательных систем по критерию гуманности.

В ходе обсуждения проблем образования на Всемирном экономическом форуме в Давосе (январь 2016 года) подчеркивалось, что школа менее всего подвержена начавшимся изменениям, которая мало в чем изменилась по сравнению с ХIХ столетием. То есть по утверждению А. Камю, школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Искать ответы на поставленные вопросы предстоит всей цивилизации. Очень важно, как отреагирует на эти вызовы система образования. Вспомним, что поиск адекватных информационной цивилизации способов развития системы образования идет уже несколько десятков лет. Это позволило некоторым странам мира в условиях существующей традиционной (знаниевой) образовательной парадигмы добиться определенных успехов, повысить качество среднего образования. Это подтверждают данные международных программ по оценке образовательных достижений учащихся: самыми успешными оказались те страны, где имеется равный доступ к качественному образованию, существует монополия государства на школы, индивидуальный подход к ученику, высок престиж профессии учителя [15].

В Украине после получения независимости государство неоднократно пыталось осуществить реформу системы среднего образования. Однако отсутствовала четкая стратегия осуществления реформ, не удавалось повысить качество образования, украинская школа довольствовалась в основном количественными показателями.

Отмеченные приоритеты социально-экономического развития Украины, как и общемировые тенденции, определяют важные направления модернизации национальной системы образования. Актуальными вопросами остаются совершенствование финансового, материально-технического и кадрового обеспечения, углубление интеграции отечественного образовательно-научного пространства в европейское, обновление базового законодательства в сфере общего среднего образования, повышение социального статуса учителей, преподавателей и научных работников, увеличение количества и повышение качества ученых и  дипломированных специалистов по  технологиям, машиностроению, проектированию и математике. 

Для осуществления этих реформ, прежде всего, необходимо принять новое законодательство. Весной 2017 года ожидается повторное слушание проекта закона "Об образовании" (законопроект № 3491-д от 04.04.2016) в Верховной Раде Украины. В последние месяцы 2016 года обсуждался новый документ – концептуальные основы реформирования среднего образования "Новая украинская школа". Очень важно, что большинство положений этих документов, касающихся автономии школы, качества работы учителя, содержания образования, педагогики партнерства, использования новейших компьютерных технологий и Интернета, демократизации и дебюрократизации школы находятся на уровне современных требований.

Реформа предусматривает введение 12-летнего школьного образования, которое будет состоять из начального образования продолжительностью 4 года, базового среднего образования в гимназии в течение 5 лет, профильного среднего образования длительностью 3 года, которое будут получать в академическом лицее или учреждениях профессионального образования. Согласно Концепции, переход на 12-летнее обучение и старт новой украинской школы предполагается уже в 2018-2019 учебном году. Проект закона предусматривает добровольную сертификацию учителейсоздание национального агентства обеспечения качества образования, национального центра профессиональных квалификаций и разработку национальной системы квалификаций. Одновременно принято решение провести децентрализацию, что предполагает укрупнение сельских и создание опорных школ. Это новая система качественного образования для детей, которые учатся в маленьких городках и селах. Как отметил министр образования, согласно нововведениям каждое маленькое село будет иметь начальную школу; в то же время во всех регионах будут создаваться опорные школы по всем современным стандартам с квалифицированным кадровым составом. Опорные школы будут посещать дети из многих сел, чтобы иметь возможность потом учиться в профильных старших классах. Привозить детей будут на школьных автобусах.

В то же время в предлагаемом Законе "Об образовании" имеются вопросы, которые предлагается учесть в окончательной редакции. Прежде всего, это проблема финансирования образования. В нашей стране традиционно высок относительный уровень расходов на образование. Максимальный их объем достигал 8,2% ВВП в 2009 году. Однако в связи с военными действиями, попытками консолидировать средства бюджета, снижения доли госсектора в экономике наметилась тенденция сокращения расходов на образование до 6,9% ВВП в 2014 и до 6,4% – в 2015 годах, в 2016-м спрогнозировано  их дальнейшее снижение до 6% ВВП. При этом следует обратить внимание на то, что абсолютные показатели ВВП долгие годы сокращались, эффективность расходов на образование низкая, доля негосударственных расходов в эту сферу составляет 15% (в то время как в Чили – 37%, Корее – 30%, Колумбии – 28%, США – 26%, Австралии – 23%, Канаде – 22%), конкурентная среда отсутствует, модель распределения финансирования архаическая (в основе ее количественные, а не качественные показатели). Поэтому сегодня предлагается усилить конкуренцию на рынке образовательных услуг. Государство должно финансировать не заведение, а учеников и студентов, которые имели бы право выбирать учебное заведение независимо от формы собственности. При распределении финансирования должны учитываться показатели качества образования. Для этого необходимо ввести независимый контроль за этими показателями. Следует также увеличить расходы на содержание среднего образования в общем объеме финансирования, доля которых в сравнении с высшим неоправданно мала.

Серьезные споры идут относительно эффективности в нынешних условиях классно-урочной системы обучения. Разговоры о ее изначальной ущербности, считаем, не имеют основания. Эта система в условиях индустриальной цивилизации успешно выполняла свою роль – готовила грамотных людей для производства, транспорта, связи, сельского хозяйства, основанных на энергии пара, электричества, углеводородов.

Но условия меняются. Идет поиск альтернативных классно-урочной системе организационных форм обучения. С 2020 года Финляндия собирается отказаться от классно-урочной системы и перейти к обучению школьников по системе "проектов". Новую модель предложила корпорация ІВM: выступила с инициативой создать в течение ближайших 5-10 лет "классные комнаты будущего". Суть идей компьютерного гиганта состоит в попытке найти принципиально иной способ обучения благодаря распространению образовательного контента в Интернете. Учителя смогут получать полную информацию о своих учениках: их достижениях и неудачах, результатах тестирования, посещении занятий, поведении на обучающих Интернет-платформах. Новые программы позволят учителю на основе этой информации искать оптимальные возможности обучения для каждого ученика, составить индивидуальное расписание для учащихся от детского сада до университета, найти способы преодоления неизбежных при этом трудностей.  Идет поиск новой организации учебного процесса в пределах системы Монтессори; на базе Вальдорфских школ, созданных по проекту австрийского педагога Р. Штайнера; интересный опыт накоплен в школе Михаила Щетинина; школе-парке М. Балабанова и некоторых других.

В последние десятилетия в украинском образовательном процессе ведущее место занимало обучение, которое сводилось к одному показателю – успеваемости, а работа педагога должна была обеспечить ее максимальные результаты. Школьная, студенческая жизнь вращалась вокруг знаний. Сегодня очевидно, что отказ от целенаправленной воспитательной работы в системе среднего и высшего образования был ошибкой. Акцент на развитие в школах только интеллекта, уменьшение внимания к вопросам морального воспитания на фоне разъединенности в семье и отсутствия культуры в обществе привели к юношеской инфантильности и нигилизму, увеличению детской преступности, наркомании, суицидов.

В новых документах об образовании акцентировано внимание на  воспитании патриотизма. В условиях непрекращающихся попыток распространить идеи "русского мира" в Украине это направление воспитательной работы является актуальным. Но почему только патриотизма? Ведь известно, что некультурный, невоспитанный, не знающий правил поведения патриот иногда может принести больше вреда, чем пользы. Примеров этому из нашей сегодняшней жизни можно привести немало. В этих условиях, если не предпринять решительных шагов по повышению эффективности системы духовно-нравственного воспитания, острые противоречия между быстрыми темпами развития цивилизации и отставанием культуры будут нарастать. Осуществить прорыв, стать душой, координатором воспитательной работы может и должна стать школа. Именно она в состоянии взять на себя роль центра воспитания школьников, поднять уровень дополнительного образования детей, организовать обучение основам педагогики и психологии родителей, консультации и методическую помощь для них.

Вызывает недоумение заявления в новых документах о необходимости заменить педагогику В. Сухомлинского инновационной педагогикой. К сожалению, украинская система образования идеи гуманной педагогики В. Сухомлинского еще существенно не внедряла. Учитель, приземленный насущными проблемами школы, семейными заботами, отчетами, репетиторством, подготовкой учащихся к независимому тестированию, родители, озабоченные тем, как содержать семью, вспоминают о воспитательной системе великого педагога только к моменту очередной конференции или к приезду проверяющих.

Вспомним, что в основе эстетического воспитания В. Сухомлинского лежит воспитание красотой. Красота и культура неразрывно связаны, поскольку красота познается человеком только с помощью усвоения культуры. Мысль великого педагога о том, что ребенок, вырастивший розу для других людей, если единственным его вознаграждением стало наслаждение красотой, не способен на подлость, зло, цинизм и бессердечность, является для многих классической. Педагогические идеи Василия Александровича широко востребованы в учебных заведениях Китая, где несколько сотен школ активно используют его педагогическое наследие. По мнению классика, красота нужна не только для того, чтобы восхищаться ею, а и для утончения души ребенка в результате восприятия красоты. В процессе воздействия должна возникать духовная общность между учителем, школьником и его родителями, без чего воспитание не может состояться. 

Считаем, что нуждаются в корректировке сроки реализации реформы среднего образования. В Польше подобный процесс занял 25 лет, в Финляндии – 20. В Украине на введение 12-летней системы образования отводится десять лет. Учитывая, что только на обсуждение документов ушло три года, что уже год прошел после принятия Закона в первом чтении, а время второго – еще не определено, что проблема перехода к подготовке творческого, способного к инновациям школьника дело новое и (как показывает первый опыт) не простое, что многое упирается не только в новую методику и учебники, а в процесс подготовки, переподготовки, повышения компетентности педагогических кадров, что, скорее всего, на пути реформирования возникнут финансовые трудности, сроки проведения реформы среднего образования должны быть увеличены.

Одной из серьезнейших проблем школы в условиях развития информационной цивилизации продолжает оставаться вопрос привлечения в школу учительских кадров – творческих, желающих увлеченно трудиться. Это удается сделать, прежде всего, в тех странах, где созданы определенные материальные условия, на высоком уровне поддерживается имидж профессии учителя. Например, в Финляндии конкурс при поступлении на педагогическую специальность в ВУЗ составляет 10-12 человек на место, молодой педагог получает до 2,5 тыс. евро, может взять льготный кредит на жилье. В Германии учитель имеет статус государственного служащего с внушительными льготами при получении пенсии, оплате жилья, медицинского обслуживания. Результат – жесткая конкуренция среди соискателей за каждую учительскую вакансию.

Иначе складывается ситуация в Украине. Последние опросы в г. Киеве показывают, что только 20% студентов педагогических ВУЗ собирались после окончания обучения идти работать в школу. Причин тому множество; одна из важнейших – материальная. Сегодня многие учителя для того, чтобы содержать свои семьи,  вынуждены преподавать в 5-6 школах, заниматься репетиторством или вести подсобное хозяйство, работать на приусадебном участке. Времени на творческую работу у них не остается.

С помощью нового закона об образовании государство пытается решить эту проблему. С 1 января 2017 года должностные оклады учителей повышены на два тарифных разряда. Так, учитель высшей категории отнесен к 14 разряду и должен получать от 5266 грн. до 6841 грн., а учитель без категории – от 3960 грн. до 4853 грн. [3]. В то же время в Украине была установлена минимальная зарплата в 3,2 тыс. грн. Если учесть существующий уровень инфляции, рост коммунальных расходов, отсутствие повышения зарплаты у других категорий школьных работников после роста минимальной заработной платы, сокращение школ и, естественно, количества учебных часов, практически отсутствие возможности учителю получить квартиру, то это "улучшение" позволит педагогам лишь некоторое время продержаться на плаву.

Выводы. Наступление информационной цивилизации, приближение Четвертой промышленной революции заставляет многие страны реформировать среднее образование. Вступление в ХХI век – век знаний, увеличение в геометрической прогрессии новых знаний и технологий, создание при помощи Интернета всемирной интеллектуальной базы данных – должно привести к отказу от знаниевой образовательной парадигмы. Эта революция  ставит в центр процесса обучающуюся личность, которая работает над собой в течение всей жизни. Формальное образование перестает быть процессом трансляции знаний – акцент перемещается на умение учиться всех категорий населения и на самостоятельное освоение знаний. Важность знания фактов уменьшается и уступает место необходимости доступа к информации, овладению умениями ее поиска, осмысления и интерпретации, превращения информации в новое знание. Учитывая эти факторы, Украина пытается реформировать свою образовательную систему. Так, в стране разработан и близок к принятию современный Закон "Об образовании". Анализ обсуждаемых документов приводит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в финансировании образования: нужно усилить конкуренцию на рынке образовательных услуг, учитывать показатели качества образования, ввести его независимый контроль, перераспределить расходы в пользу финансирования среднего образования за счет высшего.

В документах об образовании следует более глубоко отразить понимание необходимости развития не только патриотического воспитания, но всего спектра вопросов, касающихся воспитания человека культурного. Важно проработать и найти новые организационные формы, связанные с постепенным отказом и заменой классно-урочной системы обучения. Вызывает вопросы заявления о необходимости заменить педагогику В. Сухомлинского (которая в полной мере не реализовалась) на инновационную педагогику. Нуждаются в корректировке в сторону увеличения сроки проведения реформ, а также вся система подбора, подготовки, воспитания педагогических кадров, повышения компетентности учителя школы.

 

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш.А. Истина школы / Ш. А. Амонашвили. – Артемовск : Лаборатория гуманной педагогики, 2008. – 80 с.
  2. Буденко Т. Новые технологии плюс опыт тысячелетий : как будем учиться завтра? [Электронный ресурс] / Т. Буденко // Сайт Лига.net. – Режим доступа : http://biz.liga.net/upskill/all/stati/3247872-novye-tekhnologii-opyt-tysyachiletiy.
  3. Ключник Б. Реформа школы : Какие изменения ждут среднее образование в Украине [Электронный ресурс] / Б.  Ключник // Сайт 112.ua. – Режим доступа : http://112.ua/statji/reforma-shkoly-kakie-izmeneniya-zhdut-srednee-obrazovanie-v-ukraine-362536.html.
  4. Надымкович С. Обама хочет подготовить детей к цифровому миру будущего [Электронный ресурс] / С.  Надымкович. – Режим доступа : http://hyser.com.ua/community/59164-59164.
  5. Носов Н.А. Манифест виртуалистики  / Н.А. Носов. – М. : Путь, 2001. – 17 с.
  6. Палкин В.А. По тернистой дороге образования в век знаний. – Саарбрюккен : Люблю книгу, 2016. –201 с.
  7. Пользователи Интернета в мире [Элeктронный ресурс] // Сайт Bizhit.ru. –  Рeжим доступа : http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404.
  8. Писатели против гугл [Электронный ресурс] // Сайт Вести.ru. – Режим доступа : http://www.vesti.ru/doc.html?id=344018.
  9. 4-я промышленная революция в Давосе [Электронный ресурс] // Сайт Expert.ru. – Режим доступа : http://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/.
  10. Kакой будет земля к 2050 году [Электронный ресурс] // Сайт Facenews.ua. – Режим доступа : http://www.facenews.ua/articles 2015/2601.
  11. Искусственный интеллект проникает в нашу жизнь [Электронный ресурс] // Сайт Ilenta.сom. – Режим доступа : http://ilenta.com/news/misc /misc_11105.html.
  12. Как финансируют образование в Украине и в мире [Электронный ресурс] // Сайт Информатор. – Режим доступа : http://informator.news/kak-fynansyruyut-obrazovanye-v-ukrayne-y-v-myre/.
  13. Будущее образования : уроки неопределенности [Электронный ресурс] // Сайт Лига. Бизнес. – Режим доступа : http://biz.liga.net/upskill/all/stati/.
  14. Развитие Интернета в Украине [Электронный ресурс] // Сайт Лига.net. – Режим доступа : http://www.liga.net/projects/ukraine.                                                
  15. Среднюю школу нужно копировать у финнов [Электронный ресурс] // Сайт Pravda.ru. – Режим доступа : http://www.pravda.ru/society/ family/pbringing/05-02-2013/1143789-finn-0/Sajt2.
  16. В ближайшие 10 лет виртуальная реальность будет неотличима от реального мира [Электронный ресурс] // Сайт Тонето. – Режим доступа : http://toneto.net/news/tehnologii/tim-svini–v–bligayshie-10-let–virtualnaya-realnost-budet-neotlichima-ot-realnogo-mira.
  17. Счастливая Е. Рабы системы или зачем нужна школа [Электронный ресурс] / Е.  Счастливая // Сайт Движение жизни. – Режим доступа : http://image.112.ua/original/2016/12/30/277237.jpg.
  18. Сычев И. We Are Social : интернет, мобильная связь и социальные сети в 2015 [Электронный ресурс] / И. Сычев. – Режим доступа : https://habrahabr.ru/post/283612/.
  19. Турчин А.В., Батин М.А. Футурология. ХХ1 век : бессмертие или глобальная катастрофа? / А. В. Турчин, М. А. Батин.  – М. : БИНОМ, 2013. –263 с.
  20. Хель И. Квантовые технологии появятся на британских улицах уже через два года [Электронный ресурс] / И. Хель // Sajt Hi-News.ru. – Режим доступа : //hi-news.ru/internet/kvantovye-texnologii-poyvatsa-na-britanskix-ulicax-uzhe-herez-dva-goda/html.

  

Палкін В.А. Реформа середньої загальної освіти в Україні в умовах розвитку інформаційної цивілізації: причини, стан, проблеми

У статті розглянуто причини реформування системи загальної середньої освіти в умовах розвитку інформаційної цивілізації, суть реформ, що проводяться в Україні. Проаналізовано основні труднощі і проблеми, висловлено пропозиції для їх усунення.

Ключові слова: інформаційна цивілізація, промислова революція, штучний інтелект, середня освіта, школа, учитель, століття знань, освіта впродовж усього життя, школяр, навчання, виховання.

 

Palkin, V.A. Reform of High School is in Ukraine: Reasons, State, Problems

In the article reasons of reformation of high school are considered in the conditions of development of informative civilization, essence of the reforms conducted in Ukraine, basic difficulties and problems are analysed, suggestions are outspoken on their removal.

Key words: informative civilization, industrial revolution, artificial intelligence, secondary education, school, teacher, century of knowledge, education during all life, schoolboy, educating, education.

Permanent link to this article: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=4428